Учение Платона о государстве, политике и законе.

Учение Платона о государстве, политике и законе.

Одним из  выдающихся мыслителей во всей истории философии является древнегреческий учёный Платон (427-347 гг до н.э.) Он автор более 30 сочинений, часть из которых специально посвящена политическим проблемам. До нашего времени дошли почти все его работы.

Платон

Платон

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Общественно-политическим вопросам и посвящены два наиболее крупных и обстоятельных произведения – «Государство» и «Законы».

В диалоге «Государство» Платон создаёт модель идеального и справедливого государства.  Вместе с тем здесь он решает ряд важных теоретических проблем.

В данной работе Платон опровергает софистскую теорию общественного договора и стремится доказать, что государство – есть система связей между людьми, и возникает оно из потребностей, которые люди могут удовлетворить совместно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда.

Сущность государства Платон видит в прочном социальном объединении и организации взаимодействия, во взаимопомощи граждан. Цель государства, по Платону заключается в обеспечении справедливого общежития, в котором каждый должен делать своё дело, выполнять свою функцию в общественном организме.

Государство, по мнению Платона, должно, прежде всего, выражать интересы всего общества, а не какой-либо общественной группы.

Философ ратует за единство государства, в котором видит его силу. Отсутствие единства, раздоры и противоречия в государстве непосредственно ведут к его развалу и распаду. Единство Платон понимает трояко: во-первых, отсутствие разногласий среди правящей элиты; во-вторых, господство закона над всеми гражданами; в-третьих, отсутствие поляризации в обществе, деления его на бедных и богатых.

Человеческой душе, полагал Платон, свойственны три начала: разумное, яростное и вожделенное, которым в государстве соответствуют совещательное, защитительное и деловое начала. Они воплощаются в трёх основных сословиях: правителей-философов; воинов и производителей; ремесленников, торговцев и землевладельцев. Если каждое сословие будет добросовестно заниматься своим делом, то в государстве царит порядок: философы правят, воины охраняют, а ремесленники, торговцы и землевладельцы содержат два сословия и самих себя.

Однако учёный рассматривает не только проект идеального государства, но и те, которые, по его мнению, представляют отклонения от идеала. Их четыре, это – тимократия, олигархия, демократия, тирания. Каждый последующий представляет всё большее искажение от идеала. Освещая весь этот цикл деградации, Платон создаёт цельную динамическую картину политической жизни и смены её форм.





В конце своей жизни Платон пишет ещё одно крупное произведение по политическим вопросам – «Законы». Здесь Платон изображает второе по совершенству государство, более всего подходящее к греческим полисам.

В чём же различия этих двух проектов переустройства государства? В сравнении с «Государством», где Платон полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку в осуществлении власти.

Форму второго по совершенству государства Платон характеризует как смешение принципов монархии и демократии. Во главе его 37 правителей, избираемых путём многоступенчатых выборов. В выборах участвуют только те граждане, кто носит оружие или уже принимает участие в войне. Для занятия должности правителя установлен 50-летний возраст. Срок, на который избираются стражи законов, – двадцатилетний. Предлагается выборный орган – совет. Все должностные лица в государстве избираются, причём кандидаты проходят проверку. Большую роль в платоновском проекте отводится особому органу – ночному  собранию из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым, по словам, Платона, вручается государство.

Афинский мыслитель один из первых в истории обращается к рассмотрению политики как социального явления, вводит в оборот это понятие и даёт ему всесторонне теоретическое обоснование. Этому посвящена его работа «Политика».

Древнегреческий философ указывает, что политика возникает тогда, когда в обществе появляется необходимость регулирования взаимоотношений между людьми. С одной стороны, политика есть единое знание о том, как нужно управлять обществом, с другой – это искусство управления всеми людьми.

В «Политике» Платон излагает несколько иначе классификацию форм правления, нежели в «Государстве» и «Законах». Здесь он устанавливает шесть форм: 1) монархия – власть одного лучшего, как воплощение разума; 2) аристократия; 3) демократия – правление народа, подчинённое законам; 4) демократия, не подчинённая законам (охлократия); 5) олигархия и 6) тирания.

Большое влияние Платон уделяет вопросу о законах. Этот вопрос – один из главнейших в системе политических взглядов Платона. Закон – это та несущая опора, на которой держится государство. Закон, защищая интересы граждан, всё-таки высшей целью имеет благо государства. Стабильность государства определяется не только и не столько властью, отмечает Платон, сколько законом и справедливостью. Наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они не исходили, – справедливые законы.

Платон различает правильные и неправильные законы. Правильные лишь те законы, которые установлены ради общего блага и всего государства в целом, а не какой-то узкой властвующей группы.

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Софисты о государстве и праве
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks