0 просмотров

Анализ «Критона» Платона.

Руины тюрьмы Сократа в Афинах

Диалог Платона «Критон» — это композиция, созданная в 360 г. до н. э. на котором изображен разговор Сократа и его богатого друга Критона в тюремной камере в Афинах в 399 году до н. э. Диалог затрагивает тему справедливости, несправедливости и адекватного ответа на них обоих. Выдвигая аргумент, апеллирующий к рациональному размышлению, а не к эмоциональной реакции, персонаж Сократа объясняет разветвления и оправдания побега из тюрьмы для двух друзей.

Сюжет

Место действия диалога Платона «Критон» — тюремная камера Сократа в Афинах в 399 г. до н. э. Несколькими неделями ранее Сократ был признан виновным в развращении молодежи неверием и приговорен к смертной казни. Он принял приговор со своей обычной невозмутимостью, но его друзья отчаянно пытаются его спасти. Сократа до сих пор щадят, потому что Афины не проводят казней, а ежегодная миссия, которую они отправляют на Делос, чтобы отметить легендарную победу Тесея над минотавром, все еще впереди. Однако миссия ожидается на следующий день или около того. Зная это, Критон пришел призвать Сократа бежать, пока еще есть время.

Для Сократа побег, безусловно, является жизнеспособным вариантом. Критон богат; охранников можно подкупить; и если бы Сократ сбежал и бежал в другой город, его обвинители не возражали бы. По сути, он отправился бы в изгнание, и этого, вероятно, было бы достаточно для них.Критон излагает несколько причин, по которым ему следует бежать, в том числе то, что их враги подумают, что его друзья слишком скупы или робки, чтобы устроить ему побег, что он даст своим врагам то, чего они хотят, умирая, и что он несет ответственность перед своими детей, чтобы не оставлять их без отца.

Сократ отвечает, говоря, прежде всего, что то, как действовать, должно определяться рациональным размышлением, а не апелляциями к эмоциям. Это всегда был его подход, и он не собирается отказываться от него только потому, что его обстоятельства изменились. Он сразу же отмахивается от беспокойства Критона о том, что подумают другие люди. Нравственные вопросы не должны быть отнесены к мнению большинства; единственные мнения, которые имеют значение, — это мнения тех, кто обладает нравственной мудростью и действительно понимает природу добродетели и справедливости. Точно так же он отбрасывает такие соображения, как во сколько обойдется побег или насколько вероятно, что план увенчается успехом. Такие вопросы совершенно неуместны. Единственный вопрос, который имеет значение: будет ли попытка побега морально правильной или морально неправильной?

Аргумент в пользу морали

Таким образом, Сократ строит аргумент в пользу нравственности побега, говоря, что, во-первых, человек никогда не имеет права делать то, что является морально неправильным, даже в целях самообороны или в отместку за нанесенную травму или несправедливость. Кроме того, всегда неправильно нарушать заключенное соглашение. В этом Сократ утверждает, что он заключил неявное соглашение с Афинами и их законами, потому что он семьдесят лет наслаждался всеми благами, которые они обеспечивают, включая безопасность, социальную стабильность, образование и культуру. До своего ареста он также утверждает, что никогда не придирался ни к одному из законов и не пытался их изменить, а также не уезжал из города, чтобы жить где-то еще. Вместо этого он решил провести всю свою жизнь в Афинах и пользоваться защитой их законов.

Бегство, таким образом, было бы нарушением его согласия с законами Афин, и на самом деле было бы еще хуже: это было бы актом, грозящим разрушить авторитет законов. Поэтому Сократ заявляет, что попытка избежать приговора путем побега из тюрьмы была бы морально неправильной.

Уважение к закону

Суть аргумента становится незабываемой благодаря тому, что он вкладывается в уста Афинских законов, которых Сократ воображает олицетворением, и приходит, чтобы расспросить его об идее побега. Кроме того, дополнительные аргументы встроены в основные аргументы, изложенные выше. Например, Законы утверждают, что граждане должны повиноваться им и уважать их так же, как дети своим родителям. Они также рисуют картину того, как все выглядело бы, если бы Сократ, великий философ-моралист, всю жизнь так серьезно рассуждавший о добродетели, надел нелепую маскировку и сбежал в другой город только для того, чтобы обеспечить себе еще несколько лет жизни.

Аргумент о том, что те, кто извлекает выгоду из государства и его законов, обязаны уважать эти законы, даже если это кажется противоречащим их непосредственным личным интересам, убедителен, прост для понимания и, вероятно, до сих пор принимается большинством людей. Идея о том, что граждане государства, живя в нем, заключают неявный договор с государством, также оказала огромное влияние и является центральным принципом теории общественного договора, а также популярной иммиграционной политики в отношении свободы религии.

Однако, просматривая весь диалог, можно услышать тот же аргумент, который Сократ привел присяжным на суде. Он тот, кто он есть: философ, занимающийся поиском истины и взращиванием добродетели. Он не собирается меняться, независимо от того, что другие люди думают о нем или угрожают сделать с ним. Вся его жизнь отличается характерной честностью, и он полон решимости оставаться такой до самого конца, даже если для этого придется оставаться в тюрьме до самой смерти.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Миф о сжигании бюстгальтеров феминистками шестидесятых
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector