2 просмотров

Чудеса саркофага Пакаля

Пирамида и Храм Надписей, Паленке, Мексика, в полном солнечном свете.

Кристофер Минстер, доктор философии, профессор Университета Сан-Франциско-де-Кито в Эквадоре. Он бывший главный писатель VIVA Travel Guides.

В 683 году нашей эры Пакаль, великий король Паленке, правивший почти 70 лет, умер. Время Пакаля было периодом великого процветания для его народа, который почтил его, погребя его тело в Храме Надписей, пирамиде, которую сам Пакаль приказал построить специально, чтобы служить его могилой. Пакаль был похоронен в нефритовых украшениях, в том числе в красивой посмертной маске. Над могилой Пакаля был положен массивный каменный саркофаг, на котором было тщательно вырезано изображение самого Пакаля, переродившегося в бога. Саркофаг Пакаля и его каменная вершина являются одними из величайших археологических находок всех времен.

Открытие гробницы Пакаля

Город майя Паленке возвысился до величия в седьмом веке нашей эры, но таинственным образом пришел в упадок. К 900 г. н.э.или так, когда-то могучий город был в значительной степени заброшен, и местная растительность начала восстанавливать руины. В 1949 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье начал исследование разрушенного города майя, особенно Храма Надписей, одного из самых внушительных сооружений в городе. Он нашел лестницу, ведущую вглубь храма, и пошел по ней, осторожно ломая стены и удаляя камни и обломки. К 1952 году он достиг конца прохода и нашел великолепную гробницу, которая была запечатана более тысячи лет. В гробнице Пакаля много сокровищ и важных произведений искусства, но, пожалуй, самым поразительным был массивный резной камень, покрывавший тело Пакаля.

Большая крышка саркофага Пакаля

Крышка саркофага Пакаля сделана из цельного камня. Он прямоугольной формы, толщиной от 245 до 290 миллиметров (примерно 9-11,5 дюймов) в разных местах. Это 2,2 метра в ширину и 3,6 метра в длину (около 7 футов на 12 футов). Массивный камень весит семь тонн. Сверху и по бокам есть резьба. Массивный камень никогда бы не спустился по лестнице с вершины Храма Надписей. Сначала была запечатана гробница Пакаля, а затем вокруг нее был построен храм. Когда Руз Луилье обнаружил гробницу, он и его люди кропотливо подняли ее с помощью четырех домкратов, поднимая ее понемногу, вставляя в щели небольшие кусочки дерева, чтобы удерживать ее на месте. Гробница оставалась открытой до конца 2010 года, когда снова была тщательно опущена массивная крышка, закрывающая останки Пакаля, которые были возвращены в его могилу в 2009 году.

Резные края крышки саркофага рассказывают о событиях из жизни Пакаля и его царственных предков. На южной стороне записаны дата его рождения и дата его смерти. На других сторонах упоминаются несколько других лордов Паленке и даты их смерти. На северной стороне изображены родители Пакаля вместе с датами их смерти.

Стороны саркофага

По бокам и концам самого саркофага есть восемь увлекательных резных фигурок предков Пакаля, переродившихся в деревья. Это показывает, что духи ушедших предков продолжают питать своих потомков. Изображения предков Пакаля и бывших правителей Паленке включают:

  • Два изображения отца Пакала, Кан Мо Хикса, возрождающегося в виде дерева нанс.
  • Два изображения матери Пакаля, Сак К'ук, перерождающейся как дерево какао.
  • Прабабушка Пакала, Йол Ик'нал, показана дважды, переродившаяся в виде дерева сапоте и дерева авокадо.
  • Джанахб Пакал I, дед Пакаля, переродился в дерево гуавы.
  • Кан Б'ахлам I (правитель Паленке 572–583), переродившийся как дерево сапоте.
  • Кан Джой Читам I (правитель Паленке, ок. 529-565 гг. н.э.), переродившийся в дерево авокадо.
  • Ахкал Мо'Нахб' I (правитель Паленке ок. 501-524 гг. Н.э.), переродившийся в дерево гуавы.

Верхняя часть крышки саркофага

Великолепная художественная резьба на верхней части крышки саркофага является одним из шедевров искусства майя. На нем изображен возрождающийся Пакал. Пакал лежит на спине, в драгоценностях, головном уборе и юбке. Пакал показан в центре космоса, перерождаясь в вечную жизнь. Он стал единым целым с богом Унен-Кавиллом, который ассоциировался с кукурузой, плодородием и изобилием. Он появляется из кукурузного семени, которое держит так называемый Земной монстр, чьи огромные зубы ясно видны. Пакал появляется вместе с космическим деревом, видимым позади него. Дерево унесет его в небо, где его ждет бог Ицамнадж, Небесный Дракон, в виде птицы и двух змеиных голов по бокам.

Важность саркофага Пакаля

Крышка саркофага Пакаля — бесценное произведение искусства майя и одна из самых важных археологических находок всех времен. Глифы на крышке помогли ученым майя определить даты, события и семейные отношения, которым более тысячи лет.Центральный образ Пакаля, возрождающегося как бог, является одним из классических символов искусства майя и имеет решающее значение для понимания того, как древние майя относились к смерти и возрождению.

Следует отметить, что существуют и другие интерпретации надгробия Пакаля. Наиболее примечательным, пожалуй, является представление о том, что если смотреть сбоку (с Пакалем примерно в вертикальном положении и лицом влево), может показаться, что он управляет каким-то механизмом. Это привело к теории «астронавта майя», в которой говорится, что фигура не обязательно Пакал, а скорее астронавт майя, пилотирующий космический корабль. Какой бы занимательной ни была эта теория, она была полностью развенчана теми историками, которые соизволили обосновать ее хоть какими-то соображениями.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Джон Пол Джонс в американской революции
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x