Урок – “Юридическая консультация” – практикум по теме: “Трудовое право”. 9-й класс

Урок – Юридическая консультация” – практикум по теме: “Трудовое право“. 9-й класс
Цель:
• Закрепить знания, полученные по теме “Трудовое право” (понятия, нормативные документы и т.п.). 
• Формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях, умение пользоваться документами.
• Формировать коммуникативные навыки общения при работе в группе.
Оборудование:
Трудовой Кодекс, Конституция РФ, задачи (предполагаемые вопросы “клиента”).
Ход занятия.

I.В начале урока проводится повторение теоретических знаний («производственная планерка», «инструктаж»).  Вопросы поочередно задаются каждой группе.

1.Что такое «трудовые правоотношения»?

2. Что такое трудовой договор?

3. Кто является сторонами трудового договора?

4. что является источниками трудового права?

5. Какие документы должен представить работник при приеме на работу?

6. Кто может быть работодателем?

7. Что является содержанием трудового договора?

8. Какие  условия договора считаются существенными?

9.Может ли быть работник принят с испытательным сроком?





10. На какой срок заключается договор?

11. Когда заключается срочный договор?

12.Когда трудовой договор вступает в законную силу?

13. Какой документ является основным о трудовой деятельности и трудовом стаже?

14. по каким основаниям трудовой договор может быть прекращен?

15. В каких случаях трудовой договор может быть прекращен по инициативе работодателя?

16. Какие еще отношения между работодателем и работником предусматривает Трудовой Кодекс? (социальное партнерство).

17.  С какими    локальными  актами предприятия или учреждения должен ознакомить работодатель работника при приеме на работу?

18. Какое время называется рабочим? Назовите продолжительность трудовой недели.

19. Что считается временем отдыха?

20. Какие санкции предусмотрены в Трудовом Кодексе за нарушение трудовой дисциплины? (опоздания, прогулы).

21. Что такое компенсации? Приведите примеры.
II. Организация работы в группах.
Класс предварительно разделен на четыре группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы, в количестве, достаточном для каждого ученика. Учитель выступает в роли клиента юридической консультации.
2. Работа в группе.
Каждой группе учителем предлагаются задачи. Учащимся необходимо, пользуясь документами, ответить на вопросы “клиента”, при этом каждый ученик получает подобное задание.
После этого в группе проходит обсуждение выполненных задач, уточнение решений, делаются дополнения. По итогам работы группа составляет мини-справочник по своей теме, например, “Трудовое право несовершеннолетних”, “Что должна знать женщина о праве на труд” или др. Время работы 15-20 минут.
3. Представление результатов работы группы.
Каждая группа представляет подготовленный мини-справочник, составленный из ответов на решенные задачи. Остальные группы слушают ответы, задают уточняющие вопросы.
4. Оценивание результатов работы.
В ходе обсуждения в классе выставляется общая оценка группе за работу. Оценивается полнота подготовленного мини-справочника, правильность решения задач. Группа может снизить или повысить оценку тому или иному ученику, с учетом его вклада в общий результат.

Задания:
I группа – отвечает на вопросы несовершеннолетнего подростка;
II группа – отвечает на вопросы женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
III группа – отвечает на вопросы матери с ребенком – инвалидом.

IV группа –  Вопросы посетителей сайта «Трудовое законодательство».
Вопросы для групп.
I группа.

  1. Несовершеннолетний Волков устроился на предприятие «Луч». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Почему?
  2.  Семнадцатилетний чертежник  Волков проработал в организации 3 месяца и подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска. Начальник отдела, ссылаясь на то, что очередной отпуск может быть предоставлен только по истечении шести месяцев непрерывной работы в организации, отказал ему в просьбе. Соответствует ли трудовому законодательству решение начальника отдела?

3.  Шестнадцатилетний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснительную записку и объявил ему выговор в приказе. Павлов объяснительную записку  написал, но с объявленным выговором не согласился. По мнению Павлова, он, как несовершеннолетний, не должен подлежать дисциплинарным наказаниям за мелкие  дисциплинарные проступки. Прав ли Павлов?

4. Принимая на работу выпускника профессионально- технического училища, начальник отдела кадров сказал:

«Так, все документы в основном порядке. Тебе осталось принести характеристику, подписанную директором ПТУ, и справку о том, что ты не состоишь на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Принесешь документы, и мы заключим трудовой договор. Но имей в виду, тебе придется пройти испытательный срок в течение 5 месяцев, после чего  мы окончательно решим вопрос о приеме на работу».

Все действия этого начальника отдела кадров соответствуют трудовому законодательству?

5. 17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?
Ответ: Нет. К работам в ночное время, а также к сверхурочным, к работе в выходные дни, лица моложе 18-ти лет не допускаются.
6. Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?
Ответ: Нет. Не разрешается работа по совместительству несовершеннолетних.

7. С какого возраста гражданин России может начать работу? Каким будет рабочий день несовершеннолетнего?
Ответ: Не моложе 15 лет; 16-18 лет – не более 36 часов в неделю, 14-15, 15-16 – не более 24 часов в неделю, но учащиеся 14 лет могут работать только в свободное от учебы время и с согласия родителей.
Ответ: Нет. Отпуск несовершеннолетним предоставляется и до истечения 11 месяцев работы на данном предприятии. При этом отпуск оплачивается полностью. Отпуск может быть предоставлен в удобное для работника время.

II группа. Трудовое законодательство для женщин.
1.Детям 13 и 15 –лет. Могу ли я рассчитывать на неполный рабочий день?
Ответ: Да. Этой льготой могут воспользоваться женщины, имеющие детей до 14-ти лет.
2.Могу ли я работать на дому?
Ответ: Да. Вы имеете право на заключение такого трудового договора.
3. Могу ли я попасть под сокращение на моем предприятии, если я мать одиночка?
Ответ: Нет. Не допускаются увольнения матерей, имеющих детей моложе 3-х лет; одиноких матерей, имеющих детей моложе 14-ти лет.
4.Чем отличается статус занятого работника от безработного?
Ответ: Занятость – деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих закону, и приносящая, как правило, заработок.
Для получения статуса безработного: требуется наличие следующих условий:
• трудоспособность лица
• отсутствие оплачиваемой работы
• регистрация в службе занятости для поиска подходящей работы
• готовность приступить к работе
Не могут быть признанными безработными лица, отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы.
5.

27.11.2010 – Полина
Подскажите пожалуйста!!! Приняли девочку на работу, а на следующий день она сказала, что беременна. Правильно ли то, что при приеме на работу она скрыла то, что беременна? Как правильно поступить в этой ситуации?

6.Могут ли меня уволить без предоставления другой работы?
Ответ: Нет. При увольнении работника работодатель обязан предложить другую работу на том же предприятии или в той же организации, и обязан предупредить об этом за два месяца. Обязательное трудоустройство беременных женщин, женщин имеющих детей до 3-х лет, одиноких матерей с детьми до 14-лет, или детьми-инвалидами до 16-ти лет.
7.Я педагогический работник. Администрация мне не разрешает совместительство. Кто прав?
Ответ: Вы правы: педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности. Продолжительность рабочего времени по совместительству не может превышать четырех часов в день и 16 часов в неделю.

III группа. Отвечают на вопросы женщин, имеющих детей-инвалидов.

1.Могу ли я отказаться от командировки?
Ответ: Да. Запрещается направление в служебную командировку и привлечение к сверхурочной работе, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни матерей с детьми – инвалидами.
2.Я не использовала дополнительный отпуск в этом году, могу ли я присоединить его к очередному отпуску?
Ответ: Нет. Перенесение дополнительного отпуска (14 дней) на следующий год не допускается.
3.Могу ли я взять неделю оплачиваемого отпуска?
Ответ: Нет. Вы можете использовать только четыре дня в месяц (дополнительные, оплачиваемые, по своему усмотрению).
4.Мне предоставили путевку на лечение ребенка в другой город, администрация препятствует расторжению срочного договора и не выдает трудовую книжку. Кто прав?
Ответ: Администрация неправомочна. Действительно, срочный договор, который заключен на определенный срок, раннее расторгнут быть не может, но у вас уважительная причина. Расчет и выдача трудовой книжки должны производиться сразу в день расторжения договора.

5.Может воспользоваться мой муж отпуском по уходу за ребенком?
Ответ: Да. Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
6.Будет ли засчитываться в общий и непрерывный трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком?
Ответ: Да, за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

7. Какими гарантиями я буду обладать, как безработная?
Ответ:
• Содействие государства в трудоустройстве.
• Выплата пособия по безработице.
• Досрочное оформление пенсии по старости.
• Материальная помощь.
• Право на бесплатное обучение.

IV группа Вопросы посетителей сайта «Трудовое законодательство».

1. 14.08.2010 – Елена
Требуют справку о составе семьи при трудоустройстве к ИП. А без справки трудоустраивать отказываются, правомерны ли их действия? Заранее благодарна.

2. 2011.04.18 -Вера
Здравствуйте. У меня есть нагрузка на следующий год. Может ли директор отдать мою нагрузку другому учителю, а меня отправить работать в филиал (соседнюю деревню)?

3. 12.01.2011 – Александр
Я окончил высшее учебное заведение, и устроился на работу в этом же году. Работаю менеджером, хотя в трудовой книжке записали по профессии (Инженер АСУ), но трудового договора не было подписано. На данный момент отказывают в выплате полной заработной платы. Подскажите, пожалуйста, что необходимо сделать в данной ситуации, дабы не остаться без работы, и без зарплаты. Заранее спасибо.
4. Николай Петрович в поисках работы приехал в г. Калугу из Ростовской области. Сняв квартиру, он обратился в отдел кадров завода, которому требовались наладчики оборудования. Николай Петрович был наладчиком высокой квалификации и имел длительный стаж работы по специальности. Посмотрев документы Николая Петровича, начальник отдела кадров завода остался  очень  доволен. Но, взяв в руки паспорт, он сказал: « Так вы не из нашего города, у вас нет прописки. Извините, но мы не можем принять вас на работу». Основан ли отказ начальника отдела кадров на нормах действующего трудового законодательства? Что вы посоветуете сделать Николаю Петровичу?

5. 2011.04.17 Татьяна
Здравствуйте. Подскажите, считается ли день подписания трудового договора рабочим днем? Спасибо!
6.     25.11.2010 – Дмитрий
Что делать если работодатель требует выполнения работы, не обусловленной трудовым договором?

7. 22.10.2010 – Ленара
У меня такой вопрос: я работаю в организации почти 8 месяцев, но трудовой книжки я так и не видела. Должна ли организация сама предоставить её или сам работник приобрести и отдать её на оформление?

 

8. При поступлении на новую работу с 14 октября 2010 года я подписал трудовой договор в двух экземплярах, но второй экземпляр до сих пор не выдали (29.12.2010г). Скажите, пожалуйста, в течение  какого времени должны его выдать? Заранее спасибо.
9. 15.08.2011 – Сергей
Законно ли лишать работника КТУ за то, что он не вышел на работу в выходной день?
10.    07.06.2011 – Елена
есть ли перерыв и сколько при 7 часовом рабочем дне?

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Презентация к уроку обществознания “Мораль. Нравственная культура личности. Мораль и право” 10 класс
  2. Урок обществознания в 11 классе “Социальный статус личности”
  3. Разработка урока “Мировоззрение, убеждение, вера”, 10 класс
  4. Урок истории в 11 классе “Первая российская революция”.
  5. Мораль и право: общее и различное.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks