Иллюзия Моисея (семантическая): определение и примеры в грамматике
Доктор Ричард Нордквист — почетный профессор риторики и английского языка в Южном университете Джорджии и автор нескольких университетских учебников по грамматике и сочинению.
В прагматике и психолингвистике Иллюзия Моисея явление, при котором слушатели или читатели не могут распознать неточность или несоответствие в тексте. Его также называют смысловая иллюзия.
Иллюзия Моисея (также известная как семантическая иллюзия) была впервые описана Т. Д. Эриксоном и М. Э. Маттсоном в их статье «От слов к смыслу: семантическая иллюзия» (Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1981).
Примеры и наблюдения
«Иллюзия Моисея возникает, когда люди отвечают «два» на вопрос «Сколько животных каждого вида взял Моисей в ковчег?» хотя они знают, что у Ноя был ковчег. Для объяснения этого эффекта был предложен ряд различных гипотез».
(Э. Брюс Гольдштейн, Когнитивная психология: соединение разума, исследований и повседневного опыта, 2-е изд. Томсон Уодсворт, 2008 г.)
«Совет по экономическим и социальным исследованиям (ESRC) считает, что мы, возможно, не обрабатываем каждое слово, которое видим, слышим или читаем…
«[Попробуйте] это:« Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?
«Согласно исследованию, большинство людей отвечают утвердительно, не понимая, что соглашаются с тем, что покойник может жениться на сестре своей осиротевшей жены.
«Это как-то связано с так называемыми семантическими иллюзиями.
«Это слова, которые могут соответствовать общему контексту предложения, даже если они на самом деле не имеют смысла. Они могут бросить вызов традиционным методам языковой обработки, которые предполагают, что мы развиваем наше понимание предложения, тщательно взвешивая значение каждого слова. .
«Вместо этого исследователи обнаружили, что эти семантические иллюзии показывают, что вместо того, чтобы слушать и анализировать каждое слово, наша языковая обработка основана только на поверхностных и неполных интерпретациях того, что мы слышим или читаем…
«Глядя на образцы ЭЭГ добровольцев, которые читали или слушали предложения, содержащие семантические аномалии, исследователи обнаружили, что, когда добровольцы были обмануты семантической иллюзией, их мозг даже не замечал необычных слов». (Совет экономических и социальных исследований, «То, что они говорят, и то, что вы слышите, может отличаться». Голос Америки: Мир науки, 17 июля 2012 г.)
Способы уменьшить иллюзию Моисея
«[Ис]следования показали, что по крайней мере два фактора влияют на вероятность того, что отдельный понимающий испытает иллюзию Моисея. Во-первых, если аномальное слово разделяет аспекты значения с предполагаемым словом, вероятность испытать иллюзию Моисея увеличивается. Например, Моисей и Ной довольно близки по значению в понимании многих людей — они оба пожилые, мужчины, бородатые, серьезные персонажи Ветхого Завета.Когда в сценарий вводятся более характерные персонажи — Адам, например, — сила иллюзии Моисея значительно уменьшается.
«Еще один способ уменьшить иллюзию Моисея и повысить вероятность того, что понимающие обнаружат аномалию, — это использовать лингвистические подсказки, чтобы сосредоточить внимание на вторгшемся элементе. Синтаксические структуры, такие как расщелины (например, 16) и там-вставки (например, 17) предлагают способы сделать это.
(16) Моисей взял в ковчег по два зверя каждого вида.
(17) Был парень по имени Моисей, который взял по два каждого вида животных на Ковчег.
Когда внимание сфокусировано на Моисее с использованием такого рода грамматических сигналов, испытуемые с большей вероятностью заметят, что он не вписывается в сценарий великого потопа, и с меньшей вероятностью испытают иллюзию Моисея» (Мэттью Дж. Тракслер, Введение в психолингвистику: понимание науки о языке. Уайли-Блэквелл, 2012 г.)
«Все исследования иллюзии Моисея ясно показывают, что люди могут найти искажения, но им трудно это сделать, если искаженный элемент семантически связан с темой предложения. Шансы заметить искажение уменьшаются за счет увеличения количества элементов, которые нужно какое-то совпадение (понижающее вероятность того, что искаженный элемент окажется в фокусе)… Ежедневно на многих уровнях мы принимаем небольшие искажения, не замечая их. осознать, что произошло». (Элин Н. Камас и Линн М. Редер, «Роль знакомства в когнитивной обработке». Источники когерентности в чтении, изд. Роберт Ф. Лорч и Эдвард Дж. О'Брайен. Лоуренс Эрлбаум, 1995 г.)