Феминистская философия
Джон Джонсон Льюис — писательница, специализирующаяся на истории женщин, которая участвует в женском движении с конца 1960-х годов. Она бывший преподаватель Гуманистического института.
«Феминистская философия» как термин имеет два определения, которые могут частично совпадать, но иметь разное применение.
Философия, лежащая в основе феминизма
Первое значение феминистской философии состоит в том, чтобы описать идеи и теории, лежащие в основе феминизма. Поскольку сам феминизм довольно разнообразен, существуют разные феминистские философии в этом смысле этого слова. Либеральный феминизм, радикальный феминизм, культурный феминизм, социалистический феминизм, экофеминизм, социальный феминизм — каждая из этих разновидностей феминизма имеет некоторые философские основания.
Феминистская критика традиционной философии
Второе значение феминистской философии состоит в том, чтобы описать попытки в рамках философской дисциплины критиковать традиционалистскую философию, применяя феминистский анализ.
Некоторые типичные аргументы этого феминистского подхода к философии сосредоточены на том, как традиционные методы философии признали, что социальные нормы о «мужчине» и «мужественности» являются правильным или единственным путем:
- Подчеркивание разума и рациональности над другими видами знания
- Агрессивный стиль аргументации.
- Использование мужского опыта и игнорирование женского опыта
Другие философы-феминистки критикуют эти аргументы за то, что они сами покупают и принимают социальные нормы соответствующего женского и мужского поведения: женщины также разумны и рациональны, женщины могут быть агрессивными, и не все мужские и женские переживания одинаковы.
Несколько философов-феминисток
Эти примеры философов-феминисток покажут разнообразие идей, представленных этой фразой.
Мэри Дейли преподавал в течение 33 лет в Бостонском колледже.Ее радикальная феминистская философия — она иногда называла ее теологией — критиковала андроцентризм в традиционной религии и пыталась разработать новый философский и религиозный язык для женщин, чтобы противостоять патриархату. Она потеряла свое положение из-за своей веры в то, что, поскольку женщины так часто заставляли замолчать в группах, включающих мужчин, в ее занятиях будут участвовать только женщины, а мужчин она может обучать в частном порядке.
Элен Сиксу, одна из самых известных французских феминисток, критикует аргументы Фрейда о разных путях мужского и женского развития, основанные на Эдиповом комплексе. Она основывалась на идее логоцентризма, привилегии письменного слова над устным в западной культуре, чтобы развить идею фаллогоцентризма, где, для упрощения, бинарная тенденция в западном языке используется для определения женщин не по тому, что они есть. или имеют, но тем, чем они не являются или не обладают.
Кэрол Гиллиган рассуждает с точки зрения «феминистки различий» (утверждая, что между мужчинами и женщинами существуют различия и что уравнивающее поведение не является целью феминизма). Гиллиган в своем исследовании этики подвергла критике традиционное исследование Кольберга, в котором утверждалось, что этика, основанная на принципах, является высшей формой этического мышления. Она указала, что Кольберг изучала только мальчиков и что при изучении девочек отношения и забота для них важнее принципов.
Моник Виттиг, французская лесбиянка-феминистка и теоретик, писала о гендерной идентичности и сексуальности. Она была критиком марксистской философии и выступала за отмену гендерных категорий, утверждая, что «женщины» существуют только в том случае, если существуют «мужчины».
Нел Ноддингс основывает свою этическую философию на отношениях, а не на справедливости, утверждая, что подходы к справедливости основаны на мужском опыте, а подходы к заботе — на женском опыте. Она утверждает, что заботливый подход открыт для всех людей, а не только для женщин.Этическая забота зависит от естественной заботы и вырастает из нее, но они различны.
Марта Нуссбаум утверждает в своей книге Секс и социальная справедливость отрицает, что пол или сексуальность являются морально значимыми различиями при принятии социальных решений о правах и свободах. Она использует философскую концепцию «объективации», которая имеет корни у Канта и применялась в феминистском контексте к радикальным феминисткам Андреа Дворкин и Кэтрин Маккиннон, определяя концепцию более полно.
Некоторые из них включали Мэри Уоллстонкрафт в качестве ключевого феминистского философа, заложившего основу для многих, кто пришел после нее.