0 просмотров

Стадии морального развития Кольберга

Силуэт весов на фоне драматического неба.

Синтия Винни, доктор философии, научный сотрудник Института социальных инноваций Филдингского университета.Она является соавтором двух книг по психологии и взаимодействию со СМИ.

Лоуренс Кольберг изложил одну из самых известных теорий развития нравственности в детстве. Стадии морального развития Кольберга, которые включают три уровня и шесть стадий, расширили и переработали идеи предыдущей работы Жана Пиаже по этому вопросу.

Основные выводы: этапы морального развития Кольберга

  • Работа Жана Пиаже о моральном суждении вдохновила Лоуренса Кольберга на создание теории стадий морального развития в детстве.
  • Теория включает три уровня и шесть стадий морального мышления. Каждый уровень включает в себя два этапа. Эти уровни называются преконвенциональной моралью, конвенциональной моралью и постконвенциональной моралью.
  • Поскольку теория Кольберга была первоначально предложена, она подвергалась критике за чрезмерный акцент на западном мужском взгляде на моральные рассуждения.

Истоки

Двухэтапная теория морального суждения Жана Пиаже обозначила различие между тем, как дети младше 10 лет и дети в возрасте 10 лет и старше думают о морали. В то время как младшие дети смотрели на правила как на установленные и основывали свои моральные суждения на последствиях, точки зрения старших детей были более гибкими, и их суждения основывались на намерениях.

Однако интеллектуальное развитие не заканчивается, когда закончились этапы морального суждения Пиаже, что делает вероятным, что моральное развитие также продолжалось. Из-за этого Кольберг считал работу Пиаже незавершенной. Он стремился изучить ряд детей и подростков, чтобы определить, есть ли стадии, выходящие за рамки предложенных Пиаже.

Метод исследования Кольберга

Кольберг использовал метод Пиаже опроса детей о моральных дилеммах в своем исследовании. Он ставил перед каждым ребенком серию таких дилемм и спрашивал их, что они думают по поводу каждой из них, чтобы определить причины, лежащие в основе их мышления.

Например, одна из моральных дилемм, представленных Колбергом, была следующей:

«В Европе женщина была на грани смерти от особого вида рака. Было одно лекарство, которое, по мнению врачей, могло ее спасти… Аптекарь брал в десять раз больше, чем стоило ему изготовление лекарства. Муж больной, Хайнц, ходил ко всем знакомым, чтобы занять денег, но смог собрать только примерно… половину того, что стоило. Он сказал аптекарю, что его жена умирает, и попросил продать дешевле или позволить заплатить позже. Но аптекарь сказал: «Нет, я открыл это лекарство и буду зарабатывать на этом деньги». Поэтому Хайнц впал в отчаяние и ворвался в магазин мужчины, чтобы украсть лекарство для его жены».

Объяснив эту дилемму своим участникам, Кольберг спрашивал: «Должен ли был муж сделать это?» Затем он продолжил серию дополнительных вопросов, которые должны были помочь ему понять, почему ребенок думал, что Хайнц был прав или не прав, делая то, что он делал. Собрав данные, Кольберг классифицировал ответы по стадиям морального развития.

Колберг взял интервью у 72 мальчиков в пригороде Чикаго для своего исследования. Мальчикам было 10, 13 или 16 лет. Каждое интервью длилось примерно два часа, и за это время Колберг поставил перед каждым участником 10 моральных дилемм.

Стадии морального развития Кольберга

Исследования Кольберга выявили три уровня нравственного развития. Каждый уровень состоял из двух этапов, всего шесть этапов. Каждый этап люди проходят последовательно, при этом мышление на новом этапе заменяет мышление на предыдущем этапе. Не все достигли высших ступеней в теории Кольберга. На самом деле, Кольберг считал, что многие не продвинулись дальше его третьей и четвертой стадий.

Уровень 1: доконвенциональная мораль

На низшей ступени нравственного развития люди еще не усвоили чувство нравственности. Моральные нормы диктуют взрослые и последствия нарушения правил. Дети девяти лет и младше, как правило, попадают в эту категорию.

  • Стадия 1: Ориентация на наказание и послушание.Дети считают, что правила фиксированы и должны соблюдаться буквально. Мораль является внешней по отношению к себе.
  • Стадия 2: Индивидуализм и обмен. Дети начинают понимать, что правила не абсолютны. У разных людей разные точки зрения, и поэтому не может быть единственно правильной точки зрения.

Уровень 2: Традиционная мораль

Большинство подростков и взрослых относятся к среднему уровню общепринятой морали. На этом уровне люди начинают усваивать моральные нормы, но не обязательно подвергать их сомнению. Эти стандарты основаны на социальных нормах групп, частью которых является человек.

  • Этап 3: Хорошие межличностные отношения. Нравственность возникает из того, чтобы жить в соответствии со стандартами данной группы, такой как семья или сообщество, и быть хорошим членом группы.
  • Этап 4: Поддержание общественного порядка. Индивид становится более осведомленным о правилах общества в более широком масштабе. В результате они начинают заботиться о соблюдении законов и поддержании общественного порядка.

Уровень 3: Постконвенциональная мораль

Если люди достигают наивысшего уровня нравственного развития, они начинают задаваться вопросом, хорошо ли то, что они видят вокруг себя. В этом случае мораль вытекает из самоопределяемых принципов. Кольберг предположил, что только 10-15% населения смогли достичь этого уровня из-за того, что для этого требовалось абстрактное мышление.

  • Этап 5: Общественный договор и права личности. Общество должно функционировать как общественный договор, где целью каждого человека является улучшение общества в целом. В этом контексте мораль и индивидуальные права, такие как жизнь и свобода, могут иметь приоритет над конкретными законами.
  • Этап 6: Универсальные принципы. Люди вырабатывают собственные принципы морали, даже если они противоречат законам общества. Эти принципы должны применяться ко всем в равной степени.

Критика

Поскольку Кольберг первоначально предложил свою теорию, против нее было выдвинуто множество критических замечаний.Один из ключевых вопросов, который другие ученые поднимают в связи с теорией, касается образца, использованного для ее создания. Колберг сосредоточился на мальчиках в конкретном городе США. В результате его теорию обвинили в предвзятом отношении к мужчинам в западных культурах. Западные индивидуалистические культуры могут иметь иную моральную философию, чем другие культуры. Например, индивидуалистические культуры делают акцент на личных правах и свободах, а коллективистские культуры делают упор на то, что лучше для общества в целом. Теория Кольберга не принимает во внимание эти культурные различия.

Кроме того, такие критики, как Кэрол Гиллиган, утверждали, что теория Кольберга объединяет мораль с пониманием правил и справедливости, игнорируя при этом такие вопросы, как сострадание и забота. Гиллиган считал, что акцент на беспристрастном рассмотрении конфликтов между конкурирующими сторонами упускает из виду женский взгляд на мораль, который, как правило, зависит от контекста и проистекает из этики сострадания и заботы о других людях.

Методы Кольберга также подверглись критике. Дилеммы, которые он использовал, не всегда применимы к детям в возрасте 16 лет и младше. Например, дилемма Хайнца, представленная выше, может не иметь отношения к детям, которые никогда не были женаты. Если бы Колберг сосредоточился на дилеммах, в большей степени отражающих жизнь его испытуемых, его результаты могли бы быть другими. Кроме того, Кольберг никогда не исследовал, действительно ли моральные рассуждения отражают моральное поведение. Поэтому неясно, соответствовали ли действия его подданных их способности мыслить нравственно.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Заработная плата и льготы членов Конгресса США
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector