Биография Колетт, французский писатель
Colette; 28 января 1873 — 3 августа 1954) — французская писательница, номинантка на Нобелевскую премию по литературе. Прежде чем стать одним из самых известных современных французских авторов, она сделала яркую карьеру на сцене и писала рассказы под псевдонимом своего первого мужа.
Быстрые факты: Колетт
- Известен: французский писатель
- ФИО: Сидони-Габриэль Колетт
- Родился: 28 января 1873 г., Сен-Совер-ан-Пюизе, Франция.
- Умер: 3 августа 1954 года в Париже, Франция.
- Родители: Жюль-Жозеф Колетт и Адель Эжени Сидони (англ.урожденная Лэндой) Колетт
- Супруги: Морис Гудеке (м. 1935–1954), Анри де Жувенель (м. 1912–1924), Анри Готье-Виллар (м. 1893–1910)
- Дети: Колетт де Жувенель (1913–1981)
- Избранные работы: Клодин серия (1900-1903), Шери (1920), La Naissance du Jour (1928), Джиджи (1944), Ле Фаналь Блю (1949)
- Избранные награды: Член Бельгийской королевской академии (1935 г.), президент Гонкуровской академии (1949 г.), кавалер (1920 г.) и великий офицер (1953 г.) Французской Почетный легион
- Примечательная цитата: «Вы будете делать глупости, но делайте их с энтузиазмом».
Ранние годы
Сидони-Габриэль Колетт родилась в деревне Сен-Совер-ан-Пюизе в департаменте Йонна, Бургундия, во Франции в 1873 году. Ее отец, Жюль-Жозеф Колетт, был сборщиком налогов, ранее отличившимся на военной службе. , а ее матерью была Адель Эжени Сидони, урожденная Лэндой. Благодаря профессиональному успеху Жюля-Жозефа семья была финансово обеспечена в молодости Колетт, но они неправильно распорядились своим богатством и в итоге потеряли большую его часть.
С 6 до 17 лет Колетт посещала местную государственную школу. На этом, в конечном счете, закончилось ее образование, и после 1890 года она не получила никакого формального образования. В 1893 году, в возрасте 20 лет, Колетт вышла замуж за Анри Готье-Вилларса, успешного издателя, который был на 14 лет старше ее и имел репутация среди развратников и авангардистов в Париже. Готье-Виллар также был успешным писателем под псевдонимом «Вилли». Супруги были женаты 13 лет, но детей у них не было.
Клодин: псевдонимы и мюзик-холлы
Во время замужества с Готье-Вилларом Колетт познакомилась с целым миром парижского художественного общества. Он призвал ее исследовать свою сексуальность с другими женщинами, и на самом деле он выбрал лесбийскую тематику для серии из четырех романов, которые Колетт написала под своим псевдонимом Вилли. Ее первые четыре романа, Клодин серии, были опубликованы между 1900 и 1903 годами: Клодин в школе (1900), Клодин в Париже (1901), Клодин в манеже (1902 г.) и Клодин Сен ва (1903 г.). Романы о совершеннолетии, опубликованные на английском языке как Клодин в школе, Клодин в Париже, Клодин замужем, а также Клодин и Энни— последовала за титульной героиней от юности в деревне до работы в парижских салонах. Споры о том, кто на самом деле написал эти романы, бушевали годами. Колетт смогла добиться удаления имени Готер-Вилларс из них много лет спустя, после затяжной судебной тяжбы, но его сын восстановил авторство после смерти Колетт.
В 1906 году Колетт рассталась со своим мужем, но до развода оставалось еще четыре года. Потому что она написала Клодин романов как «Вилли», авторские права — и вся прибыль от книг — по закону принадлежали Готье-Виллар, а не Колетт. Чтобы прокормить себя, Колетт несколько лет работала на сцене в мюзик-холлах по всей Франции. Несколько раз она играла свою собственную Клодин персонажи в несанкционированных скетчах и пародиях. Хотя она могла наскрести на жизнь, часто этого едва хватало, и в результате она часто болела и часто голодала.
За годы работы на сцене у Колетт было несколько отношений с другими женщинами, в первую очередь с Матильдой «Мисси» де Морни, маркизой де Бельбеф, которая также была артисткой на сцене. Эти двое вызвали скандал в 1907 году, когда они поцеловались на сцене, но они продолжали свои отношения в течение нескольких лет. Колетт написала о своем опыте бедности и жизни на сцене в своей работе 1910 года. бродяга. Прожив несколько лет в одиночестве, в 1912 году Колетт вышла замуж за Генри де Жувенеля, редактора газеты. В 1913 году у них родился единственный ребенок, дочь по имени Колетт де Жувенель. Во время Первой мировой войны Колетт начала работать журналистом, вернувшись к писательству другим способом, а также у нее появился интерес к фотографии.
Написание двадцатых (1919-1927)
- Мицу (1919)
- Шери (1920)
- La Maison de Claudine (1922)
- L'Autre Femme (1922)
- Le Blé en herbe (1923)
- Ла Фин де Шери (1926)
Колетт опубликовала новеллу о Первой мировой войне. Мицу в 1919 году, а позже в 1950-х годах по нему была снята французская комедия.Однако ее следующая работа произвела гораздо большее впечатление. Опубликовано в 1920 г., Шери рассказывает историю длительного романа молодого человека с куртизанкой почти вдвое старше его и неспособности пары разорвать свои отношения, даже когда он женится на другой, и их отношения портятся. Колетт также опубликовала продолжение, Ла Фин де Шери (по-английски, Последний из Чери) в 1926 году, который следует за трагическими последствиями отношений, описанных в первом романе.
Легко увидеть параллели между собственной жизнью Колетт и ее романом. Ее брак с Жувенелем распался в 1924 году после измен с обеих сторон, включая ее роман с пасынком Бертраном де Жувенелем, которому в то время было 16 лет. Еще одно произведение этой эпохи, Ле Бле на Хербе (1923) имел дело с аналогичной сюжетной линией, включающей романтические и сексуальные отношения между молодым человеком и женщиной гораздо старше. В 1925 году она познакомилась с Морисом Гудеке, который был моложе ее на 16 лет. Они поженились десять лет спустя, в 1935 году, и оставались женатыми до самой ее смерти.
Великая писательница Франции (1928-1940)
- La Naissance du jour (1928)
- Сидо (1929)
- Ла Секунд (1929)
- Ле Пур и л'Импур (1932)
- Ла Шат (1933)
- Дуэт (1934)
- Озеро дам (1934)
- Божественный (1935)
К концу 1920-х годов Колетт была широко известна как одна из великих французских писательниц своего времени и своего рода знаменитость. Действие большинства ее работ происходило в недалеком прошлом, известном как «Прекрасная эпоха», которое охватывало примерно 1870-е годы вплоть до начала Первой мировой войны и было известно как вершина французского гламура, искусства, изысканности и культуры. . Было отмечено, что ее письмо меньше связано с сюжетом, чем с богатыми деталями ее персонажей.
На пике своей славы и успеха Колетт в основном сосредоточилась на изучении и критике традиционной жизни и социальных ограничений, налагаемых на женщин. В 1928 году она опубликовала La Naissance du Jour (Английский: Перерыв дня), который был в значительной степени автобиографичным и опирался на полувыдуманную версию ее матери Сидо.В книге затрагивались темы возраста, любви и утраты юности и любви. Продолжение, 1929 год Сидо, продолжил рассказ.
В 1930-е годы Колетт была немного менее плодовитой. На пару лет она ненадолго увлеклась написанием сценариев и стала соавтором двух фильмов: «1934-е годы». Озеро дам и 1935 г. Божественный. Также она опубликовала еще три прозаических произведения: Ле Пур и л’Импур в 1932 году, Ла Шат в 1933 году и Дуэт в 1934 году. После Дуэт, она не публиковалась до 1941 года, когда жизнь во Франции и жизнь самой Колетт значительно изменились.
Вторая мировая война и общественная жизнь (1941-1949 гг.)
- Жюли де Карнейлан (1941)
- Ле Кепи (1943)
- Джиджи (1944)
- Л'Этуаль Веспер (1947)
- Ле Фаналь Блю (1949)
Франция пала перед немецким вторжением в 1940 году, и жизнь Колетт, как и жизни ее соотечественников, изменилась с приходом нового режима. Нацистское правление очень сильно ударило по жизни Колетт: Гудекет был евреем, и в декабре 1941 года он был арестован гестапо. Гудеке был освобожден после нескольких месяцев содержания под стражей благодаря вмешательству жены немецкого посла (француженки по рождению). Однако до конца войны пара жила в страхе, что его снова арестуют и на этот раз он не вернется домой живым.
Во время оккупации Колетт продолжала писать, в том числе и с явно пронацистским содержанием. Она писала статьи для пронацистских газет, а ее роман 1941 г. Жюли де Карнейлан включал подстрекательские антисемитские высказывания. Военные годы были для Колетт временем сосредоточения внимания на мемуарах: она выпустила два тома под названием Журнал в Rebours (1941) и Де ма Фенетр (1942). Однако именно во время войны Колетт написала свое самое известное произведение. новелла Джиджи, опубликованный в 1944 году, рассказывает историю подростка, которого готовили стать куртизанкой, но вместо этого влюбляется в друга, для которого она должна была стать любовницей.По нему был снят французский фильм в 1949 году, бродвейская пьеса с Одри Хепберн в начале карьеры в 1951 году, известный музыкальный фильм с Лесли Кэрон в главной роли в 1958 году и бродвейский мюзикл в 1973 году (возрожденный в 2015 году).
К моменту окончания войны здоровье Колетт ухудшилось, и она страдала от артрита. Несмотря на это, она продолжала писать и работать. Она опубликовала еще две работы, Л'Этуаль Веспер (1944) и Ле Фаналь Блю (1949); оба были технически вымышленными, но в значительной степени автобиографическими в своих размышлениях о проблемах писателя. Сборник ее полного собрания сочинений был подготовлен между 1948 и 1950 годами. Французский писатель Фредерик-Шарль Баргоне (более известный под своим псевдонимом Клод Фаррер) номинировал ее на Нобелевскую премию по литературе в 1948 году, но она проиграла британскому поэту Т.С. Элиот. Последней ее работой стала книга Земельный рай, в который вошли фотографии Изис Бидерманас и был выпущен в 1953 году, за год до ее смерти. В том же году она была удостоена звания Великого офицера французского Почетного легиона (Légion d'honneur), высшей гражданской награды Франции.
Литературные стили и темы
Работы Колетт можно четко разделить на ее работы под псевдонимом и ее работы, опубликованные под ее собственным именем, однако некоторые черты являются общими для обеих эпох. Пока писал ее Клодин романов под псевдонимом «Вилли», ее тематика и, в некоторой степени, ее стиль во многом определялись ее тогдашним мужем. Романы, в которых прослеживалось взросление молодой девушки, включали в себя довольно щекотливые и скандальные темы и сюжеты, включая гомоэротическое содержание и образы «школьницы-лесбиянки». Стиль был более легкомысленным, чем большая часть более поздних произведений Колетт, но основные темы женщин, которые находили идентичность и удовольствие вне социальных норм, пронизывали все ее работы.
Темы, найденные в романах Колетт, включали значительные размышления о социальном положении женщин.Многие из ее работ открыто критикуют ожидания женщин и их ограниченные социальные роли, и в результате ее женские персонажи часто богато нарисованы, глубоко несчастны и так или иначе восстают против социальных норм. В некоторых случаях, как и в ее романах начала 1920-х годов, этот бунт принимал форму сексуальной активности скандальным образом, в частности, соединение пожилых женщин с молодыми мужчинами в противоположность более популярному тропу (который сам по себе встречается в Джиджи, хотя и не в такой же степени). Во многих случаях в ее работах рассказывается о женщинах, пытающихся отстоять некоторую степень независимости в обществе, где доминируют мужчины, с самыми разными результатами; например, главная героиня Шери и ее младший любовник оба в конечном итоге очень несчастны после своих попыток нарушить общественные условности, но ключ к Джиджи и ее любовный интерес, получивший счастливый конец, — это сопротивление Джиджи требованиям аристократического и патриархального общества вокруг нее.
По большей части Колетт придерживалась жанра прозы, хотя и с некоторыми мемуарами и слегка завуалированной автобиографией, добавленными для хорошей меры. Ее произведения были не длинными томами, а чаще новеллами, в которых основное внимание уделялось персонажам, а не сюжету. Она действительно рискнула писать сценарии в 1930-х годах, но без особого успеха.
Смерть
К концу 1940-х физическое состояние Колетт еще больше ухудшилось. Ее артрит сильно ограничивал ее подвижность, и она во многом зависела от заботы Гудекет. Колетт умерла 3 августа 1954 года в Париже. Из-за ее разводов Французская католическая церковь отказала ей в проведении религиозных похорон. Вместо этого правительство устроило ей государственные похороны, что сделало ее первой французской писательницей, у которой были государственные похороны. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез, самом большом кладбище в Париже и месте упокоения других светил, таких как Оноре де Бальзак, Мольер, Жорж Бизе и многих других.
Наследие
Наследие Колетт значительно изменилось за десятилетия, прошедшие после ее смерти. За свою жизнь и карьеру у нее было немало профессиональных поклонников, в том числе несколько ее литературных современников. В то же время, однако, многие считали ее талантливой, но глубоко ограниченной одним очень специфическим типом или поджанром письма.
Однако со временем Колетт все больше и больше признавалась важным членом французского писательского сообщества, одним из самых ярких голосов в женской литературе и талантливым писателем любого уровня. Знаменитости, в том числе Трумэн Капоте и Розанна Кэш, отдали ей дань уважения в своем искусстве и биографическом фильме 2018 года. Колетт, беллетризовал начало ее жизни и карьеры и выбрал номинантку на «Оскар» Киру Найтли на роль Колетт.