История пекинеса
Доктор Калли Щепански — учитель истории, специализирующийся на азиатской истории и культуре. Она преподавала в средней школе и университете в США и Южной Корее.
Собака пекинес, которую западные владельцы домашних животных часто ласково называют «пеке», имеет долгую и яркую историю в Китае. Никто точно не знает, когда китайцы впервые начали разводить пекинесов, но они были связаны с императорами Китая, по крайней мере, с 700-х годов нашей эры.
Согласно часто повторяемой легенде, давным-давно лев влюбился в мартышку.Несоответствие в их размерах сделало эту любовь невозможной, поэтому лев с больным сердцем попросил А Чу, защитника животных, уменьшить его до размера мартышки, чтобы два животных могли пожениться. Только его сердце осталось прежнего размера. От этого союза собака пекинес (или Фу Линь — Львиная Собака) родился.
Эта очаровательная легенда отражает отвагу и свирепый темперамент маленькой пекинесской собачки. То, что о породе существует такая история «давным-давно, в глубине веков», также указывает на ее древность. Фактически, исследования ДНК показывают, что пекинесы генетически наиболее близки к волкам. Хотя они физически не похожи на волков, из-за интенсивного искусственного отбора поколений людей-смотрителей пекинесы относятся к наименее измененным породам собак на уровне их ДНК. Это подтверждает идею о том, что они на самом деле очень древняя порода.
Львиные псы ханьского двора
Более реалистичная теория происхождения пекинесов утверждает, что они были выведены при китайском императорском дворе, возможно, еще в период династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Стэнли Корен выступает за эту раннюю дату в Следы истории: собаки и ход человеческих событийи связывает развитие пекинеса с распространением буддизма в Китае.
Настоящие азиатские львы когда-то бродили по Китаю тысячи лет назад, но ко времени правления династии Хань они вымерли уже несколько тысячелетий назад. Львы включены во многие буддийские мифы и истории, поскольку они присутствуют в Индии; Однако у китайских слушателей были только очень стилизованные изображения львов, которые помогали им в изображении этих зверей. В конце концов, китайское представление о льве больше всего напоминало собаку, и тибетский мастиф, лхасский апсо и пекинес были выведены так, чтобы напоминать это переосмысленное существо, а не настоящих больших кошек.
Согласно Корену, китайские императоры династии Хань хотели повторить опыт Будды по приручению дикого льва, который символизировал страсть и агрессию. Согласно легенде, прирученный лев Будды «следовал за ним по пятам, как верный пес». Таким образом, в несколько круговой истории ханьские императоры разводили собаку, чтобы она выглядела как лев — лев, который вел себя как собака. Однако Корен сообщает, что императоры уже создали маленького, но свирепого спаниеля на коленях, предшественника пекинеса, и что какой-то придворный просто указал, что собаки похожи на маленьких львов.
Идеальная Львиная собака имела приплюснутую морду, большие глаза, короткие, а иногда и кривые ноги, относительно длинное тело, похожий на гриву воротник меха вокруг шеи и хохолок на хвосте. Несмотря на свою игрушечную внешность, пекинес сохраняет довольно волчий характер; этих собак разводили из-за их внешности, и, очевидно, их имперские хозяева ценили доминантное поведение Львиных Собак и не предпринимали никаких усилий, чтобы вывести эту черту.
Маленькие собачки, похоже, близко к сердцу приняли свое почетное положение, и многие императоры восхищались их пушистыми собратьями. Корен утверждает, что император Хань Линдди (годы правления 168–189 гг. Н. Э.) Присвоил своей любимой Львиной собаке научный титул, сделав эту собаку членом знати и положив начало многовековой тенденции почитания императорских собак благородным званием.
Императорские собаки династии Тан
Во времена династии Тан это увлечение собаками-львами было настолько велико, что император Мин (ок. 715 г. н.э.) даже назвал свою маленькую белую собаку-льва одной из своих жен — к большому раздражению своих придворных.
Конечно, во времена династии Тан (618 — 907 гг. н.э.) пекинес был насквозь аристократичным. Никому за пределами императорского дворца, который тогда находился в Чанъане (Сиань), а не в Пекине (Пекин), не разрешалось владеть собакой или разводить ее. Если обычному человеку случалось пересекаться с псом-львом, он или она должны были кланяться, как и человеческим членам двора.
В то время во дворце также начали разводить все более и более мелких львиных собак. Самые маленькие, возможно, всего шесть фунтов весом, назывались «собаками рукавов», потому что их владельцы могли носить крошечных существ, спрятавшись в развевающихся рукавах своих шелковых мантий.
Собаки династии Юань
Когда монгольский император Хубилай-хан основал династию Юань в Китае, он перенял ряд китайских культурных обычаев. Очевидно, одним из них было содержание Львиных Псов. Произведения эпохи Юань изображают довольно реалистичных львиных псов в рисунках тушью и в фигурках из бронзы или глины. Конечно, монголы были известны своей любовью к лошадям, но для того, чтобы править Китаем, юаньские императоры полюбили этих крошечных имперских существ.
Этнические ханьские китайские правители снова заняли трон в 1368 году с началом династии Мин. Однако эти изменения не уменьшили положение Львиных Псов при дворе. Действительно, искусство династии Мин также показывает высокую оценку имперских собак, которых можно было законно называть «пекинесами» после того, как император Юнлэ навсегда перенес столицу в Пекин (ныне Пекин).
Пекинесы в эпоху Цин и после
Когда маньчжурская династия или династия Цин свергли династии Мин в 1644 году, Львиные псы снова выжили. Документация о них скудна на протяжении большей части эпохи, вплоть до времен вдовствующей императрицы Цыси (или Цзы Си). Она безумно любила пекинесов и во время своего сближения с жителями Запада после боксерского восстания дарила пекинесов некоторым европейским и американским посетителям. У самой императрицы был один фаворит по имени Шадза, что означает «Дурак».
Во времена правления вдовствующей императрицы, а возможно, и задолго до этого, в Запретном городе были мраморные конуры с шелковыми подушками, в которых спали пекинесы. Животные получали в пищу рис и мясо высшего сорта, а за ними ухаживали команды евнухов. купать их.
Когда династия Цин пала в 1911 году, избалованные собаки императоров стали мишенью ярости китайских националистов. Немногие пережили разграбление Запретного города. Тем не менее, порода выжила благодаря подаркам Цыси жителям Запада — в качестве сувениров исчезнувшего мира пекинесы стали любимыми комнатными собачками и выставочными собаками как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах в начале и середине двадцатого века.
Сегодня вы можете иногда встретить пекинеса в Китае. Конечно, при коммунистическом правлении они больше не предназначены для императорской семьи — ими могут владеть обычные люди. Однако сами собаки, похоже, не осознают, что их понизили в должности с имперского статуса. Они по-прежнему ведут себя с гордостью и отношением, которые, без сомнения, были бы весьма знакомы императору Линди из династии Хань.
Источники
Ченг, Сара. «Женщины, домашние животные и империализм: британский пекинес и ностальгия по старому Китаю». Журнал британских исследований, Том. 45, № 2 (апрель 2006 г.), стр. 359–387.
Клаттон-Брок, Джульетта. Естественная история одомашненных млекопитающих, Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1999.
Конвей, Д.Дж. Магические, мистические существа, Вудбери, Миннесота: Ллевеллин, 2001.
Корен, Стэнли. Следы истории: собаки и ход человеческих событий, Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 2003.
Хейл, Рэйчел. Собаки: 101 очаровательная порода, Нью-Йорк: Эндрюс МакМил, 2008.