Что такое положительный внешний эффект потребления?
Джоди Беггс, доктор философии, экономист и специалист по данным. Она преподает экономику в Гарварде и работает экспертом в различных СМИ, включая Reuters, BBC и Slate.
Преимущества потребления по сравнению с. Преимущества для общества
Положительный внешний эффект на потребление возникает, когда потребление товара или услуги дает выгоду третьим сторонам, которые не участвуют в производстве или потреблении продукта. Например, исполнение музыки создает положительный внешний эффект на потребление, поскольку, по крайней мере, если музыка хороша, музыка приносит (неденежную) выгоду другим людям поблизости, которые в противном случае не имеют никакого отношения к рынку музыки.
Когда присутствует положительный внешний эффект от потребления, частная выгода для потребителя продукта ниже, чем общая выгода для общества от потребления этого продукта, поскольку потребитель не включает выгоду от внешних эффектов, которые он создает. В простой модели, в которой выгода, приносимая обществу внешними эффектами, пропорциональна количеству потребляемой продукции, предельная общественная выгода для общества от потребления товара равна предельной частной выгоде для потребителя плюс выгода на единицу продукции. сама внешняя сторона. Это показано уравнением выше.
Спрос и предложение с положительным внешним эффектом на потребление
На конкурентном рынке кривая предложения представляет собой предельные частные затраты на производство товара для фирмы (обозначается MPC), а кривая спроса представляет собой предельную частную выгоду для потребителя от потребления товара (обозначается MPB). При отсутствии внешних эффектов рынок не влияет ни на кого, кроме потребителей и производителей.В этих случаях кривая предложения также представляет собой предельные социальные издержки производства товара (обозначается MSC), а кривая спроса также представляет предельную общественную выгоду от потребления товара (обозначается MSB). (Вот почему конкурентные рынки максимизируют ценность, созданную для общества, а не только ценность, созданную для производителей и потребителей.)
Когда на рынке присутствует положительный внешний эффект на потребление, предельная общественная выгода и предельная частная выгода перестают быть одним и тем же. Следовательно, предельная общественная выгода не представлена кривой спроса, а вместо этого выше кривой спроса на величину внешнего эффекта на единицу.
Рыночный результат по сравнению с социально оптимальным результатом
Если рынок с положительным внешним эффектом на потребление оставить нерегулируемым, он будет совершать сделки в количестве, равном количеству, найденному на пересечении кривых спроса и предложения, поскольку это количество соответствует частным стимулам производителей и потребителей. Напротив, количество блага, оптимальное для общества, находится на пересечении кривых предельной общественной выгоды и предельных социальных издержек. (Это количество является точкой, в которой совершаются сделки со всеми единицами, в которых выгоды для общества перевешивают издержки для общества, и ни с одной единицей, в которых издержки для общества перевешивают выгоды для общества, не совершаются сделки.) Таким образом, нерегулируемый рынок будет производить и потреблять меньше. блага, чем это является социально оптимальным, когда присутствует положительный внешний эффект на потребление.
Нерегулируемые рынки с внешними эффектами приводят к убыткам безвозвратно
Поскольку на нерегулируемом рынке не реализуется социально оптимальное количество товара, когда присутствует положительный внешний эффект на потребление, результат свободного рынка связан с безвозвратными потерями.(Обратите внимание, что безвозвратная потеря всегда связана с субоптимальным рыночным исходом.) Эта безвозвратная потеря возникает из-за того, что рынок не может производить единицы, в которых выгоды для общества перевешивают издержки для общества, и, следовательно, не охватывает всю ценность, которую производит рынок может создать для общества.
Безвозвратные потери возникают из-за единиц, количество которых превышает рыночное количество, но меньше социально оптимального количества, и сумма, которую каждая из этих единиц вносит в безвозвратные потери, представляет собой сумму, на которую предельные социальные выгоды превышают предельные социальные издержки при таком количестве. Эта безвозвратная потеря показана на диаграмме.
(Один простой прием, помогающий найти безвозвратные потери, — это найти треугольник, указывающий на социально оптимальное количество.)
Корректирующие субсидии для положительных внешних эффектов
Когда на рынке присутствует положительный внешний эффект на потребление, правительство может фактически увеличить стоимость, которую рынок создает для общества, предоставляя субсидию, равную выгоде от внешнего эффекта. (Такие субсидии иногда называют субсидиями Пигу или корректирующими субсидиями.) Эта субсидия продвигает рынок к социально оптимальному результату, потому что она делает выгоду, которую рынок предоставляет обществу, явной для производителей и потребителей, давая производителям и потребителям стимул учитывать факторы. пользу внешних факторов в свои решения.
Корректирующая субсидия для потребителей описана выше, но, как и в случае с другими субсидиями, не имеет значения, предоставляется ли такая субсидия производителям или потребителям.
Другие модели внешних эффектов
Внешние эффекты существуют не только на конкурентных рынках, и не все внешние эффекты имеют структуру на единицу продукции. При этом логика, применяемая при анализе удельных внешних эффектов на конкурентном рынке, может быть применена к целому ряду различных ситуаций, и общие выводы в большинстве случаев остаются неизменными.