Почему Ницше порвал с Вагнером?
Из всех людей, с которыми встречался Фридрих Ницше, композитор Рихард Вагнер (1813–1883), несомненно, произвел на него самое глубокое впечатление. Как многие отмечали, Вагнер был того же возраста, что и отец Ницше, и, таким образом, мог предложить молодому ученому, которому было 23 года, когда они впервые встретились в 1868 году, своего рода замену отцу. Но что действительно имело значение для Ницше, так это то, что Вагнер был первоклассным творческим гением, личностью, которая, по мнению Ницше, оправдывала мир и все его страдания.
Ницше и Вагнер
С раннего возраста Ницше страстно любил музыку, и к тому времени, когда он был студентом, он был очень компетентным пианистом, который поражал своих сверстников своей способностью импровизировать. В 1860-е восходит звезда Вагнера. Он начал получать поддержку короля Баварии Людвига II в 1864 году; Премьера «Тристана и Изольды» состоялась в 1865 году, премьера «Мейстерзингеров» состоялась в 1868 году, «Золото Рейна» — в 1869 году, а «Валькирии» — в 1870 году. получили фортепианную партитуру Тристана и были большими поклонниками того, что они считали «музыкой будущего».
Ницше и Вагнер сблизились после того, как Ницше начал навещать Вагнера, его жену Козиму и их детей в Трибшене, красивом доме на берегу Люцернского озера, примерно в двух часах езды на поезде от Базеля, где Ницше был профессором классической филологии. В своих взглядах на жизнь и музыку они оба находились под сильным влиянием Шопенгауэра. Шопенгауэр рассматривал жизнь как трагедию по своей сути, подчеркивал ценность искусства, помогающего людям справляться с невзгодами существования, и отводил почетное место музыке как чистейшему выражению неустанно стремящейся Воли, которая лежит в основе мира явлений и составляет внутренний мир. сущность мира.
Вагнер много писал о музыке и культуре в целом, и Ницше разделял его энтузиазм по поводу попыток оживить культуру с помощью новых форм искусства. В своей первой опубликованной работе Рождение трагедии (1872) Ницше утверждал, что греческая трагедия возникла «из духа музыки», подпитываемой темным, иррациональным «дионисийским» импульсом, который, когда он был обуздан «аполлоническими» принципами порядка, в конечном итоге породил великие трагедии поэтов. как Эсхил и Софокл. Но затем рационалистическая тенденция, проявившаяся в пьесах Еврипида и, прежде всего, в философском подходе Сократа, стала преобладать, убив тем самым творческий порыв греческой трагедии. Что сейчас необходимо, заключает Ницше, так это новое дионисийское искусство для борьбы с господством сократовского рационализма. Заключительные разделы книги определяют и восхваляют Вагнера как лучшую надежду на такого рода спасение.
Излишне говорить, что Ричарду и Козиме книга понравилась. В то время Вагнер работал над завершением своего цикла «Кольцо», а также пытался собрать деньги на строительство нового оперного театра в Байройте, где можно было бы исполнять его оперы и проводить целые фестивали, посвященные его творчеству. Хотя его энтузиазм по поводу Ницше и его сочинений, несомненно, был искренним, он также видел в нем человека, который мог быть ему полезен в качестве защитника его интересов среди ученых. Примечательно, что Ницше был назначен на кафедру профессора в возрасте 24 лет, так что поддержка этой явно восходящей звезды была бы заметным пером на шапке Вагнера. Козима тоже смотрела на Ницше, как и на всех, прежде всего с точки зрения того, как они могут помочь или навредить миссии и репутации ее мужа.
Но Ницше, как бы он ни почитал Вагнера и его музыку и хотя, вполне возможно, влюбился в Козиму, имел собственные амбиции. Хотя какое-то время он был готов выполнять поручения Вагнеров, он стал все более критически относиться к властному эгоизму Вагнера.Вскоре эти сомнения и критика распространились на идеи, музыку и цели Вагнера.
Вагнер был антисемитом, питал недовольство французами, что разжигало враждебность к французской культуре, и симпатизировал немецкому национализму. В 1873 году Ницше подружился с Полем Рэ, философом еврейского происхождения, чье мышление находилось под сильным влиянием Дарвина, материалистической науки и французских эссеистов, таких как Ларошфуко. Хотя Ре не обладал оригинальностью Ницше, он явно повлиял на него. С этого времени Ницше начинает более сочувственно относиться к французской философии, литературе и музыке. Более того, вместо того, чтобы продолжать свою критику сократовского рационализма, он начинает восхвалять научное мировоззрение, и этот сдвиг подкрепляется его чтением Фридриха Ланге. История материализма.
В 1876 году состоялся первый Байройтский фестиваль. Вагнер, конечно, был в центре этого. Первоначально Ницше намеревался принять полное участие, но к тому времени, когда мероприятие уже началось, он счел неприятными культ Вагнера, лихорадочную социальную сцену, бурлящую приходом и уходом знаменитостей, и поверхностность окружающих празднеств. Сославшись на плохое здоровье, он на время покинул мероприятие, вернулся, чтобы послушать несколько выступлений, но ушел до конца.
В том же году Ницше опубликовал четвертую часть своих «Несвоевременных размышлений». Рихард Вагнер в Байройте. Хотя оно по большей части восторженное, в авторском отношении к своему предмету заметна амбивалентность. Эссе завершается, например, словами, что Вагнер — «не пророк будущего, каким он, возможно, хотел бы казаться нам, а истолкователь и разъяснитель прошлого». Вряд ли можно назвать громким одобрением Вагнера как спасителя немецкой культуры.
Позже, в 1876 году, Ницше и Ре оказались в Сорренто одновременно с Вагнерами. Они довольно много времени проводили вместе, но в отношениях есть некоторая напряженность.Вагнер предупредил Ницше, чтобы он опасался Рэ из-за того, что он еврей. Он также обсудил свою следующую оперу, Парсифаль, который, к удивлению и отвращению Ницше, должен был продвигать христианские темы. Ницше подозревал, что Вагнер руководствовался в этом стремлением к успеху и популярности, а не подлинными художественными причинами.
Вагнер и Ницше в последний раз виделись 5 ноября 1876 года. В последующие годы они разошлись как лично, так и философски, хотя его сестра Элизабет оставалась в дружеских отношениях с Вагнерами и их окружением. Следующую свою работу Ницше многозначительно посвятил, Человеческое, слишком человеческое, Вольтеру, иконе французского рационализма. Он опубликовал еще две работы о Вагнере, Дело Вагнера а также Ницше против Вагнера, причем последний представляет собой в основном сборник предыдущих произведений. Он также создал сатирический портрет Вагнера в образе старого колдуна, фигурирующего в четвертой части романа. Так говорил Заратустра. Он никогда не переставал признавать самобытность и величие музыки Вагнера. Но в то же время он не доверял ему из-за его опьяняющего качества и романтического прославления смерти. В конце концов, он пришел к восприятию музыки Вагнера как декадентской и нигилистической, действующей как своего рода художественный наркотик, притупляющий боль существования, вместо того, чтобы утверждать жизнь со всеми ее страданиями.