Древняя культура ольмеков
Кристофер Минстер, доктор философии, профессор Университета Сан-Франциско-де-Кито в Эквадоре. Он бывший главный писатель VIVA Travel Guides.
Культура ольмеков процветала вдоль побережья Мексиканского залива примерно с 1200 по 400 год до н.э. Первая великая мезоамериканская культура находилась в упадке за столетия до прихода первых европейцев, поэтому большая часть информации об ольмеках была утеряна. Мы знаем ольмеков прежде всего благодаря их искусству, скульптуре и архитектуре.Хотя остается много загадок, продолжающаяся работа археологов, антропологов и других исследователей дала нам некоторое представление о том, какой могла быть жизнь ольмеков.
Еда, урожай и диета ольмеков
Ольмеки занимались базовым сельским хозяйством, используя технику «подсечно-огневой» техники, при которой сжигались заросшие участки земли: это расчищало их для посадки, а пепел действовал как удобрение. Они выращивали многие из тех же культур, что и сегодня в этом регионе, такие как тыква, фасоль, маниока, сладкий картофель и помидоры. Кукуруза была основным продуктом питания ольмеков, хотя, возможно, она была введена в их культуру поздно. Когда бы он ни появлялся, вскоре он становился очень важным: один из ольмекских богов ассоциируется с кукурузой. Ольмеки жадно ловили рыбу в близлежащих озерах и реках. Моллюски, аллигаторы и различные виды рыб составляли важную часть их рациона. Ольмеки предпочитали строить поселения у воды, так как поймы были хороши для сельского хозяйства, а рыба и моллюски добывались легче. На мясо у них были домашние собаки и иногда олени. Жизненно важной частью диеты ольмеков было никстамаль, особый сорт кукурузной муки, перемолотый с ракушками, известью или золой, добавление которых значительно повышает пищевую ценность кукурузной муки.
Ольмекские инструменты
Несмотря на то, что ольмеки владели только технологиями каменного века, они смогли сделать несколько видов инструментов, которые облегчили их жизнь. Они использовали все, что было под рукой, например, глину, камень, кость, дерево или рога оленя. Они умели делать глиняную посуду: сосуды и тарелки, используемые для хранения и приготовления пищи. Глиняные горшки и сосуды были чрезвычайно распространены среди ольмеков: буквально миллионы глиняных черепков были обнаружены на стоянках ольмеков и вокруг них. Инструменты в основном были сделаны из камня и включали такие основные предметы, как молотки, клинья, ступки и пестики и т. мано-и-метате мельницы, используемые для измельчения кукурузы и других зерен.Обсидиан не был родным для земель ольмеков, но когда его можно было достать, из него делали превосходные ножи.
Дома ольмеков
Культуру ольмеков помнят сегодня отчасти потому, что это была первая мезоамериканская культура, создавшая небольшие города, в первую очередь Сан-Лоренцо и Ла-Вента (их первоначальные названия неизвестны). Эти города, тщательно исследованные археологами, действительно были впечатляющими центрами политики, религии и культуры, но большинство обычных ольмеков в них не жили. Чаще всего ольмеки были простыми земледельцами и рыбаками, которые жили семейными группами или небольшими деревнями. Дома ольмеков были простыми: как правило, одно большое здание из земли, набитой вокруг шестов, которое служило спальной зоной, столовой и убежищем. В большинстве домов, вероятно, был небольшой сад с травами и основными продуктами. Поскольку ольмеки предпочитали жить в поймах или рядом с ними, они строили свои дома на небольших холмах или платформах. Они вырыли ямы в своих полах для хранения еды.
Ольмекские города и деревни
Раскопки показывают, что небольшие деревни состояли из нескольких домов, в которых, скорее всего, проживали семейные группы. Фруктовые деревья, такие как сапоте или папайя, были обычным явлением в деревнях. В более крупных раскопанных деревнях часто есть центральная насыпь большего размера: это может быть место, где был построен дом известной семьи или местного вождя, или, возможно, небольшое святилище бога, имя которого теперь давно забыто. О статусе семей, составлявших деревню, можно было судить по тому, насколько далеко они жили от этого центра города. В крупных городах было найдено больше останков животных, таких как собаки, аллигаторы и олени, чем в небольших деревнях, что позволяет предположить, что эти продукты предназначались для местной элиты.
Религия ольмеков и боги
У ольмеков была хорошо развитая религия. По словам археолога Ричарда Диля, существует пять аспектов религии ольмеков, включая четко определенный космос, класс шаманов, священные места и места, идентифицируемых богов и определенные ритуалы и церемонии.Питер Джоралемон, много лет изучавший ольмеков, определил не менее восьми богов из сохранившегося искусства ольмеков. Обычные ольмеки, которые работали на полях и ловили рыбу в реках, вероятно, участвовали в религиозных обрядах только в качестве наблюдателей, потому что существовал активный класс жрецов, а правители и правящая семья, скорее всего, имели особые и важные религиозные обязанности. Многие из ольмекских богов, такие как Бог дождя и Пернатый змей, впоследствии стали частью пантеона более поздних мезоамериканских цивилизаций, таких как ацтеки и майя. Ольмеки также играли в ритуальную мезоамериканскую игру с мячом.
Искусство Ольмеков
Большая часть того, что мы знаем об ольмеках сегодня, связана с сохранившимися образцами искусства ольмеков. Наиболее легко узнаваемыми частями являются массивные колоссальные головы, некоторые из которых достигают почти десяти футов в высоту. Другие сохранившиеся формы искусства ольмеков включают статуи, фигурки, кельты, троны, деревянные бюсты и наскальные рисунки. В ольмекских городах Сан-Лоренцо и Ла-Вента, скорее всего, был класс ремесленников, которые работали над этими скульптурами. Обычные ольмеки, вероятно, производили только полезное «искусство», такое как гончарные сосуды. Однако это не означает, что художественная продукция ольмеков не повлияла на простых людей: валуны, из которых изготавливались колоссальные головы и троны, добывались за много миль от мастерских, а это означало, что тысячи простолюдинов должны были быть задействованы для перемещения камней. на санях, плотах и катках туда, где они нужны.
Важность культуры ольмеков
Понимание культуры ольмеков очень важно для современных исследователей и археологов. Прежде всего, ольмеки были «матерью» культуры Мезоамерики, и многие аспекты культуры ольмеков, такие как боги, глифы и художественные формы, стали частью более поздних цивилизаций, таких как майя и ацтеки.Что еще более важно, ольмеки были одной из шести первичных или «нетронутых» цивилизаций в мире, другими были древний Китай, Египет, Шумер, Инд в Индии и чавинская культура в Перу. Первозданные цивилизации — это те, которые развивались где-то без какого-либо значительного влияния со стороны предшествующих цивилизаций. Эти первичные цивилизации были вынуждены развиваться самостоятельно, и то, как они развивались, многому учит нас о наших далеких предках. Мало того, что ольмеки — нетронутая цивилизация, они были единственными, кто развивался во влажной лесной среде, что делает их действительно особым случаем.
Цивилизация ольмеков пришла в упадок к 400 г. до н.э. и историки не совсем уверены, почему. Их упадок, вероятно, во многом был связан с войнами и изменением климата. После ольмеков в регионе Веракрус возникло несколько явно постольмекских обществ.
Многое еще неизвестно об ольмеках, в том числе некоторые очень важные, основные вещи, такие как то, как они называли себя («ольмеки» — это ацтекское слово, применяемое к жителям региона в шестнадцатом веке). Преданные своему делу исследователи постоянно раздвигают границы того, что известно об этой таинственной древней культуре, выявляя новые факты и исправляя ранее сделанные ошибки.
Источники
Коу, Майкл Д. «Мексика: от ольмеков до ацтеков». Древние народы и места, Рекс Кунц, 7-е издание, Thames & Hudson, 14 июня 2013 г.
Сайферс, Энн. «Surgimiento y decadencia de San Lorenzo, Veracruz». Мексиканская археология Том XV — Числ. 87 (сентябрь-октябрь 2007 г.). С. 30-35.
Диль, Ричард А. Ольмеки: первая цивилизация Америки. Лондон: Темза и Гудзон, 2004.
Гроув, Дэвид С. «Серрос Саградас Ольмекас». Транс. Элиза Рамирес. Мексиканская археология Том XV — Числ. 87 (сентябрь-октябрь 2007 г.). С. 30-35.
Миллер, Мэри и Карл Таубе. Иллюстрированный словарь богов и символов древней Мексики и майя. Нью-Йорк: Темза и Гудзон, 1993.