0 просмотров

Биография Малинче, порабощенной женщины и переводчика Эрнана Кортеса

Статуя Малинче

Кристофер Минстер, доктор философии, профессор Университета Сан-Франциско-де-Кито в Эквадоре. Он бывший главный писатель VIVA Travel Guides.

Малинали (ок. 1500–1550), также известная как Малинцин, «Донья Марина» и, чаще всего, «Малинче», была коренной мексиканкой, которую в 1519 году отдали в рабство конкистадору Эрнану Кортесу. Вскоре Малинче доказала, что сама очень пригодилась Кортесу, так как смогла помочь ему интерпретировать науатль, язык могущественной империи ацтеков.

Малинче была бесценным активом для Кортеса, поскольку она не только переводила, но и помогала ему понять местные культуры и политику. Многие современные мексиканцы считают Малинче великой предательницей, предавшей свою родную культуру кровожадным испанским захватчикам.

Быстрые факты: Малинче

  • Известен: Мексиканская порабощенная женщина и переводчик Эрнана Кортеса и мать одного из его детей.
  • Также известен как: Марина, Малинцин, Малинче, Донья Марина, Маллинали
  • Родился: с. 1500 г. в Пайнале, на территории современной Мексики.
  • Родители: Касик из Пайнала, мать неизвестна.
  • Умер: с. 1550 г. в Испании
  • Супруг: Хуан де Харамильо; также известна своими отношениями с Эрнаном Кортесом, знаменитым конкистадором.
  • Дети: Дон Мартин, Донья Мария

Ранние годы

Настоящее имя Малинче было Малинали. Она родилась где-то около 1500 года в городе Пайнала, недалеко от более крупного поселения Коацакоалькос. Ее отец был местным вождем, а мать происходила из правящей семьи соседней деревни Халтипан. Однако ее отец умер, и когда Малинче была маленькой девочкой, ее мать снова вышла замуж за другого местного лорда и родила ему сына.

Очевидно, желая, чтобы мальчик унаследовал все три деревни, мать Малинче тайно продала ее в рабство, сказав горожанам, что она умерла. Малинче была продана торговцам рабами из Шикалланко.Они, в свою очередь, продали ее лорду Потончана. Хотя она была пленницей, она была знатного происхождения и никогда не теряла своей царственной осанки. У нее также был дар к языкам.

Подарок Кортесу

В марте 1519 года Кортес и его экспедиция высадились недалеко от Потончана в районе Табаско. Местные коренные жители не хотели иметь дело с испанцами, поэтому вскоре обе стороны сражались. Испанцы с их доспехами и стальным оружием легко победили туземцев, и вскоре местные лидеры попросили мира, на что Кортес был только рад согласиться. Лорд Потончан принес испанцам еду и дал им 20 женщин, чтобы они готовили для них, одной из которых была Малинче. Кортес раздал женщин и девушек своим капитанам; Малинче отдали Алонсо Эрнандесу Портокарреро.

Малинче была крещена как Донья Марина. Примерно в это же время некоторые стали называть ее Малинче, а не Малинали. Первоначально имя было Малинцин и происходит от Малинали + цин (благоговейный суффикс) + е (владение). Таким образом, Малинцин изначально обращалась к Кортесу, поскольку он был поработителем Малинали, но каким-то образом это имя вместо этого закрепилось за ней и превратилось в Малинче.

Малинче Переводчик

Однако вскоре Кортес понял, насколько она ценна, и забрал ее. За несколько недель до этого Кортес спас Херонимо де Агилара, испанца, который был взят в плен в 1511 году и с тех пор жил среди народа майя. В то время Агилар научился говорить на языке майя. Малинче могла говорить на языке майя и науатль, которые она выучила еще девочкой. Покинув Потончан, Кортес высадился недалеко от современного Веракруса, который тогда контролировался вассалами говорящей на науатле Империи ацтеков.

Вскоре Кортес обнаружил, что может общаться через этих двух переводчиков: Малинче могла переводить с науатль на майя, а Агилар мог переводить с майя на испанский. В конце концов, Малинче выучила испанский язык, что избавило ее от необходимости в Агиларе.

Малинче и завоевание

Снова и снова Малинче доказывала свою ценность новым поработителям. Мексиканцы (ацтеки), которые правили Центральной Мексикой из своего великолепного города Теночтитлан, развили сложную систему управления, которая включала в себя сложное сочетание войны, благоговения, страха, религии и стратегических союзов. Ацтеки были самым могущественным партнером Тройственного союза Теночтитлана, Тескоко и Такубы, трех городов-государств, расположенных недалеко друг от друга в центральной долине Мехико.

Тройственный союз подчинил себе почти все крупные племена в Центральной Мексике, заставив другие цивилизации платить дань в виде товаров, золота, услуг, воинов, порабощенных людей и/или жертвоприношений богам ацтеков. Это была очень сложная система, и испанцы мало что в ней понимали; их жесткое католическое мировоззрение мешало большинству из них понять тонкости жизни ацтеков.

Малинче не только перевела услышанные слова, но и помогла испанцам понять концепции и реалии, которые им нужно было понять в их завоевательной войне.

Малинче и Чолула

После того, как испанцы победили воинственных тлашкальцев и присоединились к ним в сентябре 1519 года, они приготовились пройти оставшуюся часть пути до Теночтитлана. Их путь пролегал через Чолулу, известный как священный город, потому что он был центром поклонения богу Кетцалькоатлю. Пока испанцы были там, Кортес узнал о возможном заговоре императора ацтеков Монтесумы с целью устроить засаду и убить испанцев, как только они покинут город.

Малинче помогла предоставить дополнительные доказательства. Она подружилась с женщиной в городе, женой высокопоставленного офицера. Однажды женщина подошла к Малинче и сказала ей не сопровождать испанцев, когда они уйдут, так как они будут уничтожены. Ее уговаривали остаться и выйти замуж за сына этой женщины. Малинче обманом заставила женщину думать, что она согласилась, а затем привела ее к Кортесу.

Допросив женщину, Кортес убедился в заговоре.Он собрал руководителей города в одном из дворов и, обвинив их в измене (конечно, через Малинче как переводчика), приказал своим людям атаковать. Тысячи местных дворян погибли во время резни Чолула, потрясшей центральную Мексику.

Малинче и падение Теночтитлана

После того, как испанцы вошли в город и взяли в заложники императора Монтесуму, Малинче продолжила свою роль переводчика и советника. Кортесу и Монтесуме было о чем поговорить, и нужно было отдать приказ тлашкальским союзникам испанцев. Когда Кортес отправился сражаться с Панфило де Нарваэсом в 1520 году за контроль над экспедицией, он взял с собой Малинче. Когда они вернулись в Теночтитлан после Резни в Храме, она помогла ему успокоить разгневанное население.

Когда испанцы были чуть не убиты во время Ночи скорби, Кортес поручил некоторым из своих лучших людей защитить Малинче, которая пережила хаотическое отступление из города. И когда Кортес триумфально отвоевал город у неукротимого императора Куаутемока, Малинче была на его стороне.

После падения Империи

В 1521 году Кортес окончательно завоевал Теночтитлан, и ему больше, чем когда-либо, была нужна Малинче, чтобы помочь ему управлять своей новой империей. Он держал ее рядом с собой — настолько близко, что она родила ему ребенка, Мартина, в 1523 году. В конце концов Мартин был узаконен папским указом. Она сопровождала Кортеса в его катастрофической экспедиции в Гондурас в 1524 году.

Примерно в это же время Кортес предложил ей выйти замуж за Хуана Харамильо, одного из его капитанов. В конце концов она тоже родит Харамильо ребенка. В гондурасской экспедиции они прошли через родину Малинче, и она встретилась (и простила) с матерью и сводным братом. Кортес дал ей несколько лучших участков земли в Мехико и его окрестностях в награду за ее верную службу.

Смерть

Подробностей о ее смерти мало, но, вероятно, она скончалась где-то в 1550 году.

Наследие

Сказать, что современные мексиканцы испытывают смешанные чувства к Малинче, значит ничего не сказать. Многие из них презирают ее и считают предательницей за ее роль в помощи испанским захватчикам в уничтожении ее собственной культуры. Другие видят в Кортесе и Малинче аллегорию современной Мексики: порождение насильственного испанского господства и сотрудничества коренных народов. Тем не менее, другие прощают ее предательство, указывая на то, что как порабощенная женщина, свободно отданная захватчикам, она, конечно, не была обязана своей родной культуре какой-либо лояльностью. А другие отмечают, что по меркам своего времени Малинче обладала замечательной автономией и свободой, которых не было ни у коренных женщин, ни у испанок.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Биография Иды Б. Уэллс-Барнетт
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector