Тематическое поурочное планирование курса истории в 11 классе.

11 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РОССИЯ И МИР

(68 часов,2 часав неделю)

Учебник: 0. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. Россия и мир. Учебник для 10-11 кл. В 2-х частях. Ч. 2. 11 кл. М.: Издатель­ский дом «Новый учебник», 2009; «Дрофа», 2009.

 

 

№ урока

 

Название тем уроков, планы уроков Рекомендации по проведению уроков Материал учебника
1. Вводный урок.

План урока:

1. Содержание и особенности изучения историив 11классе.





2. Структура курса.

3. Характеристика учебника, правила ра­боты с ним.

4. Основные итоги истории России и ми­ра к концу XIX в.

Понятия: всемирная история, история Отечества, тенденции мирового общест­венного развития.

Рассказ учителя о содержании историив 11классе, требованиях к подготовленнос­ти учащихся.

Работа с учебником по ознакомлению с его структурой и правилами работы с ним. Беседа с учащимися об основных итогах истории России и мира к концу XIX века.

С. 3—4.
Тема 1: Россия и мир в начале XX века
2.

 

Новые тенденции в развитии общества.

План урока: 1. Страны Запада в начале XX в. 2. Процесс модернизации России. 3. Социальная структура общества. 4. Идейные течения и политические партии. Понятия и названия: циклический харак­тер развития экономики, модернизация, авторитаризм,   экономический    кризис, «средний слой», фракция, реформизм, на­циональное самосознание. Имена: Николай II, Г. В. Плеханов, В. И. Ле­нин, Ю. 0. Мартов.

 

Работа с текстом учебника и картой №1. Характеристика развития западного мира в начале XX в. Работа над понятием «модернизация». Выявление особенностей модернизации в России, причин, вызвавших особенности модернизационного процесса в стране. Сравнительная характеристика социально-экономического- и политического развития России и стран Запада. Оформление результа­тов сравнения по критериям, предложенным учащимися в таблицу, предложенную ими. Выявление особенностей идейных течений и политических партий в России. Раскры­тие причин, эти особенности вызвавших.

 

§1.

 

3—4.

 

Первая российская революция.

План уроков: 1. Причины и этапы революции.

2. Формы революционной борьбы.

3. Новый политический подъем.

4. Система политических партий:

а) социалисты и революция;

б) либеральные партии;

в) организации правых.

5. Начало российского парламентаризма.

6.Революция 1905-1907гг.в Забайкалье.

Понятия и названия: социальный антаго­низм, формы революционной борьбы, экс­проприация.  Совет  рабочих  депутатов, многоступенчатая   сословно-куриальная форма выборов, эсеры, социал-демократы, большевики, меньшевики, кадеты, октябри­сты, черносотенцы, парламентаризм. Имена: П. Н. Милюков, В. М. Чернов, А. В. Пешехонов, А.  И.  Гучков, А.  И. Дубровин, С. А. Муромцев. Дата: 1905—1907 гг. — революция в России.

Работа с текстом учебника и картой №2. Выявление причин первой российской ре­волюции.

Составление и заполнение таблицы «Этапы первой российской революции» .(графы: номер этапа, его хронологические рамки; основные события; результаты). Анализ форм революционной борьбы, ис­пользовавшихся в ходе революции, выявле­ние их специфики по сравнению с другими странами, причин, эту специфику вызывав­ших.

Подготовка схемы «Система политических партий России», ее анализ. Характеристика   нового   политического строя России, сложившегося в результате революции.

Анализ статистических данных — состава I Государственной думы (с. 21).

§2-3.

 

5.

 

Российское общество и реформы.

План урока:

1. Программа правительства П. А. Столы­пина.

2. Окончание первой российской революции.

3. Третьеиюньский режим.

4. Непоследовательность реформаторско­го курса.

Название: третьеиюньский политический режим.

Имена: П. А. Столыпин, С. Ю. Витте. Дата:. 1907 г., 3 июня — государственный переворот.

Анализ реформ П. А. Столыпина: цели, сущ­ность, экономические и политические пер­спективы.

Характеристика третьеиюньского полити­ческого режима. Составление развернутого плана ответа на вопрос «Столыпинские реформы». Анализ статистических данных: динамика состава Государственных дум (с. 21). Характеристика личности и взглядов П. А. Сто­лыпина и С. Ю. Витте.

§4.

 

6.

 

Россия в системе мирового рынка и меж­дународных союзов.

План урока:

1. Экономический подъем в России.

2. Россия и индустриальные страны Запада.

3. Внешнеполитическое положение России.

4. Россия и европейские военно-политиче­ские союзы.

Понятия и названия: гегемония, аннексия, контрибуция.

Даты: 1904—1905 гг. — война России с Япо­нией; 1912—1913 гг. — Балканские войны.

Выявление причин, вызвавших подъем экономики России перед Первой мировой войной.

Характеристика роли России в мировой экономике.

Выделение основных направлений внеш­ней политики России в начале XX в. Анализ причин неудачи России в войне с Японией.

Характеристика отношений России с веду­щими мировыми державами, причин созда­ния англо-франко-русского союза.

§5.

 

7.

 

Урок обобщения по теме 1. План урока:

1.Тенденции экономического и политичес­кого развития крупнейших стран мира в начале XX в.

2. Место России в мире в начале XX в.

3. Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России начала XX в.

Вариант 1. Семинар по вопросам, представ­ленным в левой колонке (с использованием документов, данным к параграфам главы). Вариант 2. Проведение зачетного задания (тестовые задания, устные сочинения-эссе). Вариант 3. Прослушивание и обсуждение сообщений учащихся о крупнейших персоналиях начала XX в. в России (Николай II, П. А. Столыпин, С. Ю. Витте, лидеры поли­тических партий). Вопросы и задания к главе 1.
Тема 2: Мировая война и революционные потрясения
8—9. Первая мировая война.

План уроков:

1. Начало всемирного конфликта.

2. Боевые действия в начале войны.

3. Борьба на суше и на море.

4. Военные действия в 1916—1917 гг.

5. Внутреннее положение в воюющих странах.

6. Окончание Первой мировой войны. Понятия и названия: Антанта, Тройствен­ный союз, Первая мировая война, Новейшая история, «План Шлиффена», империа­листическая война, инфляция, военно-про­мышленный комитет, «14 пунктов» мирно­го плана В. Вильсона. Даты: 1914 г., 1 августа — начало Первой мировой войны; 1918 г., март — сепарат­ный Брестский мир России с Германией; 1918 г., 11 ноября — окончание Первой мировой войны.

Работа с текстом учебника и картой №3. Анализ причин Первой мировой войны. Заполнение таблицы «Цели участников Первой мировой войны» (с. 53). Составление хронологии Первой мировой войны.

Подготовка тезисного плана ответа на во­просы:

влияние Первой мировой войны на соци­ально-экономическое и политическое положение воюющих стран; роль России в Первой мировой войне. Анализ результатов Первой мировой вой­ны, причин поражения Германии и ее со­юзников.

Работа   со   статистическим   материалом («Потери в Первой мировой войне», с. 51).

§6—7.

 

10—11.

 

Российская революция 1917 года.

План уроков:

1. Падение монархии.

2. На пути к Учредительному собранию.

3. Парламент или Советы?

4. Большевики приходят к власти.

5. Новый политический режим.

6.События  Великой революции1917 г. В Забайкалье.

7. Точки зрения на революционные собы­тия 1917 года.

Понятия и названия: Учредительное со­брание, Временное правительство, «корниловщина», левые эсеры, военно-революци­онный комитет, политическая доктрина, Имена: Г. Е. Львов, А. Ф. Керенский, Л. Г. Кор­нилов. Б. Каменев,Г. Е.Зиновьев,Л. Д.Троц­кий.

Даты: 1917 г., 2 марта — отречение Нико­лая II от престола; 1917 г., 24—25 октября — приход большевиков к власти в Петрограде; 1917 г., 25—27 октября — II съезд Сове­тов; 1918 г., 6 января — разгон Учреди­тельного собрания.

Выделение периодов развития революци­онных событий1917 г. Составление хроно­логической таблицы. Раскрытие изменений в политическом строе страны, происходив­шими в это время.

Анализ причин победы большевиков и при­хода их к власти.

Анализ статистических данных (с. 62) и выявление расстановки политических сил в стране во второй половине 1917 — нача­ле1918 г. Дискуссия о сущности революционных со­бытий1917 г., их влиянии на дальнейшую историю страны.

§8—9.
12—13.

 

Гражданская война в России.

План уроков:

1. Причины и особенности гражданской вой­ны в России.

2. Временные рамки гражданской войны.

3. Война «внутри демократии».

4. Красные против белых.

5. «Военный коммунизм» и его последст­вия.

6.Гражданская война в Забайкалье. ДВР.

Понятия и названия: «красные», «белые», «военный коммунизм».

Имена: А. В. Колчак, А. И. Деникин. Даты: 1917—1922  гг. — гражданская война в России; 1918 г., июль — V Всерос­сийский съезд Советов.

Работа с текстом учебника и картой №4. Выделение политических, социально-эко­номических и национальных групп проти­воречий, приведших к гражданской войне. Составление и заполнение таблицы «Этапы гражданской войны» (графы: этап войны, его хронологические рамки; основные со­бытия на фронтах; основные политические и экономические события периода; общая оценка периода войны). Анализ политики «военного коммунизма». § 10—11.

 

14.

 

От Российской республики Советов к СССР.

План урока: 1. Российская революция и национальный вопрос.

2. Создание Российской Федерации.

3. Новые государства на карте.

4. Образование СССР. Понятия и названия: суверенитет наро­дов, право наций на самоопределение, фе­дерация, Дата:1922 г., 30 декабря — I съезд Сове­тов СССР, образование СССР.

 

Работа с текстом учебника и картой №4. Анализ большевистской программы по на­циональному вопросу. Характеристика  национально-государст­венных принципов, которые легли в основу создания СССР.

 

§12.

 

15.

 

Послевоенное урегулирование и рево­люционные события в Европе.

План урока:

1. Начало мирного урегулирования. 2- Заключение мирных договоров. 3. Революционный процесс в Европе. Понятия и названия: репарация, Лига на­ций, Коминтерн, Социнтерн. Имена: Ж. Клемансо, Л. Ллойд Джордж, В. Вильсон, Э. Тельман. Дата: 1919 г. — Версальский мирный до­говор, создание Лиги наций; создание Ко­минтерна.

 

Работа с текстом учебника и картой №5. Анализ целей держав-победительниц, которые они преследовали при заключении мира с Германией. Сопоставление этих це­лей с условиями договора. Подготовка тезисного плана ответа на во­прос о противоречиях, содержавшихся в Версальском мирном договоре. Характеристика итогов развития революци­онного процесса в послевоенной Европе. §13.

 

16.

 

Урок обобщения по теме 2.

План урока:

1. Цели участников Первой мировой войны и ее результаты.

2. Влияние Первой мировой войны на ис­торические судьбы России.

3. Эволюция основных политических сил России в годы Первой мировой войны.

4. Предпосылки прихода партии большеви­ков к власти в России.

Вариант 1. Семинар по вопросам, представ­ленным в левой колонке (с использованием документов, данным к параграфам главы). Вариант 2. Проведение зачета (тестовые за­дания, устные сочинения-эссе). Вопросы и задания к главе 2.
Тема 3: Мир в межвоенный период
17.

 

Мировой экономический кризис.

План урока: 1. Эпоха «процветания» на Западе. 2. Великая депрессия. 3. Преодоление кризиса в США. 4. Кризис в Англии и Франции. Понятия и названия: мировой экономиче­ский кризис, экономический либерализм, депрессия, девальвация, система социаль­ного обеспечения, политика «Нового кур­са», дефицит бюджета, Народный фронт. Имена: Г. Форд, Ф. Д. Рузвельт, Дата: 1929—1933 гг. — Великая депрессия в США, мировой экономический кризис; 1933 — 1938 гг. — «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта.

 

Выявление причин мирового экономичес­кого кризиса. Оценка политики Ф. Д. Рузвельта по пре­одолению кризиса в США. Сравнительная характеристика политики Ф. Д. Рузвельта и Народного фронта во Франции. Заполнение таблицы «Особенности экономи­ческого кризиса в странах Запада» (с. 98).

 

§14.

 

18.

 

Тоталитарные режимы в Европе.

План урока:

1. Рождение тоталитаризма.

2. Установление фашистского режима в Италии.

3. Приход к власти в Германии национал-социалистов.

4. Гитлеровский режим.

Понятия и названия: тоталитаризм, фашизм,

политика автаркии, национал-социализм.

Имена: 0. Шпенглер, Б. Муссолини, А. Гитлер,

И. Геббельс.

Даты: 1922 г. — приход фашистов к власти

в Италии;1933 г. — приход к власти в

Германии национал-социалистов.

Выявление факторов возникновения тота­литаризма.

Характеристика тоталитаризма как полити­ческого режима.

Сравнительная характеристика режимов Б. Муссолини и А. Гитлера (причины при­хода к власти, характер режимов, меропри­ятия в политической и экономической об­ластях).

§15.

 

19.

 

Модернизация в странах Востока.

План урока:

1. Восток после окончания Первой миро­вой войны.

2. Революционные события в Турции.

3. Национально-освободительное движе­ние в Индии.

4. Революция в Китае.

Понятие: режим «равных возможностей».

Имена: Кемаль-паша (Ататюрк), М. К. Ган­ди, Сунь Ятсен, Чан Кайши. Даты: 1908 г. — младотурецкая революция;1911 г. — Синьхайская революция; 1921 — 1922 гг. — Вашингтонская конференция.

Работа с текстом учебника и картами №6 и №7. Характеристика развития стран  Востока после Первой мировой войны. Анализ процессов модернизации в странах Востока.

Подготовка тезисного плана ответа на во­прос «Обновление экономики и политичес­кого строя стран Востока после Первой ми­ровой войны».

§16.

 

20.

 

Урок обобщения по теме 3.

План урока: 1. Экономический кризис конца 1920-х — начала 1930-х гг.: причины, влияние на ми­ровое развитие. 2. Тоталитаризм в Западной Европе: сущ­ность, причины возникновения. 3. Особенности модернизации в странах Востока.

 

Вариант 1. Семинар по вопросам, пред­ставленным в левой колонке (с использо­ванием документов, данным к параграфам главы). Вариант 2. Проведение зачета (тестовые за­дания, устные сочинения-эссе).

 

Вопросы и задания к главе 3.

 

Тема 4: Социалистический эксперимент вСССР
21.

 

Советская страна в годы НЭПа.

План уроков:

1. «Временное отступление».

2. Результаты и противоречия НЭПа.

3. «Культурная революция».

4. Наследники Ленина. Понятия и названия: новая экономичес­кая политика, децентрализация управле­ния, кооперация, «культурная революция». Имена: И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, В. М. Мо­лотов, К. Е. Ворошилов, В. В. Куйбышев. Даты: 1921 г. — введение НЭПа;1924 г. — смерть В. И. Ленина.

Анализ сущности НЭПа, сильных сторон и противоречий этой политики.

Дискуссия о возможности и невозможнос­ти сосуществования разнообразных форм собственности и жесткой централизации политической власти.

Характеристика личности, взглядов и роли в истории В. И.Ленина.

§17.

 

22—23. Пути большевистской модернизации.

План урока:

1. Особенности модернизации в СССР.

2. «Развернутое наступление социализма по всему фронту».

3. Советская экономическая модель.

4. И. В. Сталин.

5. Изменения в общественном сознании.

6. Новый облик государства. Понятия и названия: милитаризация эко­номики, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства, пятилетний план, советская экономическая модель, команд­но-административная система, обществен­ное сознание.

Имена: А. И. Рыков. М. П. Томский, С. М. Ки­ров, А. Г. Стаханов, П. Н. Ангелина. Даты: 1929 г. — начало «сплошной кол­лективизации»,1936 г. — принятие Кон­ституции СССР.

Работа с учебником и картой №8. Анализ модернизации в СССР: причины (внутренние и внешние), особенности, сравнение с модернизацией стран Запада, Востока, модернизационными процессами в царской России.

Подготовка развернутого плана ответа на вопросы: советская индустриализация и коллективизация сельского хозяйства как отражение тоталитарной природы Советско­го государства; достижения и противоречия советской модернизации; роль массового сознания советского общества и тоталитар­ное государство.

Работа со статистическом материалом (наци­ональный состав населения СССР в1937 г.) — с. 133.

§ 18—19.
24—25. СССР в системе международных отноше­ний.

План уроков:

1.. Советская внешняя политика и проблема мировой революции.

2. Германия между Россией и Западом.

3. Международные связи Советского Союза.

4. Политика СССР на Дальнем Востоке.

5. Кризис Версальско-Вашингтонской сис­темы.

6. Советская политика в условиях роста во­енной угрозы в Европе.

7. Дипломатические маневры накануне Вто­рой мировой войны.

Понятия и названия: Антикоминтерновский пакт, «ось Берлин-Рим-Токио», поли­тика «умиротворения» агрессора. Имена: Г. В. Чичерин, Ф. Франко. Даты: 1922 г. — Генуэзская конференция; 1936—1939 гг. — Гражданская война в Ис­пании; 1938 г. — Мюнхенская конферен­ция; 1939 г., 23 августа — заключение пак­та о ненападении между СССР и Германией.

Выявление факторов, определявших внеш­нюю политику СССР.

Составление хронологии важнейших меж­дународных событий 20—30-х гг. (Исполь­зование карты №9). Определение основных противоречий и тенденций международной жизни изучаемого периода. Оценка советско-германского пакта о не­нападении. Подготовка развернутых планов ответа на вопросы: нарастание угрозы мировой вои­ны и политика СССР; взаимосвязь внешней и внутренней политики СССР 30-х гг.; поли­тика СССР 20—30-х гг. по отношению к странам Востока.

 

§ 20—21.

 

26.

 

Урок обобщения по теме 4.

План урока: Вариант 1.

1. Новые факторы мировой политики после Первой мировой войны.

2. Противостояние угрозе новой мировой войны в 30-х гг.

3. Роль СССР в международной жизни 20— 30-х гг. Вариант 2.

1. Социалистический эксперимент в СССР.

2. Сталинский режим: сущность, влияние на жизнь страны.

3. Внешнеполитическая стратегия СССР в 20—30-х гг.

Вариант 1. Семинар по вопросам, представ­ленным в левой колонке (с использовани­ем документов, данных к параграфам главы учебника).

Вариант 2. Семинар по вопросам, представ­ленным в левой колонке (с использовани­ем документов, данных к параграфам главы учебника).

Вариант 3. Проведение зачета (тестовые за­дания, устные сочинения-эссе).

Вариант 4. Прослушивание и обсуждение сообщений учащихся.

Вопросы и задания к главе 4.

 

Тема 5: Вторая мировая война
27. Агрессия гитлеровской Германии.

План урока:

1. Причины войны, ее периодизация.

2. Разгром Польши. «Странная война» на За­паде.

3. Разгром Франции. «Битва за Англию».

4. Военные действия в Африке и на Бал­канах.

Понятия и названия: «блицкриг» — мол­ниеносная война, «странная война», «бит­ва за Англию», план «Барбаросса».

Имя: У. Черчилль.

Даты: 1939 г., 1 сентября — нападение Германии на Польшу, начало Второй миро­вой войны; 1940 г., октябрь — открытие Балканского фронта войны.

Определение причин Второй мировой вой­ны. Сравнительная характеристика причин Первой и Второй мировых войн. Знакомство с периодизацией Второй миро­вой войны, критериями, лежащими в ее ос­нове.

Анализ действий воюющих сторон в на­чальный период войны (использование карт № 9 и № 10), итогов этого периода.

§22.

 

28.

 

СССР накануне Великой Отечественной войны.

План урока:

1. Подготовка СССР к войне.

2. Советско-финляндская война.

3. Дальнейшее территориальное расшире­ние СССР.

4.Забайкалье в системе  международных  отношений в XXв.

Имена: А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. 0. Сухой, В. А. Дегтярев, Г. С. Шпагин, С. К. Тимошенко.

Даты: 1939—1940 гг. — советско-фин­ляндская война; 1940 г. — включение Эс­тонии, Латвии, Литвы, Бессарабии и Север­ной Буковины в состав СССР.

Работа с текстом учебника и картой №10. Анализ методов расширения СССР накану­не Великой Отечественной войны, значе­ния изменения территории страны с воен­но-стратегической точки зрения. Характеристика подготовки СССР к войне, раскрытие достижений и недостатков этой работы, влияния социально-экономичес­кого строя и политического режима страны на этот процесс. §23.

 

29.

 

Начало Великой Отечественной войны.

План урока:

1. Нападение Германии на СССР.

2. Мобилизационные усилия первых меся­цев войны.

3. Зимнее контрнаступление Красной Ар­мии.

4. Оборонительные бои Красной Армии ле­том и осенью1942 г.

5. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане.

6. Складывание Антигитлеровской коалиции. Понятия и названия: Антигитлеровская коалиция, Атлантическая хартия, ленд-лиз. Имена: Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, А. И. Еременко, В. И. Чуйков, М. С. Шумилов. Даты: 1941 г., 22 июня — начало Великой Отечественной войны; 1941 г., август — подписание Атлантической хартии; 1941 г., декабрь — 1942 г. — апрель — наступа­тельная операция под Москвой; 1941 г., 7—10 декабря — атака Японией военных баз США и Великобритании в Юго-Восточной Азии и в Тихоокеанском регионе; 1942 г., 1 января — подписание Декларации Объе­диненных Наций.

Работа с текстом учебника и картой №11. Выявление причин неудач Красной Армии в оборонительный период Анализ причин провала плана молниенос­ной войны Германии против СССР. Составление развернутого плана ответа на вопрос «Создание Антигитлеровской коа­лиции».

Анализ изменений, произошедших в ходе Второй мировой войны при вступлении в нее СССР и США/

Работа с краеведческим материалом по те­ме урока, использование материалов се­мейных архивов войны.

§24.

 

30—31. Коренной перелом.

План уроков:

1. Победы советских войск:

а) Сталинградская битва;

б) битва на Курской дуге.

2. Сражение в Северной Африке и на Тихом океане.

3. Советское общество в годы войны.

4. Советские люди на оккупированных тер­риториях.

Понятия и названия: коренной перелом, оккупационный режим, второй фронт, пар­тизанское движение.

Имена: Н. Ф. Ватутин, Р. Я. Малиновский, А. М. Василевский, П. А. Ротмистров, Л. Б. Монтгомери, Ф. Паулюс, П. К. Пономаренко, С. А. Ковпак, А. Ф. Федоров, А. А. Вла­сов, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Даты: 1942 г, 19 ноября — начало наступ­ления советских войск под Сталинградом; 1942 г., 2 февраля — капитуляция группи­ровки под командованием фельдмаршала Паулюса; 1942 г. — сражение у атолла Ми­дуэй; 1943 г., июль-август — сражение на Курской дуге; 1943 г. — Тегеранская кон­ференция.

Работа с текстом учебника и картами №№13—15.

Работа над понятием коренной перелом в ходе войны. Определение причин коренно­го перелома. Изучение последовательнос­ти событий, определивших перелом в ходе военных действий в пользу Антигитлеров­ской коалиции.

