Рабочая программа по праву 10-11 кл. Профильный уровень.

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Средняя общеобразовательная школа №15 города Борзи

Рабочая программа по праву 10-11 классы. Профильный уровень.

2009-2011 учебные годы. Учитель:    Пинигина Е.М.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, правовом содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.





Общая характеристика учебного предмета

Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции,   усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия  реализации индивидуальных образовательных программ  по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их   интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования.  Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного  учебного процесса. Правовая информация,  представленная в содержании примерной программы расширяет возможности  правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению  программ высшего профессионального образования.

Право, как учебный предмет  на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным  профессиональным юридическим образованием, основными юридическими  профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.

Основные  содержательные линии примерной  образовательной  программы курса права для  10-11  классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:  проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.

Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации;  формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования  норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения,  необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как профильный учебный предмет создает основу для становления  социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.

Цели

Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 2 часа  в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования  в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается   поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации  из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график)., отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений. В области рефлексивной деятельности  обеспечивается понимание  ценности образования как средства развития культуры личности.; объективное оценивание  своих  учебных достижений, поведения, черт  своей личности, учет мнения  других людей при определении собственной позиции и  самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее  достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора  путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.  Правовое образование  в старшей школе на базовом уровне  ориентировано на формирование  умений  осмысленно употреблять  правовые понятия и категории,  характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм права с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

 Результаты изучения курса Право приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Основное  содержание (140  час)

В данном разделе установлена возможная, примерная  последовательность изучения   разделов и тем курса  права   на базовом уровне старшей школы. В скобках указано учебное время, рекомендуемое на освоение  разделов обязательного содержания. К темам прописаны варианты самостоятельных и практических работ. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

    ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

         Право и государство  (10  час)

Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования.  Эффективность права.

 Система и структура права (10  час)

Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права.

 Правотворчество и правоприменение ( 7  час)

Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.

 

 Правоотношения  ( 4  час)

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды. Юридические факты. Юридический конфликт.

 Правонарушения и юридическая ответственность ( 5  час)

Понятие правонарушения. Виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.

 Право и личность  ( 5  час)

Понятие прав и свобод человека. Законные интересы. Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

 Основные правовые системы современности ( 3  час)

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы. Особенности российской системы права.

ОТРАСЛИ ПРАВА

 Конституционное право (12  час)

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.

Федеративное устройство Российской Федерации. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации. Органы исполнительной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.

 Гражданское право  (14  час)

Субъекты и объекты гражданского права. Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Имущественные и неимущественные права. Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности. Наследование по закону и по завещанию.

Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд). Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Семейное право (4 часа)

Семейные правоотношения. Брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный контракт. Права, обязанности и ответственность членов семьи.

 Трудовое право( 10  час)

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Административное право ( 5  час)

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.

Уголовное право ( 7  час)

Понятие преступления. Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

  Экологическое право ( 3  час)

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.

  Международное право ( 5  час)

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Европейский суд по правам человека.

ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  Правосудие  ( 8  час)

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения  в Конституционный Суд Российской Федерации.  Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

ПРОФЕССИЯ И ПРАВО

Юридическая деятельность ( 8  час)

Профессиональное юридическое образование. Основные юридические профессии. Особенности профессиональной юридической деятельности. Профессиональная  этика.

Общий  резерв свободного учебного времени -  20  часов.   Предельно допустимый  объем резерва  свободного учебного времени не устанавливается.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе  новыми  нормативными актами;
  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбор  правомерных  форм  поведения  и способов защиты прав  и интересов личности ;
  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

 Тематическое планирование курса, 10-11 классы, 2 часа в неделю, всего: 140 часов.

Тема 1.   ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Право и государство  (10  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

1

1

Происхождение права и государства.

Теория происхождения; государство и право, их связь и взаимозависимость; обычаи; обычаи – источники права; «третья сила»

Обществознание: происхождение права, его формы и структура.

История: возникновение древнейших государств, укрепление власти правителей.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Кравченко А.И. Обществознание (10-11) М., 2000.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9-11). М., 1998

2-3

2-3

Понятие и функции государства.

Правовое государство

Власть; государство;

Внутренние и внешние функции государства.

правовое государство.

Верховенство закона; законность, правопорядок; Разделение властей.

Обществознание: Понятие государства. Идеология и отношение к государству, его роли в политической системе общества. Подходы к определению сущности государства. Внутренние и внешние функции государства.

Обществознание: Признаки правового государства. Ограниченность правового государства в осуществлении правительственных и судебных функций. принцип разделения властей. Преимущества разделения властей. Опасность концентрации власти одних руках. Законодательная власть в РФ. Исполнительная власть. Судебная власть.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание (10-11) М., 2000.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

4

4

Формы государства: формы правления, формы государственного устройства,

форма государственного устройства; форма правления.

Формы правления. Формы территориально-государственного устройства и его отличие от национально-государственного устройства. Социальное государство.

Экономика: государственное регулирование  хозяйственной жизни.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание (10-11) М., 2000.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003

5-6

5-6

политический режим. Государственный суверенитет.

политический режим; государственный суверенитет

7 -8

7-8

Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования.

Место права в системе социального регулирования.

9-10

9-10

Основные функции права. Механизм правового регулирования.  Эффективность права.

Норма права, признаки нормы праава

Тема 2. Система и структура права (10  час)

 

 

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

11-12

1-2

Право и основные теории его понимания.

правовая норма, право.

   Обществознание: Право в системе социальных норм. Понятие права. Законодательство. Порядок принятия законов. Назначение права. Отрасли права. Право и закон.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11)

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9-11). М., 1998

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

13-14

3-4

Нормы права. Источники (формы) права.

источники Формы права (источники права). Норма права, её структура. Виды норм права.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11)

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9-11). М., 1998

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

15-16

5-6

Закон и подзаконный акт.

Законодательство; законы; отрасль права, подзаконные акты; нормативный правовой акт, виды нормативных правовых актов.

 

17-18

7-8

Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц.

19-20

9-10

Основные отрасли права.

Система права

Тема 3. Правотворчество и правоприменение ( 7  час)

 

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

21-22

1-2

Правотворчество.

 

23-24

3-4

Общие правила применения права.

25

5

Толкование права

26

6

Правоприменительная практика.

27

7

Правопорядок.

Тема 4.

Правоотношения  ( 4  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

28-29

1-2

Понятие правоотношений. Структура правоотношений и их виды.

Признаки правовых отношений, структура правовых отношений

.

30

3

Юридические факты.

31

4

Юридический конфликт.

   

Тема 5. Правонарушения и юридическая ответственность ( 5  час)

32

1

Понятие правонарушения.

Понятие правонарушения

33-34

2-3

Виды правонарушений.

Виды правонарушений.

35-36

4-5

Понятие и виды юридической ответственности.

 

Понятие и виды юридической ответственности.

Тема 6. Право и личность  ( 5  час)

 

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

37-38

1-2

Понятие прав и свобод человека.

Права и свободы человека и гражданина; обязанности человека и гражданина. Положения философии прав человека.

Всеобщая декларация прав человека; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; конвенция, пакт.

Обществознание: Права и свободы человека и гражданина; обязанности человека и гражданина. Понятие «права человека», эволюция его содержания.  Всеобщая декларация прав человека; значение Всеобщей  декларации прав человека; виды прав человека.

История: Французская декларация прав человека; декларация независимости США. Всеобщая декларация прав человека. Принятие основных международных правовых актов о правах и свободах человека, правх ребёнка.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Боголюбов Л.Н. (ред.) Человек и общество (10-11). М., 2000.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М.,

Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. М., 1997.

39

3

Законные интересы.

Законные интересы

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

40-41

4-5

Правосознание и правовая культура. Правомерное поведение.

Правовая культура;  Правовая  культура  личности; Правовая  культура общества. Правовая антикультура; Правовая безграмотность; правовое образование; правовой нигилизм; правовой цинизм.

 

Обществознание: Правовая культура человека – основной результат правового образования и воспитания. Составные части правовой культуры.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Боголюбов Л.Н. (ред.) Человек и общество (10-11). М., 2000.

Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. М., 1997.

Тема 7 Основные правовые системы современности ( 3  час)

 

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

42-43

1-2

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы

Англо-саксонская, романо-германская, мусульманская правовые системы

История

44

3

. Особенности российской системы права.

 

. Особенности российской системы права.

История

Тема 8. ОТРАСЛИ ПРАВА

 

Конституционное право (12  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

45-46

1-2

Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.

 

Конституция; конституционное право; контитуционализм.

Государственность; конституционный строй.

Обществознание: Конституция в иерархии нормативных актов. Понятие конституции;конституционное право; конституционная система. Конституционализм. Первая писаная конституция.

Основы конституционного строя России. Содержание 1 главы Конституции России.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей (9-11). М., 1998

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

47

3

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.

Гражданские права. Социально-экономические, культурные права Политические права.

Обществознание

 

48

4

Гражданство Российской Федерации.

Гражданин,  гражданство. Гражданственность и её проявления.

История

 

49

5

Избирательная система и избирательный процесс.

Выборы. Избирательное право. Избирательные  права Мажоритарная избирательная система; пропорциональная избирательная система.

Обществознание: Что такое выборы. Демократия и выборы. Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право. Принципы демократического избирательного права; нарушения избирательного права.  Избирательный процесс. Избирательные системы.

История: Движение женщин-сужражиток в США и др. странах.

Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. М., 1997.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М.,

50

6

Конституционные обязанности. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.

Обязанности гражданина, воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Обществознание

 

51

7

Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоги; налоговое право; Налоговый Кодекс; пошлины, сборы. Косвенные налоги; местные налоги; налоги с физических лиц; налоги с юридических лиц; прямые налоги; федеральные налоги. Акцизы, налог на добавленную стоимость; налог на прбыль; налоговые льготы. Подоходный налог; налоговая декларация. Административная ответственность за уклонение от уплаты налогов; дисциплинарная ответственность за уклонение от уплаты налогов;  уголовная  ответственность за уклонение от уплаты налогов.

Обществознание: Понятие налогов. Значение налогов для государства. Налоговое право. Участники налоговых правоотношений. Виды налогов. Налоги федеральные, региональные, местные. Налоги прямые и косвенные. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. ответственность за уклонение от уплаты налогов.

История: Роль налогов в жизни общества и государства в историческом прошлом.

Экономика: Роль налогов в хозяйственной жизни. Виды налогов.

Липсиц И.В. Экономика.1997. М.

52

8

Федеративное устройство Российской Федерации.

Федерация. Федеративное устройство. Предметы ведения.  Сепаратизм.

История: Становление советской федеративной системы, системы союзных и автономных образований. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

53

9

Президент Российской Федерации. Федеральное собрание Российской Федерации.

Президент Российской Федерации – глава государства; Верховный главнокомндующий Вооружёнными силами РФ

Государственная Дума. Парламетаризм. . Совет Федерации. Федеральное Собрание.

Обществознание: Демократия и политическое лидерство. Президентская и парламентская республика.

История: Выборы президента России 12 июня 1991 года.

Обществознание: законодательная власть в РФ. Федеральное Собрание.  Функции Государственной Думы и  Совета Фдерации.

История: В соответствии с новой Конституцией РФ возобновление деятельности Гос. Думы

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

54

10

Органы исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство РФ, Председатель правительства,

Обществознание: Исполнительная власть. Правительство РФ. и.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

55

11

Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Судебная система Российской Федерации.

 

Верховный суд РФ, Конституционный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ.

Судебная власть. Судебная система РФ, Мировые судь

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Никитин А.Ф. Обществознание (10-11) М., 2003.

 

56

12

Местное самоуправление.

Местное самоуправление,муниципальная собственность, муниципальное образование.

Понятие «самоуправление», Определение местного самоуправления в Европейской Хартии. Теории самоуправления. Функции самоуправления. Земская идея самоуправления в России.

История: Истоки идеи земства в российской истории. Развитие института земства после отмены крепостного права. Земск. Учр-я.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Шилобод М.И. М.И. Политика и право.(10-11) М., 2000.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Тема 9. Гражданское право  (14  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

57

1

Субъекты и объекты гражданского права. Субъекты и объекты гражданского права.

Обществознание

 

58-59

2-3

Понятие предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Акционерное общество; акция; предпринимательство; хозяйственные общества; хозяйственные товарищества.

Обществознание: Понятие предпринимательства. Рынок и предпринимательство. Предприятия. Требования к предпринимателю. Регистрация предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство.

Экономика: Предпринимательство: сущность, функции в обществе, виды предпринимательства. Экономическая свобода. Многообразие форм предприятий.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

 

60

4

Имущественные и неимущественные права.

Имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданский Кодекс РФ; гражданское право; физические лица; юридические лица Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

Обществознание: Понятие и источники гражданского права. Гражданский Кодекс РФ, его содержание и особенности.

Материальные блага; нематериальные блага; неосновательное обогащение; причинение вреда.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998.

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

61-62

5-6

Право собственности. Право собственности на землю. Право интеллектуальной собственности.

Вещное право; национализация, право собственности; приватизация.

Обществознание: Понятие собственности. Право собственности. Правомочия собственника. Формы собственности в РФ. Приобретение и прекращение права собственности. Национализация и приватизация. Субъекты и объекты права собственности.

Экономика:  Собственность, её эконом. содержание. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

1998

 

 

63-64

7-8

Наследование по закону и по завещанию.

 

Наследование по закону и по завещанию.

 

65-66

9-10

Сделки. Виды гражданско-правовых договоров (оказание услуг, купля-продажа, аренда, подряд).

Договор; должник; кредитор; Обязательственное право. Обязательство; сделка.

Обществознание: Понятие  обязательственного права. Сделка и договор. Участники (стороны) договора. Обеспечение исполнения обязательств. Внедоговорные обязательства. Виды договоров. Правила заключения договоров.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998 Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Никитин А.Ф. Обществознание.1998.

67

11

Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.

 

Гражданские правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

Дееспособность; опека; попечительство; правоспособность; эмансипация.

Обществознание: Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным.

68

12

Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

 

Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

Экономика:

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Общественные и частные издержки. Экономический подход к экологии. Проблемы и способы государственного регулирования внешних эффектов.

 

Липсиц «Экономика»

Тема 10 Семейное право ( 4  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

69-70

1-2

Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения.

Семья, семейное право; Семейный Кодекс РФ. Брак, брачный возраст; принцип моногамии; регистрация брака.

Обществознание:  Нравственные основы брака, семьи. Любовь и мораль. Моральный долг мужчины и женщины в семье.

История:  Развитие семейных отношений в России: от «Домостроя» до Семейного Кодекса.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

 

71-72

3-4

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека

Брачный договор; имущественные права супругов; личные права  супругов, обязанности супругов. Алименты; лишение родительских прав; опека; попечительство; усыновление.

Обществознание:  Семья и право. Что такое семья; семейное право; Семейный Кодекс РФ. Правовые основы семейной жизни.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

 

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

 

Тема 11. Трудовое право( 10  час)

 

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

73-74

1-2

Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения.

Трудовое право; Трудовой Кодекс РФ; трудовые правоотношения.

Обществознание: трудовые правоотношения. Трудовое право. Рынок рабочей силы. Безработица. Занятость. Экономически активное население. Гос. служба занятости.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

 

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

 

75-76

3-4

Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров

Трудовой договор.

 

77-78

5-6

 Рабочее время и время отдых Дисциплинарная ответственность

Время отдыха; ежегодный отпуск; рабочее время; сверхурочная работа. Заработная плата; ЕТС; охрана труда. Забастовка; дисциплина труда; дисциплинарная ответственность;

Обществознание: Заработная плата. Прожиточный минимум. Социальная защита населения. Социальное страхование.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

 

 

Мушинский В.О. Основы правоведения (10-11) М., 1994.

 

79-80

7-8

Трудовые споры и порядок их рассмотрения.. Защита трудовых прав.

 

Коллективный  договор.

Комиссия по трудовым спорам; материальная ответственность; трудовые споры.

 

81-82

9-10

Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

 

Тема 12.  Административное право ( 5  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

83-84

1-2

Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания.

Административное право; административные правонарушения; Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные наказания; административный арест; дисквалификация; лишение специального права.

Обществознание: Административное правовое регулирование. Административные наказания. Признаки и виды административных правонарушений.

История: табель о рангах.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Никитин А.Ф. Обществознание.1998.

 

85

3

Производство по делам об административных правонарушениях.

Процессуальный кодекс РФ

86-87

4-5

Органы и способы рассмотрения административных споров

Подведомственность дел об административных правонарушениях

Тема 13. Уголовное право ( 7  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

88

1

Понятие преступления

Уголовное право; Уголовный Кодекс РФ. Преступление; неоднократность преступлений; рецидив преступлений; совокупность преступлений; состав преступления. Компьютерные  преступления; преступления в сфере предпринимательства; наёмничество, терроризм; экоцид.

Обществознание:  Преступление и наказание. Уголовное право; Преступление. Виды преступлений.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

Морозова С.А. Обществознание (10-11) Спб. 2001

Никитин А.Ф. Обществознание.1998.

 

89-90

2-3

Действие уголовного закона. Понятие уголовной ответственности, её основания.

 

Уголовная ответственность; уголовное наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; групповые преступления; явка с повинной. Принудительные меры воспитательного воздействия.

Обществознание: Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Кравченко А.И. Обществознание. (10-11) М.,2000.

Коваленко А.И. Правоведение (10-11) М., 1998

Морозова С.А.

 

91-92

4-5

Ответственность несовершеннолетних

 

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Обществознание (10-11) Спб. 2001

Никитин А.Ф. Обществознание.1998.

93-94

6-7

Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.

 

Презумпция невиновности.

Состязательность в уголовном процессе

 

Тема 14. Экологическое право ( 3  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

95

1

Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.

96

2

Экологические правонарушения.

97

3

Юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.

 

Тема 15. Международное право ( 5  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

98

1-2

Международные правоотношения. Субъекты международного права. Международный договор.

99

3-4

Международные документы о правах человека. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

100

5

Европейский суд по правам человека.

 

Тема 16. ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правосудие  ( 8  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

101-102

1-2

Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Основания и порядок обращения  в Конституционный Суд Российской Федерации.

103-104

3-4

Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации.

105-106

5-6

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Особенности уголовного процесса.

107-108

7-8

Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе.

 

 

 

Тема 17. ПРОФЕССИЯ И ПРАВО

Юридическая деятельность ( 8  час)

№№ п.п.

№ урока в теме

Тема

Основные положения и понятия

Внутрипредметные  и межпредметные связи

Дополнительная учебная литература

109-110

1-2

Профессиональное юридическое образование.

111-112

3-4

Основные юридические профессии

113-114

5-6

. Особенности профессиональной юридической деятельности.

 

 

115-116

7-8

Профессиональная  этика.

 

Резерв – 24 часа

Тематическое планирование составлено на основе Примерной и применительно к любым УМК.

УМК:  Никитин А.Ф. «Основы права», «Дрофа», М., 2006. Учебное пособие для учащихся10-11 кл.

Никитин А.Ф. «Основы государства и права», Методическое пособие, «Дрофа», М., 2004.

Никитин А.Ф. «Основы государства и права», рабочая тетрадь, «Дрофа», М., 2004.

Дополнительная литература: 1. Кудинов Правоведение. Курс лекций для вузов. «Экзамен», 2006.

  1. Под. ред. Смоленского М.Б.  Правоведение. Курс лекций для вузов. Ростов-на-Дону, 2006.
  2. М.И. Шилобод и др. Политика и право. Учебное пособие для 10-11 кл. «Дрофа»,2002.
  3. Никитин А.Ф.Правоведение. Учебное пособие для 10-11 кл. «Просвещение», М., 2007.
  4. Никитин А.Ф. Методическое пособие к учебнику «Правоведение», М., 2004.
  5. И.П. Смирнов. Введение в современное обществознание. Учебник для нач. проф. Обр. М., 2006.
  6. А.И. Кравченко. Обществознание. Учебник для вузов. М., 2007.
  7. Под. Ред. О.С. Белокрыловой Обществознание . Пособие – репетитор для абитуриентов.Ростов-на-Дону, 2006.
  8. А.И. Кравченко Политология. Учебник для вузов. М.,2007.
  9. С.С. Алексеев. Государство и право. Учебное пособие для вузов. М., 2007.
  10. Е.А. Певцова. Основы правовой культуры. Учебное пособие для 10-11 кл. м., 2006.
  11. Е.А.Певцова. информационно-методические материалы по использованию учебных пособий. М., 2006.
  12. Ю.А. Кожин. Практикум по праву к учебнику Е.А. Певцовой  «Право.  Основы правовой культуры».
  13. Е.А. Певцова, И.В. Козленко Право. Основы правовой культуры. Программа курса. М., 2006.

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Рабочая программа по экономике 10-11 кл. Профильный уровень.
  2. Рабочая программа по обществознанию 10-11 кл. Базовый уровень.
  3. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории. 9 кл.
  4. Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 кл.
  5. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории России. 6 кл.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks