Что такое андрагогика и кому это нужно знать?
Деб Петерсон — писатель и консультант по обучению и развитию, разработавшая программы корпоративного обучения для фирм всех размеров.
Андрагогика (произносится как ан-друх-гох-джи или -годж-и) — это процесс помощи взрослым в обучении. Слово происходит от греч. андр, то есть человек, и возбужденный, то есть лидер. В то время как педагогика относится к обучению детей, где учитель является координационным центром, андрагогика смещает акцент с учителя на ученика. Взрослые учатся лучше всего, когда внимание сосредоточено на них и они контролируют свое обучение.
Первое известное использование термина андрагогика было сделано немецким педагогом Александром Каппом в 1833 году в его книге « Erziehungslehre Платона (Воспитательные идеи Платона). Термин, который он использовал, был андрагогикой. Он не прижился и в значительной степени исчез из употребления, пока Малкольм Ноулз не сделал его широко известным в 1970-х годах. Ноулз, пионер и защитник образования взрослых, написал более 200 статей и книг по образованию взрослых. Он поддержал пять принципов, которые он наблюдал в отношении обучения взрослых в лучшем виде:
- Взрослые понимают Почему что-то важно знать или делать.
- У них есть свобода учиться по-своему.
- Обучение основано на опыте.
- Настало время им учиться.
- Процесс позитивный и обнадеживающий.
Прочитайте полное описание этих пяти принципов в книге «5 принципов для учителя взрослых».
Ноулз также известен тем, что поощряет неформальное образование взрослых. Он понимал, что многие наши социальные проблемы проистекают из человеческих отношений и могут быть решены только через образование — дома, на работе и в любом другом месте, где собираются люди. Он хотел, чтобы люди научились сотрудничать друг с другом, считая это основой демократии.
Результаты андрагогики
В своей книге Неформальное образование для взрослых, Малкольм Ноулз писал, что, по его мнению, андрагогика должна привести к следующим результатам:
- Взрослые должны обрести зрелое понимание себя — они должны принимать и уважать себя и всегда стремиться стать лучше.
- Взрослые должны развивать отношение принятия, любви и уважения к другим — они должны научиться оспаривать идеи, не угрожая людям.
- Взрослые должны развивать динамическое отношение к жизни — они должны признать, что они всегда меняются, и рассматривать каждый опыт как возможность учиться.
- Взрослые должны научиться реагировать на причины, а не на симптомы поведения — решения проблем лежат в их причинах, а не в симптомах.
- Взрослые должны приобрести навыки, необходимые для раскрытия потенциала их личности — каждый человек способен внести свой вклад в жизнь общества и обязан развивать свои индивидуальные таланты.
- Взрослые должны понять основные ценности в столице человеческого опыта — они должны понять великие идеи и традиции истории и осознать, что это то, что объединяет людей.
- Взрослые должны понимать свое общество и уметь управлять социальными изменениями: «При демократии люди участвуют в принятии решений, влияющих на весь общественный порядок. Поэтому крайне важно, чтобы каждый фабричный рабочий, каждый продавец, каждый политик, каждый домохозяйка, достаточно осведомлена о правительстве, экономике, международных делах и других аспектах общественного устройства, чтобы иметь возможность разумно принимать в них участие».
Это трудная задача. Понятно, что у учителя взрослых совсем другая работа, чем у учителя детей. Вот что такое андрагогика.