Анализ стратегии действий советского ко­мандования в переломный период войны. Сравнительная характеристика стратегии командования Красной Армии в начальный период войны и в ходе коренного перелома. Работа со статистическим материалом (со­отношение сил в важнейших сражениях 1942—1943 гг. — с. 169). Составление тезисных планов ответа на во­просы: партизанское движение на терри­тории СССР; модели поведения советских людей на оккупированных территориях.

Работа с краеведческим материалом по теме урока, использование материалов семейных архивов.

§25.

 

32—33. Победа Антигитлеровский коалиции.

План уроков:

1. Наступление Красной Армии в1944 г.

2. Военные действия на западе в1944 г. Положение в Германии.

3. Движение Сопротивления.

4. Завершение войны:

а) в Европе;

6) на Дальнем Востоке.

Понятие: движение Сопротивления.

Имена: И. С. Конев, И. Б. Тито, Ш. де Голль,

Г. Трумэн.

Даты: 1944 г. — успешные наступательные

операции Красной Армии, освобождение

большей части территории СССР; 1944 г., 6 июня — открытие второго фронта; 1945 г., февраль — Ялтинская конференция; 1945 г., в ночь с 8 на 9 мая — капитуляция Герма­нии; 1945 г., 6 и 9 августа — атомные бом­бардировки США Японии; 1945 г., 2 сентяб­ря — капитуляция Японии, завершение Второй мировой войны.

Работа с тестом учебника и картами №№12, 16,17.

Сравнительная характеристика стратегии Красной Армии в 1944—1945 гг. и в пред­шествующие периоды Великой Отечествен­ной войны.

Определение факторов, позволивших Красной Армии осуществить наступление по всем фронтам в1944 г. Характеристика движения Сопротивления (цели, состав, противоречия, роль в раз­громе врага).

Выявление взаимовлияния наступления советских войск и союзников на западе. Составление тезисов ответа на вопрос«СССР и Япония: история военного проти­воборства в 1938—1945 гг.».

 

§26

(кроме по­следнего пункта).

34—35.

 

Уроки обобщения по теме 5.

План уроков: 1. Причины победы Антигитлеровской коа­лиции во Второй мировой войне. 2. Решающая роль СССР во Второй мировой войне. 3. Взаимоотношение союзников по Анти­гитлеровской коалиции: уроки и значение. 4. Итоги Второй мировой войны, ее уроки.

Вариант 1. Семинарское занятие (с исполь­зованием   документальных   материалов, данных в заданиях параграфов). Вариант 2. Зачет (тестовые задания, реше­ние задач, данных в учебнике, прослушива­ние устных сочинений-эссе, защита учени­ческих рефератов). Вариант 3. Дискуссия по спорным вопро­сам истории Второй мировой войны. §26 (послед­ний пункт), вопросы и задания к главе 5.
Тема 6: Биполярный мир и «холодная война»
36.

 

Начало противостояния.

План урока:

1. Истоки «холодной войны». 2. Раскол Европы.

3. Начало ядерного противостояния.

4. Начало регионального соперничества. Понятия и названия: геополитическое по­ложение, «холодная война», гонка вооруже­ний, политико-экономическая экспансия, «зона ответственности», консенсус, ядерное противостояние, региональное соперниче­ство, «третий мир», план Маршалла. Имена: И. В. Курчатов, А. Д. Сахаров, Ким Ир Сен.

Даты: 1949 г. — создание Совета экономиче­ской взаимопомощи; учреждение НАТО; 1950—1953 гг. — война в Корее;1955 г. — со­здание организации Варшавского Договора.

Раскрытие сущности «холодной войны», анализ причин ее возникновения. Соотне­сение возникновения «холодной войны» и новой расстановки сил в мире после Вто­рой мировой войны. Работа с картой №18.

Сравнительная характеристика геополити­ческого положения СССР и США после Вто­рой мировой войны.

Характеристика гонки вооружений в пери­од «холодной войны». Подготовка развернутого плана ответа на вопрос «Война в Корее 1950—1953 гг. как следствие «холодной войны».

§27.

 

37. Мир на грани ядерной войны.

План урока:

1. Отношение СССР со странами Запада в

середине 50-х — начале 60-х гг.

2. Карибский кризис.

3. Борьба за влияние в «третьем мире».

4. Война во Вьетнаме. Понятия и названия: «антиимпериалис­тические» силы, сверхдержава, Берлин­ская стена, межконтинентальные баллис­тические  ракеты, «ядерный  фактор» в международной политике. Имена: Д. Эйзенхауэр, Н. С. Хрущев, Ф. Ка­стро, Д. Кеннеди, Р. Никсон. Даты: 1961 г. — Берлинский кризис;1962 г. — Карибский кризис;1963 г. — советско-американский договор о запре­щении испытаний ядерного оружия в атмо­сфере, космическом пространстве и под водой;  1964—1973  гг. — Вьетнамская война.

