22-я поправка устанавливает ограничения президентского срока
Роберт Лонгли — эксперт по правительству и истории США с более чем 30-летним опытом работы в муниципальном управлении и городском планировании.
22-я поправка к Конституции США устанавливает ограничения на количество сроков полномочий лиц, избираемых на пост президента США.Он также устанавливает дополнительные условия приемлемости для президентов, которые после вступления в должность в порядке преемственности отбывают неистекший срок полномочий своих предшественников. В соответствии с 22-й поправкой ни одно лицо не может быть избрано президентом более двух раз, и ни одно лицо, которое уже занимало или исполняло обязанности президента более двух лет из неистекшего срока, не может быть избрано президентом более одного раза.
Совместная резолюция, предлагающая 22-ю поправку, была принята Конгрессом и отправлена штатам для ратификации 24 марта 1947 года. 22-я поправка была ратифицирована необходимыми 36 из 48 штатов 27 февраля 1951 года.
Раздел 1 22-й поправки гласит:
Ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более двух раз, и ни одно лицо, занимавшее должность Президента или исполнявшее обязанности Президента более двух лет срока, на который было избрано какое-либо другое лицо, не может быть избрано Президентом. на пост президента неоднократно. Но эта статья не применяется к любому лицу, занимающему должность президента, когда эта статья была предложена Конгрессом, и не препятствует любому лицу, которое может занимать должность президента или действовать в качестве президента, в течение срока, в течение которого настоящая статья становится освобождается от должности Президента или исполняет обязанности Президента в течение оставшегося срока такого срока.
История 22-й поправки
До принятия 22-й поправки не существовало законодательного ограничения количества сроков полномочий президента. В Конституции просто указано, что срок полномочий президента составляет четыре года. Отцы-основатели считали, что изменение политических взглядов людей и процесс Коллегии выборщиков предотвратят третий президентский срок. После того, как Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон решили ограничить свое президентство двумя сроками, ограничение в два срока стало уважаемой традицией — своего рода неписаным правилом.
Традиция двух сроков господствовала до 1940 года, когда президент Франклин Д.Рузвельт решил баллотироваться на третий срок. Поскольку страна столкнулась с Великой депрессией, за которой последовала Вторая мировая война, Рузвельт был избран не только на третий, но и на четвертый срок, проработав в общей сложности 12 лет до своей смерти в 1945 году. Хотя Рузвельт был единственным президентом, который был избран. на третий срок он не был первым, кто пытался. И Улисс С. Грант, и Теодор Рузвельт безуспешно баллотировались на третий срок.
На промежуточных выборах 1946 года, всего через 18 месяцев после того, как демократ Франклин Рузвельт скончался при исполнении служебных обязанностей, многие кандидаты-республиканцы сделали ограничение пребывания на посту президента значительной частью своих предвыборных платформ. На выборах республиканцам удалось получить контроль как над Палатой представителей, так и над Сенатом, и они сразу же выдвинули 22-ю поправку, устанавливающую ограничение президентского срока, на первое место в повестке дня законодательного органа, когда в январе 1947 года был созван 80-й Конгресс.
Менее чем за месяц Палата представителей при поддержке 47 демократов приняла совместную резолюцию, предлагающую 22-ю поправку 285 голосами против 121. Устранив разногласия с версией Палаты представителей, Сенат принял совместную резолюцию с поправками 12 марта 1947 г. 59 голосами против 23, при этом 16 демократов проголосовали за.
22-я поправка, ограничивающая количество президентских сроков, была представлена штатам для ратификации 24 марта 1947 года. Три года и 343 дня спустя, 27 февраля 1951 года, 22-я поправка была полностью ратифицирована и включена в Конституцию.
Разработчики Конституции и ограничения президентских сроков
Создателям Конституции было нечего делать, пока они обсуждали, как долго президенту должно быть разрешено занимать свой пост. Предшественник Конституции, Статьи Конфедерации, не предусматривал такой должности, вместо этого наделяя Конгресс как законодательной, так и исполнительной властью. Их единственный другой пример высшего национального исполнительного органа, против которого они только что восстали, был тревожной моделью.
Некоторые создатели, в том числе Александр Гамильтон и Джеймс Мэдисон, утверждали, что президенты должны служить пожизненно и назначаться Конгрессом, а не избираться народом. Конечно, это звучало далеко не «по-королевски» для других, таких как Джордж Мейсон из Вирджинии, который сказал, что это сделает американское президентство «выборной монархией». Удивительно, однако, когда предложение Гамильтона и Мэдисона о пожизненно назначаемых президентах было поставлено на голосование, оно провалилось всего двумя голосами.
Поскольку вариант «пожизненных президентов» был исключен из обсуждения, создатели основ обсуждали, могут ли президенты быть переизбраны или иметь ограниченный срок полномочий. Большинство из них выступали против ограничения срока полномочий, выступая за президентов, которые будут избираться Конгрессом и могут баллотироваться на переизбрание неограниченное количество раз. Но это, предупредил губернатор Моррис, побудит действующих президентов заключить коррумпированные тайные сделки с Конгрессом, чтобы переизбраться. Этот аргумент привел создателей к принятию статьи II Конституции с ее сложным и все еще спорным методом Коллегии выборщиков для избрания президентов без ограничений по срокам.
С тех пор как 22-я поправка внесла поправки в статью II в 1951 году, некоторые политики и ученые-конституционалисты утверждали, что отчаянные обстоятельства, такие как Великая депрессия и Вторая мировая война, с которыми столкнулся Франклин Рузвельт, оправдывают неограниченные президентские сроки. В самом деле, некоторые президенты обеих партий, занимавшие два срока, включая Рональда Рейгана и Барака Обаму, сетовали на свою конституционную неспособность баллотироваться на третий срок.