Род, славянский бог дождя и плодородия
Женщина и ее дочь посещают могилу родственника на кладбище в Беларуси в день Радуницы, когда-то связанный с Родом и Рожаницами.
СЕРГЕЙ ГАПОН / Getty Images
- Магистр антропологии, Университет Айовы
- B.Ed., Университет штата Иллинойс
К. Крис Херст — археолог с 30-летним опытом работы в полевых условиях. Ее работы публиковались в научных изданиях, таких как Archeology Online и Science.
В некоторых записях дохристианской славянской мифологии Род — древний бог дождя и плодородия, который вместе со своими сподвижниками и женскими аналогами Рожаницами охраняет дом и роды. Однако в других записях Род вовсе не бог, а скорее новорожденный ребенок и дух предков клана, который выживает, чтобы защитить семью.
Основные выводы: Род
- Альтернативные имена: Роду, Чур
- Эквивалент: Пенаты (рим.)
- Культура/Страна: дохристианский славянский
- Основные источники: Славянские комментарии к христианским документам
- Сферы и Силы: Защищает домашнее хозяйство, поклонение предкам
- Семья: Рожаница (жена), Рожаницы (богини судьбы)
Род в славянской мифологии
В целом о дохристианской славянской религии известно мало, а то, что существует, туманно, о чем сообщают недоброжелатели-христиане, предпочитающие, чтобы языческие обычаи исчезли. Старославянское слово «род» означает «род», и если он вообще был богом, то Род давал дождь и устанавливал важность рода. В Балтийском регионе он смешивается со Святотивом (Сварогом) и, как говорят, создал людей, рассыпая пыль или гравий по поверхности земли. Сварог был верховным богом, которого позже в славянской мифологии заменили Перуном.
Большинство источников, однако, связывают Род с Рожаницами, богинями судьбы и деторождения. Слово «стержень» связано с «родители, слово «предки», само по себе происходящее от слова «семья» или «род». все, кроме новорожденного ребенка.Григорий говорил о рождении младенца Христа, а его славянские комментаторы XIV и XV веков сравнивали рожаниц со служанками младенца.
Роль Рода как верховного бога впервые упоминается в комментарии к Евангелиям конца 15-начала 16 века. Историки Юдифь Калик и Александр Учитель, однако, утверждают, что Род никогда не был богом, а скорее изобретением средневековых христиан-славян, которым не нравился стойкий культ рожаниц, основанный на женщинах.
Род и Рожаницы
Многие упоминания связывают Род с культом Рожаниц, богинь, оберегавших род («жезл») от капризов жизни. Женщины были в некотором смысле духами древних предков, которые иногда рассматривались как одна богиня, но чаще как несколько богинь, подобно скандинавским Норнам, греческим Мойрам или римским Паркам — Судьбам. Богини иногда считаются матерью и дочерью, а иногда упоминаются как супруги Рода.
Культ рожаниц включал обряд, проводимый при рождении ребенка, а также более крупные обряды весной и осенью каждый год. Когда рождался ребенок, три женщины, обычно пожилые и представляющие рожаниц, пили из рога и предсказывали судьбу ребенка. Бабий праздник (Праздник старушки или Радуница) праздновался незадолго до дня весеннего равноденствия. В честь умерших был приготовлен и съеден пир; женщины деревни украшали яйца и клали их на могилы умерших предков, символизируя возрождение. Еще один праздник отмечался 9 сентября и во время зимнего солнцестояния.
Эти обычаи широко распространились в средневековье и более поздние периоды, и новые христиане в славянском обществе были очень обеспокоены сохранением этого опасного языческого культа. Несмотря на предостережения церкви, люди продолжали поклоняться рожаницам, часто проводимым в их священном месте, бане или роднике, месте, олицетворяющем очищение и возрождение.
Был ли Род богом?
Если Род когда-либо и был богом, то он, скорее всего, был древним, связанным с дождем и плодородием, и/или клановым духом, защищавшим дом, подобно римским домашним богам, сохраняющим вечные родственные узы. Если это так, то он также мог быть разновидностью домового, кухонного духа, обитающего в домах людей.