Работа с текстом учебника и картой №20. Сравнительная характеристика внешнеполи­тической стратегии СССР послесталинского периода и времени руководства И. В. Сталин

Составление развернутого плана ответа на вопросы: ядерное противостояние СССР и США в 40—60-х гг. XX в.; сверхдержавы в региональных конфликтах 40—60-х гг. XX в.

 

§28.
38. От разрядки к новому противостоянию.

План урока:

1. Разрядка международной напряженности.

2. Последний виток «холодной войны».

3. Идеологическая борьба.

Понятия и названия: разрядка междуна­родной напряженности, мировая социалис­тическая система, «социалистический ла­герь», политика «сдерживания коммунизма», паритет в сфере ядерных вооружений, систе­мы противоракетной обороны (ПРО), «евро-ракетный кризис», «афганский синдром», идеологическая борьба.

Имена: Л. И. Брежнев, Дж. Картер.

Даты: 1975 — Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе; 1979—1983 гг. — «евроракетный кризис»; 1979 г. — вступле­ние СССР в войну в Афганистане.

Характеристика разрядки международной напряженности (причины, достижения, про­тиворечия).

Работа со статистическим материалом (во­енные расходы СССР и США — с. 199).

Сравнительная характеристика Вьетнам­ской и Афганской войн по критериям, предложенным самими учащимися. Составление тезисов ответа на вопросы: влияние идеологического соперничества Востока и Запада на международные отно­шения; взаимосвязь внутриэкономических процессов в СССР и США и внешней полити­ки этих стран; региональное соперничест­во сверхдержав в 70—80-е гг.

§29.
39. Урок обобщения по теме 6.

План урока:

1. Эпоха «холодной войны»: сущность, ос­новные события.

2. Предпосылки перехода от конфронтации к политике разрядки.

3. Новое противостояние между восточным и западным блоками.

 

Вариант 1. Обобщение учебного материала в ходе беседы и прослушивания сообще­ний учащихся по вопросам, представлен­ным в левой колонке. Вариант 2. Работа над заданиями к главе б (с. 205—206).

Вариант 3. Сравнительная характеристика политики «холодной войны» и разрядки по критериям, предложенными учащими­ся. Оформление результатов работы в таб­лице.

Вопросы и задания к главе 6.
Тема 7: СССР и социалистические страны Европы
40.

 

СССР: от Сталина к началу десталинизации.

План урока:

1. Послевоенное восстановление.

2. Сталинская диктатура.

3. Хрущев: реформаторство и утопизм.

4. Конец хрущевского десятилетия. Понятия и названия: десталинизация, во­люнтаризм.

Имена: Г. М. Маленков,Л. П. Берия, Ю. А. Га­гарин, А. И. Солженицын. Даты: 1953 г. — смерть И. В. Сталина; 1953—1964 гг. — руководство страной Н. С. Хрущевым; 1956 г. — XX съезд КПСС; 1961 г. — полет в космос Ю. А. Гагарина.

Выявление причин быстрого послевоенно­го возрождения страны. Сравнительная характеристика правления И. В. Сталина и Н. С. Хрущева. Характеристика личности, взглядов и роли в истории страны И. В. Сталина и Н. С. Хру­щева.

Составление тезисов ответа на вопрос «XX съезд КПСС в жизни страны».

 

§30.

 

41.

 

Кризис «развитого социализма».

План урока:

1. Власть номенклатуры.

2. Проблемы экономики.

3. Кризис догматизированной идеологии.

4. Диссидентство.

5. Углубление кризиса «развитого социализма».

6.Советский период в Забайкалье: достижения и проблемы. Проблемы модернизации.

Понятия и названия: номенклатура, бюрократизация экономической жизни, военно-ромышленный комплекс, диссидент,

догматизированная идеология, развитой социализм, экономические рычаги управления, «эпоха застоя», командно-бюрократическая система.

Имена: Ю. В. Андропов, А. А. Громыко,К. У. Черненко, А. Н. Косыгин.

Характеристика основных черт экономики

СССР изучаемого периода (с использованием карты №24 и статистических  материалов на с. 215).

Анализ причин кризисных явлений в советской экономике в 70-х — первой половине 80-х гг.

Характеристика «эпохи застоя».

Выявление предпосылок диссидентского движения в СССР, его роли в общественной жизни.

Работа над изучением персоналий «эпохи застоя».

Использование краеведческого материала, семейных архивов, воспоминаний родственников учащихся.

 

§31.

 

42.

 

 

 

Социализм в Восточной Европе.

План урока:

1. Установление просоветских режимов.

2. Конфликт Тито — Сталин. Югославская модель социализма.

3. Германия: разделенная нация.

4. События1956 г. в Польше и Венгрии.

5. «Пражская весна».

Понятия и названия: просоветский ре­жим, югославская модель социализма, «до­ктрина Брежнева», «Пражская весна». Имена: И. Б. Тито, В. Гомулка, И. Надь, Я. Ка­дар, А. Дубчек.

Даты: 1949 г. — образование ГДР и ФРГ;1956 г. — ввод советских войск в Венг­рию; кризис в Польше;1968 г. — «Праж­ская весна»; ввод войск стран Варшавско­го договора в Чехословакию.

Характеристика методов установления просоветских режимов в странах Восточной Европы.

Выявление взаимосвязи внутриполитичес­ких изменений, перемен во внешней поли­тике СССР и политических процессов в странах Восточной Европы. Анализ причин кризисных явлений в госу­дарствах Восточной Европы.

§32.

 

 

 

43. Урок обобщения по теме 7.

План урока:

1. Развитие СССР и стран Восточной Евро­пы: общее и особенности.

2. Десталинизация в СССР и странах Вос­точной Европы.

3. Кризисные явления в СССР и государст­вах Восточной Европы.

Вариант 1. Обсуждение вопросов, пред ставленных в левой колонке. Вариант2. Зачетный урок.

 

Вопросы и задания к главе 7.
8: Запад и «третий мир» во второй половине XX века
44. Общественно-политическое развитие Запада в 4060-х годах.

План урока:

1. США после Второй мировой войны.

2. Политическая жизнь Западной Европы.

3. Возникновение концепции «государств благосостояния».

4. Успехи и неудачи политики «государства

благосостояния».

Понятия и названия: этнорасовые отношения, афроамериканцы, расовая сегрегация, программа «Новых рубежей», дискриминация, «государство благосостояния».

Имена: Л. Джонсон, К. Аденауэр, Дж. Кейнс

Характеристика основных тенденций раз

вития Запада в 40—60-х гг.

Анализ принципов, лежащих в основе политики «государства благосостояния».

Выявление сущностных черт концепции Дж. Кейнса.

Сравнительная характеристика социально-экономической политики стран социалистческой системы и стран Запада в 40—60-Х гг.

§33

 

45 Научно-техническая революция и обще­ство в 7080-х годах.

План урока:

1. Начало научно-технической революции.

2. Социальные последствия научно-техни­ческой революции.

3. Социально-экономические проблемы эпо­хи НТР.

4. Социальные движения протеста в стра­нах Запада.

5. Кризис «государства благосостояния» и переход к политике неоконсерватизма. Понятия и названия: научно-техническая революция, «новые наемные рабочие», «новые левые», глобальная экологическая катастрофа, движение «зеленых», энерге­тический кризис, неоконсерватизм. Имена: М. Л. Кинг, М. Тэтчер, Р. Рейган, Г. Коль, Ф. Миттеран.

Работа над понятием научно-техническая революция.

Составление таблицы «Социальные  по­следствия НТР» (графы таблицы: по вертикали — 1) положительное следствия; 2) отрицательные последствия; по горизонта­ли — сферы в жизни общества, в которых прослеживалось влияние НТР). Сравнительная характеристика политики неоконсерватизма и политики «государст­ва благосостояния».

Выявление основных черт массовых обще­ственных движений в странах Запада в 70— 80-х гг. Работа со статистическим материалом (с. 243).

§34.

 

46—47.

 

Страны Азии, Африки и Латинской Аме­рики.

План уроков:

1. Ликвидация колониальной зависимости.

2. Прозападная  модернизация  в Южной Азии.

3. Япония и «новые индустриальные страны».

4. Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки.

5. Идеи социализма в «третьем мире».

6. Особенности Латинской Америки.

7. Латинская Америка во второй половине XX в Понятия и названия: развивающиеся страны, Движение неприсоединения, «но­вые индустриальные страны», религиоз­ный экстремизм, вестернизация, «банано­вая республика».

Имена: М. Ганди, Дж. Неру, И. Ганди, М. Р. Пех­леви, Р. Хомейни, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, М. Каддафи, Г. А. Насер, Ф. Кастро, А. Пиночет. Даты: 1949 г. — образование КНР; 1959 г. — приход к власти на Кубе Ф. Кастро; 1979 г. — исламская революция в Иране.

Работа с картами №№19—23.

Определение влияния процессов, вызванных Второй мировой войной, на деколонизацию.

Подготовка развернутого плана ответа на вопросы: влияние стран социалистической системы и Запада на развитие государств «третьего мира»; причины быстрого разви­тия «новых индустриальных стран»; харак­терные черты развития стран Латинской Америки.

Сравнительная характеристика социалис­тического строительства в КНР и СССР. Выявление факторов воздействия ислама в странах «третьего мира».

§35—36.

 

48. Урок обобщения по теме 8. План урока:

1. Индустриальное общество Запада во вто­рой половине XX в.

2. