0 просмотров

Платон и Аристотель о семье: Избранные цитаты

Платон (слева) и Аристотель (справа), деталь Афинской школы, фреска Рафаэля.

Андреа Боргини, доктор философии, профессор философии Миланского университета, Италия. Его исследования сосредоточены на метафизике, этике и философии биологии.

Платон и Аристотель предложили радикальные взгляды на семью, что повлияло на дебаты по этой теме в западной философии. Проверьте эти цитаты, которые демонстрируют именно это.

Платон о семье

Платон, один из самых уважаемых философов в истории, изложил свои мысли о семье как в «Республике», своей самой влиятельной работе, так и в «Законах».

Семья только по названию?

Будут ли они семьей только по названию; или они во всех своих действиях будут верны имени? Например, в употреблении слова «отец» подразумевается ли забота об отце, а также сыновнее почтение, долг и повиновение ему, как предписывает закон; и следует ли считать нарушителя этих обязанностей нечестивым и неправедным человеком, который вряд ли получит много добра ни от рук Бога, ни от человека? Будут ли они или не будут теми напевами, которые дети услышат от всех горожан о тех, кто им известен как их родители и остальные их родственники? – Эти, – сказал он, – и никто другой; ибо что может быть смешнее, чем для них произносить имена родственных связей одними устами и не действовать в духе их? — «Республика, книга V»

Под властью старшего

Когда эти более крупные поселения вырастали из меньших первоначальных, каждое из меньших выживало в более крупных; каждая семья находилась бы под властью старшего и, вследствие их отделения друг от друга, имела бы особые обычаи в отношении божественных и человеческих вещей, которые они получили бы от своих многочисленных родителей, воспитавших их; и эти обычаи склоняли бы их к порядку, когда в природе родителей был элемент порядка, и к мужеству, когда элемент храбрости был у них. И они, естественно, наложат на своих детей и на детей своих детей свои собственные симпатии; и, как мы говорим, они найдут дорогу в более широкое общество, уже имея свои особые законы. — «Законы, книга III».

Аристотель о семье

Аристотель, другой известный греческий философ, ученик Платона, также высказал наблюдения о семье как в «Трактате о правительстве», так и в «Политике».

Человека без семьи оскорбляют

Отсюда ясно, что город есть естественное произведение, а человек по природе есть политическое животное, и что всякий, кто естественно и не случайно непригоден для общества, должен быть либо ниже, либо выше человека: таков человек у Гомера, который ругают за то, что он «без общества, без закона, без семьи». Такой человек, естественно, должен быть сварливым и одиноким, как птицы. — «Трактат о правительстве».

Целое предшествует частям

Кроме того, понятие города, естественно, предшествует понятию семьи или отдельного лица, ибо целое необходимо должно быть прежде частей, ибо, если убрать человека целиком, нельзя сказать, что остается нога или рука, если только двусмысленность, как если бы рука была сделана из камня, но это была бы только мертвая рука; но все понимается как то или иное по своим энергетическим качествам и силам, так что, когда их больше не остается, нельзя сказать, что это то же самое, но что-то с тем же именем. То, что город предшествует индивидууму, ясно, ибо если индивидуум сам по себе недостаточен для составления совершенного правительства, он относится к городу так же, как другие части к целому; но тот, кто не способен к обществу или настолько совершенен в себе, что не хочет его, не становится частью города, как зверь или бог. — «Трактат о правительстве».

Семья больше, чем государство

Я говорю о посылке, из которой исходит рассуждение Сократа, «что чем больше единство государства, тем лучше». Разве не очевидно, что государство может в конце концов достичь такой степени единства, что перестанет быть государством? Так как природа государства состоит в том, чтобы быть множественным и иметь намерение к большему единству, то из государства оно становится семьей, а из семьи — личностью; можно сказать, что семья больше, чем государство, а личность больше, чем семья. Так что этого величайшего единства мы не должны были бы достичь, даже если бы и могли, ибо это было бы разрушением государства.Опять же, государство состоит не только из стольких-то людей, но и из разных людей; ибо подобное не составляет государства. — «Политика, книга II».

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Сегментарные черви и их виды
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector