Урок обществознания в 11 классе “Социальный статус личности”

Урок: Социальный статус личности. 

Задачи: 

1.Помочь учащимся усвоить следующие понятия: социальный статус (предписанный и приобретённый), престиж, авторитет, их социальные роли, социальная адаптация, её виды, социальные гарантии.

Помочь учащимся проследить логические связи между данными понятиями.

  1. - Охарактеризовать социальные роли людей, имеющих высокий социальный статус, и на основе данного материала, показать необходимость воспитания у каждой личности потребности самореализации социально – прогрессивного типа.

- Выделить приоритет социальной адаптации личности как активного воздействия на социальную среду.

- Показать значимость добросовестного выполнения социальных ролей каждой личностью для общества в целом, как основной гарантии экономического процветания общества, на основе которого и возникает возможность социальных гарантий.

3.Развивать у учащихся навыки работы с понятийным аппаратом; микро исследования социальных явлений, прослеживания логических связей; поощрять у учащихся стремление высказывать свою точку зрения при разрешении проблемных ситуаций.

Ход урока:

1.Постановка познавательных задач: 

- Познакомиться с новыми понятиями: социальный статус личности, престиж, авторитет, социальные роли, социальная адаптация, социальные гарантии.

2.Ответить на вопрос: почему каждый человек как личность стремится к приобретению высокого социального статуса, зачем это ему нужно? Почему это выгодно обществу?





3.Какие социальные роли вы выполняете сейчас? Какие –  в будущем?

Какие факторы повлияют на ваш выбор?

4.Легко ли осуществить свои мечты и планы? Какие могут возникнуть трудности? И как человеку приспособиться  (адаптироваться) к социальной действительности?

2.Повторение опорных знаний, необходимых для изучения нового материала:

 - индивид;

- индивидуальность;

 - личность.

(При затруднении – работа со словарями.)

План изучения нового материала:

1.Социальные роли личности.

2.Социальный статус  личности.

3.Социальные гарантии.

4. Социальная адаптация.

  1. Вступительное слово учителя: Социальные связи между людьми складываются на  основе выполнения ими социальных функций (ролей), которые обозначают положение людей в социальной структуре.

Какие социальные функции вы выполняете в настоящее время?

- Работа с учебником:

Социальная роль личности в обществе – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определённое положение в обществе, т.е. обладающий конкретным социальным статусом.

В процессе жизнедеятельности каждый человек «играет» не одну, а множество ролей.

В реальной жизни роли человека не заказаны ему от века, от рождения, многие роли он выбирает сам. (Примеры.)

Например, добросовестного  работника, добропорядочного семьянина

2.Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. (Упражнение выполнить здесь)

Престиж (фр. влияние, уважение, которым пользуется кто-либо) – Это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

(Микроисследование: анализ общественного мнения по вопросу о перечне престижных профессий)

 Авторитет (лат. – власть, влияние) – степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

Авторитет отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе.

Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

Упражнение:

Из списка слов выбрать определения, соответствующие только предписанному социальному статусу.

А – учащийся

Б – мальчик

В – музыкант

Г – монголоид

Д – женщина

Е – пенсионер

Ж – служащий

З – врач

И – негр

К – дочь

Но главное, что определяет социальный статус личности сегодня, – это образование, квалификация, другие личные, социально значимые качества человека. Таким образом, личность имеет возможность влиять на свой статус.

(Примеры. Учебник, стр.324-325, Боголюбов Л.Н.)

Социальная мобильность, возможность изменить социальный статус, тем больше, чем выше уровень цивилизованности общества. Легко ли было простолюдину стать дворянином в допетровской России? Теперь же в развитых странах мира за каждым правоспособным человеком закреплены права, дающие ему возможность для социальных перемещений, например, пройти путь от рабочего до министра.

(Микроисследование.   Вопрос: назовите, на ваш взгляд, самых известных, уважаемых людей города и района, т.е. обладающих высоким социальным статусом.)

Человек может реализовать себя в рамках любого социального статуса.

«Не место красит человека, а человек место»

(Выступление  почётных гостей: о профессии, о самореализации личности через профессию. Почётными гостями на уроке были: Уварова Л.Ф., воспитатель дошкольных групп, Заслуженный работник образования Читинской области, 35 лет проработавшая в дошкольных группах школы, большинство учащихся в классе – её воспитанники, Бакшеева И.П. – Заслуженный учитель РФ, учитель физики).

Лучшая реализация личности возможна при нахождении человеком гармонии его склонностей и способностей с той деятельностью, которую он выполняет. Но и нередко люди отказываются от поиска подобной гармонии и добиваются лишь престижного положения в обществе, т.е. думают не столько о реализации своих способностей, сколько о престиже, связанном с принадлежностью к определённой социальной группе или

Предпочитают высокую заработную плату любимому делу.  («Человек не на своём месте»)

3.Конечно, экономические отношения занимают важнейшее место в обществе. Например, отношение человека к собственности во многом определяет его социальный статус и социальную деятельность. Но не следует думать, что экономические отношения вбирают в себя все богатство жизни.

(Зачитывается отрывок из учебника: слова Достоевского.)

Затем обсуждается вопрос: Почему каждый человек стремится к приобретению высокого социального статуса? Зачем ему это надо?

(Потребность в самореализации, причём, социально – прогрессивного типа.)

Почему это выгодно обществу?

Положения «общество для человека» и «человек для общества» следует рассматривать в единстве. Лишь при установлении взаимных  отношений между человеком и обществом возможно наиболее полное развитие талантов, творческого потенциала личности, а, следовательно, и всего общества. Чем больше сил и средств отдает общество человеку, тем больше оно может ожидать от него. Условия труда и быта, образование, здравоохранение, социальное обеспечение – это лишь малая часть того, что наилучшим образом должно предоставить человеку общество.

(Беседа: какие социальные гарантии предоставляет государство своим гражданам?)

Социальные гарантии – это материальные и правовые средства, обеспечивающие  реализацию социально-экономических и социально-политических прав членов общества. (Статистика из статьи)

4.Социальная адаптация.

(озвучивается познавательная задача)

Прежде, чем нам ответить на данный вопрос, попробуем разрешить несколько проблемных ситуаций.

Далее работа по группам: каждая группа получает проблемную ситуацию.

Итак, вы пытались приспособиться к данной жизненной ситуации

Социальная адаптация (лат: приспособляю) – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных средств. 

Большинство людей стремятся органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения (примеры.), т.е. активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворённость социальной средой в целом.

Социальная адаптация. Социологи и психологи различают два типа адаптации.

1 тип

2 тип

 

Характеризуется активным воздействием на социальную среду, человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

 

 

 

Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (подобный, сообразный). Внешним выражением конформности служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Решения проблемных ситуаций соотносятся с типами адаптации.

Закрепление: Проговариваются ответы на поставленные в начале урока познавательные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Социальные институты
  2. Презентация к уроку обществознания “Культура и духовная жизнь”, 10 класс
  3. Презентация к уроку обществознания “Искусство, его формы, основные направления”, 10 класс
  4. Рабочая программа по обществознанию.10-11 кл. Профильный уровень.
  5. Разработка урока “Мировоззрение, убеждение, вера”, 10 класс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks