В кино? В кино!

Среди великого множества советских кинокартин, хороших и разных, есть кинофильмы, которые можно увидеть только в дни профессиональных праздников, есть кинофильмы, которые можно увидеть только по большим  праздникам, а есть кинофильмы,

М. Булгаков

М. Булгаков

встреча с которыми – каждый раз – праздник. В число таких близких зрителю  фильмов   и входит кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Ни один современный фильм не создаётся без сценария, даже самый короткий, будь то рекламный ролик или музыкальное  видео. Более того, профессионалы говорят, что успех фильма наполовину зависит от сценария. А некоторые утверждают, что по плохому сценарию, никогда не снять хорошего фильма. «Ивану Васильевичу» в этом плане повезло, ведь литературные основы будущего кинематографического шедевра  заложил Михаил Булгаков по одноимённой пьесе, именно создатель Мастера и Маргариты, креативный  создатель  кота Бегемота, именно, за 36 лет, и по странному стечению обстоятельств, именно в 1936 году написал пьесу «Иван Васильевич». Это был период  сталинской  «оттепели» 1934-1935годов.

Очень короткий период, потому как уже осенью 1936 года  начнутся массовые политические процессы. В это время  появляется «советская буржуазия», именно в этот период «жить стало лучше, жить стало веселее».

Появляются деликатесы, модные штучки и, именно,  в это время Михаил  Булгаков  пишет пьесу.  Это комедийная история, она про то, как проходимец, жулик Милославский и управдом Иван Васильевич,  правящие государством, самозванцы, присвоили себе страну, временщики. С лёгкостью и бесшабашностью правят всем, чем хотят. Как говорит ограбленный Шпак, они же воруют, они же  царями притворяются.  Вот эти, притворяющиеся царями, бездельники, воры и проходимцы, перелетают в другую эпоху и, оказывается, что запросто управляют государством. Все, кто знают фильм наизусть, а таких немало, знают, что эта суровая правда в литературный сценарий фильма не попала. Сценаристы понимали, что в середине 70-х всё-равно её не пропустят.

«Что там шведы требуют?  Да отдайте им эту волость!! А переводчик-то есть? Переводчика нет». Там всё пропитано 30-ми годами. « А где переводчик?» « А переводчика надысь в кипятке сварили».  «Нехорошо, милый, с переводчиками так поступать».

Пьесу Булгаков написал для театра Сатиры. Артисты, жаждущие новой советской комедии, приняли пьесу на ура. Есть там некоторый момент:   судачат: « А что он там за машину собирается сделать?  Это он хочет из под советской власти убежать».  Вот это «из-под советской власти» – куда ты от неё улетишь?  Однако хорошие времена длились недолго и в конце  1936 года начинались первые политические процессы и строгая комиссия булгаковскую пьесу не приняла. Запретная пьеса Булгакова снимается только с середины 60-х во времена хрущёвской оттепели. «Ивана Васильевича» поставили сразу в нескольких театрах. В том, числе и в театре Киноактёра. Спектакль именно этого театра и увидел уже известный советский комедиограф – Леонид Гайдай. К этому времени с

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай

большим успехом шли его короткометражки – «Пёс Барбос и необычайный кросс», «Самогонщики».  Вся страна цитировала реплики из «Операция Ы» и «Кавказской пленницы». А поклонники Ильфа и Петрова до хрипоты спорили,  насколько удачен был в роли Остапа актёр Арчил  Гомиашвили в гайдаевской импровизации «12 стульев». Завершив работу над этой картиной,  Леонид Гайдай искал литературный материал для новой комедии. Был такой момент, что ничего подходящего не попадалось. И вот, он в театре Киноактёра увидел спектакль «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя спектакль получился неплохой, Гайдаю, он всё же не понравился.» «Сделай как ты хочешь»,  – вспоминает его жена Нина Гребешкова.

Выбор был сделан. В соавторы сценария Л. Гайдай приглашает известного советского сатирика Владлена Бахнова.





Гайдай не любил снимать длинные фильмы. Бахнов тоже любил короткие и ёмкие сценарии. Они остановились на пьесе Булгакова «Иван Васильевич». Нужно сказать, что даже в 70-е годы, выбор булгаковской пьесы был далеко не бесспорен, книги его издавались маленькими тиражами, А Мастера и Маргариту читали, в основном, интеллектуалы. По большому счёту, за 36 лет после написания пьесы, страна не изменилась, а  Булгаков вторгался в запретные зоны. Поэтому, наряду с правками техническими, авторам сценария, пришлось делать и правки идеологические. Поэтому, знаменитая булгаковская фраза про «полёт из-под  советской власти» в литературный сценарий не попала, потому что была такой же антисоветской, как и в 1936 году. Авторы рассчитывали, что Буншу, и царя Ивана Васильевича будет играть Юрий Никулин. Гайдай любил снимать своих актёров. Он открыл Никулина для кинематографа и снимал во всех своих фильмах. Тем более, что в это время были опубликованы исследования советского антрополога Герасимова, и был составлен портрет Ивана Грозного, на которого, по мнению  Гайдая,   удивительно похож был Юрий Никулин. Сценарий они показали Юрию Никулину, который, прочитав, ответил что «это – на полку». Словосочетание «на полку»  означало, что фильм не выпустят, так он не пройдёт цензуру,  и что он будет пылиться на полках Госфильмофонда. Тогда на полку отправлялись и менее острые произведения и, гораздо более разрешенных авторов. Юрий Никулин отказался. Он знал, о чём говорил. Люди знающие, что такое советская цензура, удивляются, как такой фильм без задержек вышел к зрителю. Да, Гайдай и Бахнов многое  сгладили, многое выбросили. Оставили булгаковский ход и,  действие происходило во сне. Многое было осовременено и било открытой советской сатирой. Таким, например, был образ зубного врача Шпака.

Главную сатирическую идею, что страной правят жулики и бездари, авторы оставили без изменения. Конечно, это был риск. Но, в то время, авторитет Гайдая был настолько высок, а заинтересованность Мосфильма в новой комедии настолько большой, что сценарий утвердили. Гайдай был одним из немногих режиссёров, которым не давали отдыхать. Ещё не успел выйти из монтажной по этому фильму, а  дирекция Мосфильма  уже снова включает его в план. В случае с «Иваном Васильевичем» сегодня, когда территориальные претензии к России раздаются почти ежедневно, мы можем реально оценить насколько пророческими оказались слова из фильма про Кемскую область. «Кемская область?»  «Да пусть забирают, на здоровье».

Весной 1972 года сценарий был написан и принят. А уж 24 мая был принят приказ о запуске в производство. Режиссером- постановщиком был назначен Леонид Гайдай, оператором постановщиком Сергей Полуянов, художником-постановщиком Евгений Куманьков, композитором Александр Зацепин.

Конечно же, самым волнующим вопросом было распределение ролей. После того, как в роли царя отказался сниматься Юрий Никулин, предстояло найти актёра именно на эту роль. Пробы делали с Г. Вицыным, Евгением Евстигнеевым, Евгением Лебедевым. Получил приглашение попробоваться на роль Грозного и Юрий Яковлев.

любимые актёры

любимые актёры

Предложение неожиданное и сложное. Сложность в том, что надо было сыграть  две роли разнопланового характера. Комедийная сторона этого персонажа удалась ему больше всего. На роль инженера Тимофеева был утверждён Александр Демьяненко, которого вся страна знала как Шурика, хотя и у него были соперники на эту роль. Вполне естественно, что его жену сыграла Нина Селезнёва, бывшая подруга по сдаче экзаменов. Хотя на эту роль Гайдай пробовал много актрис. Такой же строгий отбор на роль прошёл и Леонид Куравлёв. На его роль пробовали и Андрея Миронова, Вячеслава Невинного,  но, всё-таки, был утверждён Л. Куравлёв. Все почти сцены снимались в съёмочных павильонах. А кремлёвскую натуру решили снять в Ростове Великом, где недавно были закончены реставрационные работы.

27 августа 1972 года начались съёмки. Фильм  был снят за 71 съёмочный день. Все картины Гайдая становились хитами, а актёры – национальными героями.

А сейчас наслаждаемся любимыми эпизодами.

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Похожих статей нет.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “В кино? В кино!”

  1. Лесоруб пишет:

    Комедии советского времени – лучшие комедии!

  2. Сергей пишет:

    Спасибо, Елена, за напоминание о прекрасном фильме и великолепных актёрах. Это было что-то! Сергей

  3. Alena пишет:

    Хорошие и добрые фильмы!

  4. С праздником! Здоровья, счастья, любви, успехов в продвижении сайта.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks