0 просмотров

Что такое теория разума в психологии?

Как дети учатся понимать мысли и действия других людей

  • Делиться
  • флипборд
  • Эл. адрес

Двое детей сидят за столом, и один шепчет другому.

  • Доктор философии, психология, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре
  • Бакалавр психологии и исследований мира и конфликтов, Калифорнийский университет в Беркли

Элизабет Хоппер, доктор философии, писатель-психолог и исследователь, специализирующаяся на изучении отношений и положительных эмоций.

Теория разума относится к способности понимать психические состояния других и признавать, что эти психические состояния могут отличаться от наших собственных. Развитие теории разума является ключевым этапом развития ребенка. Хорошо развитая теория разума помогает нам разрешать конфликты, развивать социальные навыки и обоснованно предсказывать поведение других людей.

Оценка теории разума

Психологи часто оценивают развивающуюся теорию психики ребенка, выполняя задание на ложные убеждения. В наиболее распространенном варианте этого задания исследователь просит ребенка понаблюдать за двумя куклами: Салли и Энн. Первая марионетка, Салли, кладет шарик в корзину и выходит из комнаты. Когда Салли уходит, вторая марионетка, Энн, перемещает шарик Салли из корзины в коробку.

Затем исследователь спрашивает ребенка: «Где Салли будет искать свой шарик, когда вернется?»

Ребенок с устойчивой теорией разума ответит, что Салли будет искать свой шарик в корзине. Несмотря на то, что ребенок знает, что корзина не является фактическим местонахождением шарика, ребенок осознает, что Салли этого не знает, и, следовательно, понимает, что Салли будет искать свой шарик на прежнем месте.

Дети без полностью сформированных теорий разума могут ответить, что Салли посмотрит в коробку. Этот ответ предполагает, что ребенок еще не способен распознать разницу между тем, что знает он или она, и тем, что знает Салли.

Развитие теории разума

Дети обычно начинают правильно отвечать на вопросы о ложных убеждениях примерно в возрасте 4 лет. В одном метаанализе исследователи обнаружили, что дети в возрасте до 3 лет обычно неправильно отвечают на вопросы о ложных убеждениях, дети в возрасте 3 с половиной лет правильно отвечают примерно на 50% время, и доля правильных ответов продолжает увеличиваться с возрастом.

Важно отметить, что теория сознания не является феноменом «все или ничего». Человек может понимать психические состояния других в некоторых ситуациях, но бороться с более нюансированными сценариями. Например, кто-то может пройти тест на ложные убеждения, но по-прежнему с трудом понимает образную (небуквальную) речь. Один особенно сложный тест теории разума включает в себя попытку оценить чье-то эмоциональное состояние, основываясь только на фотографиях его глаз.

Роль языка

Исследования показывают, что использование нами языка может играть роль в развитии теории разума. Чтобы проверить эту теорию, исследователи изучили группу участников в Никарагуа, которые были глухими и имели различный уровень воздействия языка жестов.

Исследование показало, что участники, подвергшиеся воздействию меньше сложный язык жестов, как правило, неправильно отвечал на ложные вопросы, в то время как участники, подвергшиеся воздействию более сложный язык жестов, как правило, правильно отвечал на вопросы. Более того, когда участники, которые изначально подвергались меньшему воздействию, выучили больше слов (особенно слов, связанных с психическими состояниями), они начали правильно отвечать на вопросы о ложных убеждениях.

Однако другие исследования показывают, что у детей появляется некоторое понимание теории разума еще до того, как они могут говорить. В одном исследовании исследователи отслеживали движения глаз малышей, отвечая на ложный вопрос. Исследование показало, что даже когда малыши неправильно отвечали на вопрос о ложных убеждениях, они смотрел при правильном ответе.

Например, в приведенном выше сценарии Салли-Энн малыши будут смотреть на корзину (правильный ответ), заявляя, что Салли будет искать свой шарик в коробке (неправильный ответ). Другими словами, у очень маленьких детей может быть некоторое понимание теории сознания еще до того, как они смогут ее вербализовать.

Теория разума и аутизм

Саймон Барон-Коэн, британский клинический психолог и профессор психопатологии развития в Кембриджском университете, предположил, что трудности с теорией сознания могут быть ключевым компонентом аутизма. Барон-Коэн провел исследование, в котором сравнивались результаты детей с аутизмом, детей с синдромом Дауна и нейротипичных детей при выполнении задания на ложные убеждения.

Исследователи обнаружили, что около 80% нейротипичных детей и детей с синдромом Дауна ответили правильно. Однако только около 20% детей с аутизмом ответили правильно. Барон-Коэн пришел к выводу, что это различие в теории развития разума может объяснить, почему люди с аутизмом иногда находят определенные типы социальных взаимодействий сбивающими с толку или трудными.

При обсуждении теории сознания и аутизма важно понимать, что понимание психических состояний других людей (т. е. теория сознания) нет то же самое, что заботиться о чувствах других. Тем не менее люди, у которых возникают проблемы с задачами по теории сознания, испытывают такое же сострадание, как и те, кто правильно отвечает на вопросы по теории сознания.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Худшие аварии с суперклеем
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x