28 просмотров

Биография Дании Веси, возглавившей неудачное восстание порабощенных людей

Статуя Дании Веси, организатора крупнейшего восстания рабов в истории США.

Надра Карим Ниттл — журналист, автор статей в The Atlantic, Vox и The New York Times. В ее репортажах основное внимание уделяется образованию, расе и государственной политике.

Дания Веси родился около 1767 года на карибском острове Сент-Томас и умер 2 июля 1822 года в Чарльстоне, Южная Каролина. Известный в ранние годы как Телемак, Веси был свободным чернокожим, который организовал крупнейшее восстание порабощенных людей в Соединенных Штатах. Работа Веси вдохновила чернокожих активистов Северной Америки 19 века, таких как Фредерик Дуглас и Дэвид Уокер.

Быстрые факты: Дания Весей

  • Известен: Организовал крупнейшее восстание порабощенных людей в истории США.
  • Также известен как: Телемак
  • Родился: около 1767 г. на Сент-Томасе
  • Умер: 2 июля 1822 года в Чарльстоне, Южная Каролина.
  • Примечательная цитата: «Мы свободны, но здешние белые люди не позволяют нам быть такими; и единственный способ — подняться и бороться с белыми».

Ранние годы

Порабощенный с рождения Данией Весей (имя: Телемак) провел свое детство на острове Сент-Томас. Когда Веси был подростком, он был продан торговцем порабощенными людьми капитаном Джозефом Веси и отправлен к плантатору на современном Гаити. Капитан Веси намеревался оставить мальчика там навсегда, но в конце концов был вынужден вернуться за ним после того, как плантатор сообщил, что у мальчика приступы эпилепсии. Капитан брал с собой молодого Веси в свои путешествия почти на два десятилетия, пока он навсегда не поселился в Чарльстоне, Южная Каролина. Благодаря своим путешествиям Дания Веси научился говорить на нескольких языках.

В 1799 году Дания Веси выиграла в лотерею 1500 долларов. Он использовал средства, чтобы купить свою свободу за 600 долларов и начать успешный столярный бизнес. Однако он по-прежнему глубоко обеспокоен тем, что не может купить свободу своей жены Бек и их детей. (У него могло быть всего до трех жен и несколько детей.) В результате Веси решил разрушить систему порабощения. Некоторое время прожив на Гаити, Веси, возможно, был вдохновлен восстанием 1791 года порабощенных людей, которое спровоцировал там Туссен Лувертюр.

Теология освобождения

В 1816 или 1817 году Веси присоединился к Африканской методистской епископальной церкви, религиозной конфессии, образованной черными методистами после того, как столкнулся с расизмом со стороны белых прихожан. В Чарльстоне Веси был одним из примерно 4000 чернокожих, основавших африканскую A.M.E. церковь. Раньше он посещал Вторую пресвитерианскую церковь, возглавляемую белыми, где порабощенных чернокожих прихожан призывали прислушаться к изречению святого Павла: «Слуги, повинуйтесь своим хозяевам».

Веси не согласился с такими чувствами. Согласно статье, написанной о нем в июньском выпуске The Atlantic за 1861 год, Веси не вел себя покорно по отношению к белым и упрекал чернокожих, которые так поступали. Атлантика сообщила:

«Ибо, если его товарищ кланялся белому человеку, он укорял его и замечал, что все люди рождены равными, и что он удивляется тому, что кто-то унижает себя таким поведением, — что он никогда не будет раболепствовать перед белыми, ни должен всякий, у кого были чувства мужчины. На ответ: «Мы рабы», он с сарказмом и негодованием отвечал: «Вы заслуживаете того, чтобы оставаться рабами».

В А.М.Е. Церкви афроамериканцы могли проповедовать идеи, посвященные освобождению чернокожих. Веси стал «лидером класса», проповедуя из книг Ветхого Завета, таких как Исход, Захария и Иисус Навин, верующим, собравшимся у него дома. Он сравнил порабощенных афроамериканцев с порабощенными израильтянами в Библии. Это сравнение нашло отклик в черном сообществе. Белые американцы, однако, старались внимательно следить за А.М.Е. собрания по всей стране и даже арестованные прихожане. Это не помешало Веси продолжать проповедовать, что чернокожие — это новые израильтяне и что поработители будут наказаны за свои проступки.

15 января 1821 года маршал города Чарльстон Джон Дж. Лафар закрыл церковь, потому что пасторы обучали порабощенных чернокожих в вечерних и воскресных школах. Обучение любого порабощенного было незаконным, поэтому A.M.E. Церкви в Чарльстоне пришлось закрыть свои двери.Конечно, это только еще больше разозлило Визи и церковных лидеров.

Заговор на свободу

Веси был полон решимости разрушить институт порабощения. В 1822 году он объединился с ангольским мистиком Джеком Перселлом, корабельным плотником Питером Пойасом, церковными лидерами и другими, чтобы спланировать то, что должно было стать крупнейшим восстанием порабощенных людей в истории США. Известный как фокусник, познавший сверхъестественный мир, Перселл, также известный как «Гулла Джек», был уважаемым членом чернокожего сообщества, который помог Веси привлечь больше последователей для своего дела. Фактически, согласно сообщениям того времени, все лидеры, участвовавшие в заговоре, считались порядочными людьми, пользующимися большим уважением вне зависимости от расы.

В ходе восстания, которое должно было состояться 14 июля, до 9000 чернокожих со всего региона должны были убить любого белого человека, с которым они столкнулись, поджечь Чарльстон и захватить арсеналы города. Однако за несколько недель до того, как восстание должно было произойти, некоторые порабощенные чернокожие, осведомленные о планах Веси, рассказали своим поработителям о заговоре. В эту группу входили A.M.E. лидер класса Джордж Уилсон, который узнал о заговоре от порабощенного человека по имени Ролла Беннетт. Уилсон, который также был порабощен, в конце концов сообщил своему поработителю о восстании.

Уилсон был не единственным, кто говорил о планах Веси. Некоторые источники указывают на порабощенного человека по имени Девани, который узнал о заговоре от другого порабощенного человека, а затем рассказал об этом свободному цветному человеку. Вольноотпущенник призвал Девани рассказать об этом своему поработителю. Когда новости о заговоре распространились среди рабовладельцев, многие были шокированы не только планом их свержения, но и тем, что в нем были замешаны люди, которым они доверяли. Мысль о том, что эти люди были готовы убивать за свою свободу, казалась немыслимой для поработителей, которые утверждали, что обращаются с порабощенными людьми гуманно, несмотря на то, что держат их в рабстве.

Аресты и казни

Беннетт, Веси и Гулла Джек были среди 131 человека, арестованного за участие в заговоре в связи с заговором восстания. Из арестованных 67 были осуждены. Веси защищался во время суда, но был повешен вместе с еще 35 людьми, включая Джека, Пойаса и Беннета. Хотя Уилсон добился свободы благодаря своей верности своему поработителю, он не дожил до того, чтобы насладиться ею. Его психическое здоровье пострадало, и позже он покончил жизнь самоубийством.

После того, как судебные процессы, связанные с заговором восстания, закончились, чернокожее сообщество в этом районе столкнулось с трудностями. Их A.M.E. Церковь была сожжена, и они столкнулись с еще большими репрессиями со стороны поработителей, в том числе были исключены из празднования Четвертого июля. Тем не менее, чернокожее сообщество в основном считало Веси героем. Позже его память вдохновила черные войска, сражавшиеся во время Гражданской войны, а также активистов против порабощения, таких как Дэвид Уокер и Фредерик Дуглас.

Спустя почти два столетия после сорванного заговора Веси преподобная Клемента Пинкни нашла надежду в его истории. Пинкни руководил той же A.M.E. Церковь, соучредителем которой был Веси. В 2015 году Пинкни и восемь других прихожан были смертельно застрелены сторонником превосходства белой расы во время изучения Библии в середине недели. Массовая стрельба показала, сколько расовой несправедливости осталось сегодня.

голоса
Рейтинг статьи
Статья в тему:  Биография Франца Фердинанда, эрцгерцога Австрии
Ссылка на основную публикацию
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x