Угнетение и женская история
Линда Напикоски, доктор юридических наук, журналист и активистка, специализирующаяся на феминизме и глобальных правах человека.
Угнетение — это несправедливое использование власти, закона или физической силы, чтобы помешать другим быть свободными или равными. Угнетение – это вид несправедливости. Глагол угнетать может означать подавлять кого-то в социальном смысле, как это может делать авторитарное правительство в репрессивном обществе. Это также может означать мысленное обременение кого-либо, например, психологическим весом гнетущей идеи.
Феминистки борются против угнетения женщин. Женщин несправедливо удерживали от достижения полного равенства на протяжении большей части истории человечества во многих обществах по всему миру.
Феминистские теоретики 1960-х и 1970-х годов искали новые способы анализа этого угнетения, часто делая вывод, что в обществе существуют как явные, так и коварные силы, угнетающие женщин.
Эти феминистки также опирались на работы более ранних авторов, которые анализировали угнетение женщин, в том числе Симону де Бовуар в «Втором поле» и Мэри Уоллстонкрафт в «Защите прав женщины». Многие распространенные виды угнетения описываются как «измы», такие как сексизм, расизм и так далее.
Противоположностью угнетения было бы освобождение (устранение угнетения) или равенство (отсутствие угнетения).
Повсеместное угнетение женщин
В большей части письменной литературы древнего и средневекового мира у нас есть свидетельства угнетения женщин мужчинами в культурах Европы, Ближнего Востока и Африки. Женщины не имели таких же юридических и политических прав, как мужчины, и почти во всех обществах находились под контролем отцов и мужей.
В некоторых обществах, где у женщин было мало возможностей поддерживать свою жизнь, если их не поддерживал муж, существовала даже практика ритуального самоубийства или убийства вдовы. (Азия продолжила эту практику в 20 веке, а некоторые случаи произошли и в настоящее время.)
В Греции, которую часто считают образцом демократии, женщины не имели основных прав, не могли владеть собственностью и не могли напрямую участвовать в политической системе. И в Риме, и в Греции любое публичное движение женщин было ограничено. Сегодня существуют культуры, в которых женщины редко покидают свои дома.
Сексуальное насилие
Применение силы или принуждения — физического или культурного — для навязывания нежелательных сексуальных контактов или изнасилования является физическим выражением угнетения, как результатом угнетения, так и средством поддержания угнетения.
Угнетение является как причиной, так и следствием сексуального насилия. Сексуальное насилие и другие формы насилия могут создать психологическую травму и затруднить членам группы, подвергшейся насилию, возможность самостоятельности, свободы выбора, уважения и безопасности.
Религии и культуры
Многие культуры и религии оправдывают угнетение женщин, приписывая им сексуальную силу, которую мужчины затем должны жестко контролировать, чтобы поддерживать свою чистоту и силу.
Репродуктивные функции, включая роды и менструацию, иногда грудное вскармливание и беременность, воспринимаются как отвратительные. Таким образом, в этих культурах от женщин часто требуется прикрывать свое тело и лицо, чтобы мужчины, которые, как предполагается, не контролируют свои сексуальные действия, не были подавлены.
С женщинами также обращаются либо как с детьми, либо как с собственностью во многих культурах и религиях. Например, наказание за изнасилование в некоторых культурах заключается в том, что жена насильника отдается мужу или отцу жертвы изнасилования для изнасилования по его желанию в качестве мести.
Или женщина, участвующая в прелюбодеянии или других половых актах вне моногамного брака, наказывается строже, чем вовлеченный мужчина, и слова женщины об изнасиловании не воспринимаются так серьезно, как слова мужчины об ограблении. Женский статус как нечто более низкое, чем мужчины, используется для оправдания власти мужчин над женщинами.
Марксистский (Энгельс) взгляд на угнетение женщин
В марксизме угнетение женщин является ключевым вопросом.Энгельс называл работницу «рабыней рабыни», и его анализ, в частности, заключался в том, что угнетение женщин усилилось с возникновением классового общества около 6000 лет назад.
Обсуждение Энгельсом развития угнетения женщин в основном содержится в «Происхождении семьи, частной собственности и государства» и опирается на антрополога Льюиса Моргана и немецкого писателя Бахофена. Энгельс пишет о «всемирно-историческом поражении женского пола», когда право Матери было свергнуто мужчинами, чтобы контролировать наследование имущества. Таким образом, утверждал он, именно концепция собственности привела к угнетению женщин.
Критики этого анализа отмечают, что, хотя существует много антропологических свидетельств материнского происхождения в первобытных обществах, это не приравнивается к матриархату или равенству женщин. С марксистской точки зрения угнетение женщин является порождением культуры.
Другие культурные взгляды
Культурное угнетение женщин может принимать различные формы, в том числе стыд и насмешки над женщинами для усиления их предполагаемой неполноценной «природы» или физическое насилие, а также более общепризнанные средства угнетения, включая меньшее количество политических, социальных и экономических прав.
Психологический взгляд
Согласно некоторым психологическим взглядам, угнетение женщин является результатом более агрессивного и соперничающего характера мужчин из-за уровня тестостерона. Другие приписывают это самоусиливающемуся циклу, когда мужчины соревнуются за власть и контроль.
Психологические взгляды используются для обоснования мнения о том, что женщины думают иначе или менее хорошо, чем мужчины, хотя такие исследования не выдерживают критики.
Интерсекциональность
Другие формы угнетения могут взаимодействовать с угнетением женщин. Расизм, классизм, гетеросексизм, эйблизм, эйджизм и другие социальные формы принуждения означают, что женщины, которые испытывают другие формы угнетения, могут не испытывать угнетения как женщины так же, как это будут испытывать другие женщины с другими «пересечениями».