Вторая мировая война: Дуглас TBD Devastator
Кеннеди Хикман — историк, директор музея и куратор, специализирующийся на военной и военно-морской истории. Он появился на канале History в качестве известного эксперта.
Производительность
- Электростанция: 1 × звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp, 850 л.с.
- Диапазон: 435-716 миль
- Максимальная скорость: 206 миль в час
- Потолок: 19 700 футов.
Вооружение
- Электростанция: 1 × звездообразный двигатель Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp, 850 л.с.
- Диапазон: 435-716 миль
- Максимальная скорость: 206 миль в час
- Потолок: 19 700 футов.
- Оружие: 1 × пулемет калибра 0,30 или 0,50 дюйма, стреляющий вперед. 1 × 0,30-дюймовый пулемет в задней кабине (позже увеличен до двух)
- Бомбы/Торпеды: 1 торпеда Mark 13 или 1 бомба по 1000 фунтов, или 3 бомбы по 500 фунтов, или 12 бомб по 100 фунтов
Развитие дизайна
30 июня 1934 года Бюро аэронавтики ВМС США (BuAir) опубликовало запрос предложений на новую торпеду и горизонтальный бомбардировщик для замены существующих у них Martin BM-1 и Great Lakes TG-2. Холл, Грейт-Лейкс и Дуглас представили проекты на конкурс. В то время как конструкция Холла, гидросамолет с высокорасположенным крылом, не соответствовала требованиям BuAir к пригодности авианосца, и Great Lakes, и Douglas настаивали на этом. Конструкция Great Lakes, XTBG-1, представляла собой трехместный биплан, который быстро показал плохую управляемость и неустойчивость во время полета.
Провал конструкций Холла и Великих озер открыл путь для продвижения Douglas XTBD-1. Моноплан с низкорасположенным крылом, цельнометаллической конструкции с силовым складыванием крыла. Все эти три особенности были первыми для самолета ВМС США, что сделало конструкцию XTBD-1 несколько революционной. XTBD-1 также имел длинный низкий фонарь «теплицы», который полностью закрывал экипаж самолета из трех человек (пилот, бомбардир, радист / стрелок). Первоначально мощность обеспечивалась радиальным двигателем Pratt & Whitney XR-1830-60 Twin Wasp (800 л.с.).
XTBD-1 нес свою полезную нагрузку снаружи и мог доставить торпеду Mark 13 или 1200 фунтов. бомб на дальность 435 миль. Крейсерская скорость варьировалась от 100 до 120 миль в час в зависимости от полезной нагрузки. Несмотря на то, что этот самолет был медленным, ближним и маломощным по стандартам Второй мировой войны, он ознаменовал собой резкое улучшение возможностей по сравнению со своими предшественниками-бипланами. Для защиты на XTBD-1 был установлен единственный калибр .30 калибра. (позже .50 кал.) пулемет в капоте и один обращенный назад .30 кал. (позже спаренный) пулемет. Для бомбардировки бомбардировщик целился через бомбовый прицел Norden под сиденьем пилота.
Приемка и производство
Совершив первый полет 15 апреля 1935 года, Дуглас быстро доставил прототип на военно-морскую авиабазу Анакостия для начала эксплуатационных испытаний. Всесторонне испытанный ВМС США в течение оставшейся части года, X-TBD показал себя хорошо, и единственным запрошенным изменением было увеличение фонаря для улучшения обзора. 3 февраля 1936 года BuAir разместила заказ на 114 TBD-1. Позднее к контракту были добавлены еще 15 самолетов. Первый серийный самолет был оставлен для испытаний, а позже стал единственным вариантом этого типа, когда он был оснащен поплавками и получил название ТБД-1А.
Операционная история
TBD-1 поступил на вооружение в конце 1937 года, когда USS СаратогаВТ-3 перешел на ТГ-2. Другие торпедные эскадрильи ВМС США также перешли на TBD-1 по мере появления самолетов. Несмотря на то, что разработка самолетов была революционной на первый взгляд, в 1930-х годах она развивалась стремительными темпами. Зная, что TBD-1 уже в 1939 году затмили новые истребители, BuAer опубликовал запрос предложений по замене самолета. В результате этого конкурса был выбран Grumman TBF Avenger. Пока разработка TBF продолжалась, TBD оставался передовым бомбардировщиком-торпедоносцем ВМС США.
В 1941 году ТБД-1 официально получил прозвище «Опустошитель». После нападения японцев на Перл-Харбор в декабре того же года Devastator начал участвовать в боевых действиях. Участие в нападениях на японское судоходство на островах Гилберта в феврале 1942 г., TBD с USS. Предприятие имел небольшой успех. Во многом это было связано с проблемами, связанными с торпедой Mark 13. Хрупкое оружие, Mark 13 требовало, чтобы пилот сбрасывал его с высоты не более 120 футов и не быстрее 150 миль в час, что делало самолет чрезвычайно уязвимым во время атаки.
После падения у Mark 13 были проблемы с тем, что он уходил слишком глубоко или просто не взрывался при ударе. Для торпедных атак бомбардира обычно оставляли на авианосце, а Devastator летал с экипажем из двух человек.Весной в ходе дополнительных рейдов TBD атаковали острова Уэйк и Маркус, а также цели у побережья Новой Гвинеи с неоднозначными результатами. Кульминация карьеры Devastator наступила во время битвы в Коралловом море, когда этот тип помог потопить легкий авианосец. Шохо. Последующие атаки на более крупные японские авианосцы на следующий день оказались безрезультатными.
Последнее сражение TBD произошло в следующем месяце в битве за Мидуэй. К этому времени истощение стало проблемой для сил TBD ВМС США, и контр-адмиралы Фрэнк Дж. Флетчер и Рэймонд Спруанс располагали только 41 опустошителем на борту своих трех карьер, когда битва началась 4 июня. Обнаружив японский флот, Спруанс приказал начать удары. немедленно и направил против противника 39 ТБД. Отделившись от истребителей сопровождения, три американские торпедные эскадрильи первыми прибыли над японцами.
Атакуя без прикрытия, они понесли ужасающие потери от японских истребителей A6M «Зеро» и зенитного огня. Несмотря на то, что их атака не нанесла ни одного удара, японский боевой воздушный патруль был сбит с позиции, оставив флот уязвимым. В 10:22 американские пикирующие бомбардировщики SBD Dauntless, приближавшиеся с юго-запада и северо-востока, нанесли удар по авианосцам. Кага, Сорю, а также Акаги. Менее чем за шесть минут они превратили японские корабли в горящие обломки. Из 39 ТБД, отправленных против японцев, вернулись только 5. В атаке USS ШершеньVT-8 потерял все 15 самолетов, единственным выжившим стал энсин Джордж Гей.
После Мидуэя ВМС США вывели свои оставшиеся TBD, а эскадрильи перешли на недавно прибывший Avenger. 39 TBD, оставшихся на вооружении, были назначены для обучения в Соединенных Штатах, и к 1944 году этот тип больше не находился на вооружении ВМС США. Основной недостаток TBD Devastator, который часто считался неудачным, заключался в том, что он просто устарел.BuAir знал об этом факте, и замена самолета уже была в пути, когда карьера Devastator бесславно оборвалась.