Обзор стиля барокко в английской прозе и поэзии
Доктор Ричард Нордквист — почетный профессор риторики и английского языка в Южном университете Джорджии и автор нескольких университетских учебников по грамматике и сочинению.
В литературоведении и риторике — экстравагантный, богато украшенный и/или причудливый стиль письма. Термин, чаще используемый для характеристики изобразительного искусства и музыки. барокко (иногда с заглавной буквы) также может относиться к очень богато украшенному стилю прозы или поэзии.
Этимология
С португальского барроко "несовершенная жемчужина"
Примеры и наблюдения:
«Сегодня слово [барокко] применяется к любому творению, которое чрезвычайно богато украшено, замысловато или сложно. Сказать, что политик произнес барочную речь, не обязательно будет комплиментом» (Элизабет Уэббер и Майк Фейнсилбер, Словарь аллюзий Merriam-Webster. Мерриам-Вебстер, 1999 г.)
Характеристики литературного стиля барокко
«Барокко литературный стиль обычно характеризуется риторической изощренностью, излишеством и игрой.Сознательно переделывая и, таким образом, критикуя риторику и поэтику петрарканских, пасторальных, сенеканских и эпических традиций, писатели эпохи барокко бросают вызов общепринятым понятиям приличия, используя и злоупотребляя такими тропами и фигурами, как метафора, гипербола, парадокс, анафора, гипербатон, гипотаксис. паратаксис, парономазия и оксюморон. Производство копии и разнообразия (разновидности) ценится, как и выращивание Конкордия Дискорс и антитеза — стратегии, часто заканчивающиеся аллегорией или тщеславием».
(Принстонская энциклопедия поэзии и поэтики, 4-е изд., изд. Роланд Грин и др. Издательство Принстонского университета, 2012 г.)
Предостережения для писателей
- «Очень опытные писатели иногда используют барокко проза с хорошим эффектом, но даже среди успешных литературных авторов подавляющее большинство избегает цветистого письма. Писательство не похоже на фигурное катание, где для продвижения вперед в соревнованиях требуются более эффектные трюки. Изысканная проза — это особенность некоторых писателей, а не вершина, к которой стремятся все писатели» (Говард Миттельмарк и Сандра Ньюман, Как не писать роман. ХарперКоллинз, 2008 г.)
- «[Барокко проза требует от писателя огромной строгости. Если вы наполняете предложение, вы должны знать, как это сделать с помощью дополнительных ингредиентов — идей, которые не конкурируют, а дополняют друг друга. Прежде всего, когда вы редактируете, сосредоточьтесь на том, чтобы определить, когда уже достаточно» (Сьюзен Белл, Хитрое редактирование: о практике редактирования себя. В.В. Нортон, 2007 г.)
Барочная журналистика
«Когда Уолтер Брукинс летел на самолете Райта из Чикаго в Спингфилд в 1910 году, писатель Чикаго Рекорд Геральд сообщили, что самолет собирал огромные толпы в каждом городе по пути. В барокко проза, отражающая волнение эпохи, он писал:
Наблюдатели за небом с изумлением смотрели, как огромная искусственная птица неслась к небесам.. . Удивление, удивление, восхищение были написаны на каждом лице. . . машина для путешествий, которая сочетала в себе скорость локомотива с комфортом автомобиля и, кроме того, мчалась через стихию, по которой до сих пор перемещались только пернатые. На самом деле это была поэзия движения, и ее привлекательность для воображения была очевидна в каждом вздернутом лице».
(Роджер Э. Бильштейн, Полет в Америке: от Райтов до астронавтов, 3-е изд. Издательство Университета Джона Хопкинса, 2001 г.)
Барочный период
«Изучающие литературу могут столкнуться с термином [барокко] (в его старом английском смысле) неблагоприятно относился к литературному стилю писателя; или они могут прочитать о барокко период или «эпоха барокко» (конец 16, 17 и начало 18 веков); или они могут обнаружить, что он описательно и уважительно применяется к определенным стилистическим особенностям периода барокко. Так, ломаные ритмы стихов [Джона] Донна и словесные тонкости английских поэтов-метафизиков были названы элементами барокко. . . . «Эпоха барокко» часто используется для обозначения периода между 1580 и 1680 годами в литературе Западной Европы, между упадком Возрождения и подъемом Просвещения» (Уильям Хармон и Хью Холман, Справочник по литературе, 10-е изд. Пирсон Прентис Холл, 2006 г.)
Рене Веллек о барочных клише
- «Нужно, по крайней мере, признать, что стилистические приемы могут очень успешно имитироваться и что их возможная первоначальная выразительная функция может исчезнуть. Барокко, пустая шелуха, декоративные приемы, ремесленные клише.
- «Если мне покажется, что я заканчиваю на отрицательной ноте, не убежденный в том, что мы можем определить барокко ни с точки зрения стилистических приемов, ни с точки зрения определенного мировоззрения, ни даже с точки зрения особого отношения стиля и убеждений, я не хотел бы, чтобы меня поняли как предлагающего параллель с Артуром. Статья Лавджоя о «Дискриминации романтизма». Я надеюсь, что барокко не совсем в позиции «романтика» и что нам не нужно заключать, что оно «стало означать так много вещей, что само по себе ничего не значит».
«Каковы бы ни были недостатки термина барокко, это термин, который подготавливает к синтезу, отвлекает наш ум от простого накопления наблюдений и фактов и прокладывает путь для будущей истории литературы как изящного искусства».
(Рене Веллек, «Концепция барокко в литературоведении», 1946, ред. 1963; репорт. в Барочные новые миры: репрезентация, транскультурация, контрзавоевание, изд. Лоис Паркинсон Замора и Моника Кауп. Издательство Университета Дьюка, 2010 г.)
Светлая сторона барокко
Мистер Шидтлер: Теперь кто-нибудь может привести мне пример Барокко писатель?
Джастин Кэмми: О, сэр.
Мистер Шидтлер: М-м-м?
Джастин Кэмми: я думал все писатели разорились.
("Литература." Вы не можете делать это на телевидении, 1985)