Опричнина Ивана Грозного: Часть 1, Создание
Роберт Уайльд — историк, пишущий о европейской истории. Он является автором серии учебников «История во второй половине дня».
Русская опричнина Ивана IV часто изображается как своего рода ад, время массовых пыток и смертей под наблюдением зловещих монахов в черных рясах, которые повиновались своему безумному царю Ивану Грозному и вырезали сотни тысяч невинных людей. Реальность несколько иная, и хотя события, породившие — и в конечном итоге положившие конец — опричнине, хорошо известны, основные мотивы и причины до сих пор неясны.
Создание опричнины
В последние месяцы 1564 года российский царь Иван IV объявил о намерении отречься от престола; он немедленно покинул Москву с большей частью своих сокровищ и лишь с несколькими доверенными слугами. Они пошли в Александровск, небольшой, но укрепленный городок на севере, где Иван уединился. Его единственная связь с Москвой была через два письма: первое с нападками на бояр и церковь, а второе заверяло жителей Московии, что он все еще заботится о них. Бояре были самыми могущественными нецарскими аристократами в России в то время, и они давно не соглашались с правящей семьей.
Иван, может быть, и не пользовался особой популярностью у правящих классов — были подготовлены многочисленные восстания, — но без него борьба за власть была неизбежна, а гражданская война вероятна. Иван уже добился успеха и превратил великого князя Московского в царя всея Руси, и Ивана просили — можно сказать, умоляли — вернуться, но царь выдвинул несколько четких требований: он хотел создать опричнину, территорию внутри Московия управлялась исключительно и абсолютно им. Он также хотел иметь власть расправляться с предателями по своему желанию. Под давлением церкви и народа Боярский собор согласился.
Где была опричнина?
Иван вернулся и разделил страну на две части: опричнину и земщину.Первый должен был стать его личным владением, построенным из любой земли и имущества, которое он пожелал, и управляться его собственной администрацией, опричниками. Оценки разнятся, но от одной трети до половины Московии стало опричниной. Расположенная в основном на севере, эта земля представляла собой разрозненный набор богатых и важных районов, начиная от целых городов, которых в опричнину входило около 20, и заканчивая отдельными постройками. Москва была разделена улица за улицей, а иногда и дом за домом. Существовавших помещиков часто выселяли, и их судьбы менялись от переселения до расстрела. Остальная часть Московии стала земщиной, которая продолжала действовать в рамках существующих государственных и правовых институтов во главе с марионеточным великим князем.
Зачем создавать опричнину?
В некоторых рассказах бегство Ивана и угроза отречься от престола изображаются как приступ досады или форма безумия, связанная со смертью его жены в 1560 году. переговорная власть, в которой он нуждался, чтобы править абсолютно. Используя свои два письма для нападок на ведущих бояр и церковников, а также восхваляя народные массы, царь оказал сильное давление на своих потенциальных противников, которые теперь столкнулись с возможностью потери общественной поддержки. Это дало Ивану рычаги воздействия, которые он использовал для создания совершенно новой сферы управления. Если Иван действовал просто из безумия, то он был блестящим оппортунистом.
Фактическое создание опричнины рассматривалось по-разному: изолированное царство, где Иван мог править из страха, согласованные усилия по уничтожению бояр и захвату их богатств или даже как эксперимент в управлении. На практике создание этого царства дало Ивану возможность укрепить свою власть. Захватив стратегическую и богатую землю, царь мог использовать свою собственную армию и бюрократию, одновременно уменьшая силы своих противников-бояр.Лояльных представителей низших классов можно было продвигать по службе, награждать новой опричной землей и давать задание работать против предателей. Иван мог облагать налогом земщину и отменять ее учреждения, в то время как опричники могли путешествовать по всей стране по своему желанию.
Но хотел ли этого Иван? В 1550-х и начале 1560-х годов царская власть подверглась нападкам со стороны боярских заговоров, неудач в Ливонской войне и собственного темперамента. Иван заболел в 1553 году и приказал правящим боярам принести присягу на верность его маленькому сыну Димитрию; некоторые отказались, отдав предпочтение князю Владимиру Старицкому. Когда царица умерла в 1560 году, Иван заподозрил отравление, и двое из ранее верных царских советников были подвергнуты сфальсифицированному суду и отправлены на смерть. Ситуация пошла по спирали, и по мере того, как Иван все больше ненавидел бояр, его союзники все больше беспокоились о нем. Некоторые начали дезертировать, достигнув высшей точки в 1564 году, когда князь Андрей Курбский, один из ведущих военачальников царя, бежал в Польшу.
Ясно, что эти события можно интерпретировать либо как способствующие мстительному и параноидальному разрушению, либо как указывающие на необходимость политических манипуляций. Однако, когда в 1547 г. на престол взошел Иван Иванович, после сумбурного и боярского регентства, царь немедленно провел реформы, направленные на реорганизацию страны, на укрепление как военной, так и собственной власти. Опричнина вполне могла быть довольно крайним продолжением этой политики. В равной степени он мог и вовсе сойти с ума.
Опричники
Опричники играли центральную роль в опричнине Ивана; это были солдаты и министры, полиция и бюрократы. Набранные в основном из низших слоев вооруженных сил и общества, каждый член был допрошен и проверено их прошлое. Те, кто прошел, были вознаграждены землей, имуществом и платежами. В результате получился кадр из людей, чья верность царю не вызывала сомнений, и среди них было очень мало бояр.Их число выросло с 1000 до 6000 в период с 1565 по 1572 год, включая некоторых иностранцев. Точная роль опричников неясна, отчасти потому, что она менялась с течением времени, а отчасти потому, что у историков очень мало современных записей, на основе которых можно было бы работать. Некоторые комментаторы называют их телохранителями, в то время как другие видят в них новую, отобранную знать, призванную заменить бояр. Опричников даже называют «изначальной» русской тайной полицией, прародительницей КГБ.
Опричников часто описывают полумифическими терминами, и легко понять, почему. Они одевались в черное: черные одежды, черные лошади и черные экипажи. Они использовали метлу и собачью голову в качестве своих символов, один из которых представлял «сметание» предателей, а другой «щелкал по пятам» своих врагов; возможно, некоторые опричники носили с собой настоящие мётлы и отрубленные собачьи головы. Подотчетные только Ивану и своим командирам, эти лица имели свободное управление страной, опричниной и земщиной и прерогативой устранять предателей. Хотя иногда они использовали ложные обвинения и поддельные документы, как в случае с князем Старицким, который был казнен после того, как его кухарка «призналась», в этом обычно не было необходимости. Создав атмосферу страха и убийств, опричники могли просто эксплуатировать человеческую склонность «доносить» на врагов; кроме того, этот одетый в черное корпус мог убить любого, кого пожелает.
Террор
Истории, связанные с опричниками, варьируются от гротескных и диковинных до не менее гротескных и реальных. Людей сажали на кол и калечили, в то время как порка, пытки и изнасилования были обычным явлением. Дворец опричников фигурирует во многих сказках: Иван построил его в Москве, а подземелья якобы были полны заключенных, из которых не менее двадцати замучены до смерти каждый день на глазах у смеющегося царя. Фактическая высота этого террора хорошо задокументирована.В 1570 году Иван и его люди напали на Новгород, который, по мнению царя, планировал заключить союз с Литвой. Используя поддельные документы в качестве предлога, тысячи людей были повешены, утоплены или депортированы, а здания и сельская местность были разграблены и разрушены. Оценки числа погибших варьируются от 15 000 до 60 000 человек. За этим последовало аналогичное, но менее жестокое разграбление Пскова и расстрел земских чиновников в Москве.
Иван чередовал периоды дикости и благочестия, часто посылая в монастыри большие поминальные платежи и сокровища. В один из таких периодов царь учредил новый монашеский орден, который должен был привлечь своих братьев из опричников. Хотя этот фонд не превратил опричников в коррумпированную церковь монахов-садистов (как могут утверждать некоторые источники), он стал инструментом, переплетающимся как с церковью, так и с государством, что еще больше размыло роль организации. Опричники приобрели известность и в остальной Европе. Князь Курбский, бежавший из Московии в 1564 г., описывал их как «детей тьмы. В сотни и тысячи раз хуже палачей».
Как и большинство организаций, правящих с помощью террора, опричники тоже начали каннибализировать себя. Внутренние ссоры и соперничество побудили многих лидеров опричников обвинить друг друга в измене, и все большее число земских чиновников было призвано на замену. Ведущие московские семьи пытались присоединиться, ища защиты через членство. Возможно, важно то, что опричники не устроили чистой оргии кровопролития; они добивались мотивов и целей расчетливым и жестоким образом.
Конец опричников.
После набегов на Новгород и Псков Иван вполне мог обратить свое внимание на Москву, однако раньше туда подошли другие силы. В 1571 году армия крымских татар опустошила город, сожгла большие участки земли и обратила в рабство десятки тысяч человек.Поскольку опричнина явно не смогла защитить страну и растущее число опричников, замешанных в предательстве, Иван отменил ее в 1572 году. Возникший в результате процесс реинтеграции так и не был полностью завершен, поскольку Иван на протяжении всей своей жизни создавал другие подобные органы; ни одна из них не стала такой печально известной, как опричнина.
Последствия опричников
Нападение татар высветило ущерб, нанесенный опричниной. Бояре были политическим, экономическим и социальным сердцем Московии, и, подрывая их власть и ресурсы, царь начал разрушать инфраструктуру своей страны. Торговля уменьшилась, и разделенные вооруженные силы стали неэффективными против других войск. Постоянные изменения в правительстве вызвали внутренний хаос, а квалифицированные и крестьянские классы стали покидать Московию, вытесняемые ростом налогов и почти поголовными убийствами. Некоторые районы настолько обезлюдели, что сельское хозяйство пришло в упадок, и внешние враги царя начали использовать эти слабости. Татары снова напали на Москву в 1572 г., но были полностью разбиты недавно реинтегрированной армией; это была небольшая прощальная перемена в политике Ивана.
Чего в итоге добилась опричнина? Это помогло централизовать власть вокруг царя, создав богатую и стратегическую сеть личных владений, через которую Иван мог бросить вызов старой знати и создать лояльное правительство. Конфискация земель, ссылки и казни раздробили бояр, а опричники сформировали новое дворянство: хотя часть земель была возвращена после 1572 г., большая их часть осталась в руках опричников. Историки до сих пор спорят о том, что на самом деле задумал Иван. И наоборот, жестокое применение этих изменений и постоянное преследование предателей не просто раскололо страну на две части. Население заметно сократилось, экономические системы были повреждены, а сила Москвы в глазах ее врагов уменьшилась.
Несмотря на все разговоры о централизации политической власти и реструктуризации земельных богатств, опричнину всегда будут помнить как время террора. Образ одетых в черное следователей, обладающих необъяснимой силой, по-прежнему эффективен и навязчив, в то время как применение ими жестоких и зверских наказаний гарантировало им кошмарную мифологию, только усиленную их монашескими связями. Действия опричнины вкупе с отсутствием документации также сильно повлияли на вопрос о вменяемости Ивана. Для многих период 1565–1572 гг. предполагает, что он был параноиком и мстителем, хотя некоторые предпочитают просто сумасшедшего. Столетия спустя Сталин восхвалял опричнину за ее роль в нанесении ущерба боярской аристократии и усилении центрального правительства (и он знал кое-что о угнетении и терроре).
Источник
Бонни, Ричард. «Европейские династические государства 1494–1660». Краткая оксфордская история современного мира, OUP Oxford, 1991.