Сыновняя почтительность: важная культурная ценность Китая
Лорен Мак — журналист, освещающий культуру и историю Китая. Она изучала китайский язык в Пекине и Тайбэе и писала для Newsweek International, Elle Girl и Chicago Tribune.
Сыновняя почтительность (孝, сяо), возможно, самый важный моральный принцип Китая. Концепция китайской философии на протяжении более 3000 лет, сяо сегодня влечет за собой сильную лояльность и почтение к своим родителям, к своим предкам, в более широком смысле, к своей стране и ее лидерам.
Значение
В общем, сыновняя почтительность требует, чтобы дети предлагали любовь, уважение, поддержку и почтение своим родителям и другим старшим в семье, таким как бабушка и дедушка или старшие братья и сестры. Акты сыновней почтительности включают в себя послушание желаниям родителей, заботу о них, когда они состарятся, и упорный труд, чтобы обеспечить их материальными удобствами, такими как еда, деньги или баловство.
Идея вытекает из того факта, что родители дают жизнь своим детям и поддерживают их на протяжении всех лет их развития, обеспечивая питание, образование и материальные потребности. Таким образом, получив все эти блага, дети навсегда остаются в долгу перед своими родителями. Чтобы признать этот вечный долг, дети должны уважать своих родителей и служить им всю свою жизнь.
Помимо семьи
Принцип сыновней почтительности также распространяется на всех старейшин — учителей, профессиональных начальников или всех, кто старше по возрасту, — и даже на государство. Семья является структурным элементом общества, и поэтому иерархическая система уважения также применима к своим правителям и своей стране. Сиаo означает, что такую же преданность и самоотверженность в служении своей семье следует применять и в служении своей стране.
Таким образом, сыновняя почтительность является важной ценностью, когда речь идет об отношении к ближайшим родственникам, к старшим и начальству в целом и к государству в целом.
Китайский символ Сяо (孝)
Китайский иероглиф для сыновней почтительности, сяо (孝), иллюстрирует значение термина. Идеограмма представляет собой комбинацию символов лаосский (老), что означает старый, и эр зи (儿子), что означает сын. лаосский верхняя половина символа сяо, а э зи, представляющий сына, образует нижнюю половину персонажа.
Сын ниже отца – это символ того, что означает сыновняя почтительность. Персонаж сяо показывает, что старшего человека или поколение поддерживает или носит сын: таким образом, отношения между двумя половинками являются одновременно бременем и поддержкой.
Истоки
Иероглиф сяо — один из старейших примеров письменного китайского языка, нарисованный на костях оракула — бычьих лопатках, используемых в гадании — в конце династии Шан и в начале династии Западная Чжоу, около 1000 г. до н.э. Первоначальное значение, по-видимому, означало «предоставление пищи своим предкам», а предки означали как живых родителей, так и тех, кто давно умер. Этот внутренний смысл не изменился за прошедшие века, но то, как это интерпретируется, как то, кто включает в себя уважаемых предков, так и обязанности ребенка по отношению к этим предкам, менялось много раз.
Китайский философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) несет наибольшую ответственность за то, чтобы сделать сяо центральной частью общества.Он описал сыновнюю почтительность и доказывал ее важность для создания мирной семьи и общества в своей книге «Сяо Цзин», также известной как «Классика Сяо» и написанной в 4 веке до нашей эры. Сяо Цзин стал классическим текстом во времена династии Хань (206–220 гг.) И оставался классикой китайского образования вплоть до 20 века.
Интерпретация сыновней почтительности
После Конфуция классическим текстом о сыновней почтительности является Двадцать четыре образца сыновней почтительности, написанный ученым Го Цзюцзин во времена династии Юань (между 1260–1368). В тексте есть несколько довольно удивительных историй, таких как «Он похоронил своего сына ради матери». Эта история, переведенная на английский язык американским антропологом Дэвидом К. Джорданом, гласит:
Во времена династии Хань семья Го Цзюй была бедной. У него был трехлетний сын. Мать иногда делилась едой с ребенком. Джу сказал своей жене: «[Поскольку мы] очень бедны, мы не можем обеспечить Мать. Наш сын делит мамину еду. Почему бы не похоронить этого сына?» Он копал яму глубиной в три фута, когда наткнулся на котел с золотом. На нем [надпись] гласило: «Ни одно должностное лицо не может забрать это, и никакое другое лицо не может забрать это».
Самый серьезный вызов основам мысли сяо пришелся на первые десятилетия 20-го века. Лу Синь (1881–1936), известный и влиятельный китайский писатель, критиковал сыновнюю почтительность и рассказы, подобные рассказам «Двадцати четырех образцов». Член Движения четвертого мая в Китае (1917 г.) Лу Синь утверждал, что иерархический принцип, отдающий предпочтение старшим над молодежью, препятствует принятию молодыми людьми решений, которые позволили бы им расти как люди или жить собственной жизнью.
Другие участники движения осуждали сяо как источник всего зла, «превращая Китай в большую фабрику по производству послушных подданных». В 1954 году известный философ и ученый Ху Ши (1891–1962) изменил это крайнее отношение и продвинул Сяоцзин; и этот принцип остается важным для китайской философии и по сей день.
Вызовы философии
По общему признанию ужасный набор «Двадцать четыре парагона» выдвигает на первый план давние философские проблемы с сяо. Одним из таких вопросов является связь между сяо и другим конфуцианским принципом. рен (любовь, доброжелательность, человечность); другой спрашивает, что делать, когда честь семьи противоречит чести законов общества? Что делать, если ритуальное требование требует, чтобы сын отомстил за убийство своего отца, но преступлением является совершение убийства или, как в приведенной выше истории, детоубийства?
Сыновняя почтительность в других религиях и регионах
Помимо конфуцианства, концепция сыновней почтительности также встречается в даосизме, буддизме, корейском конфуцианстве, японской и вьетнамской культурах. Идеограмма сяо используется как в корейском, так и в японском языках, хотя и с разным произношением.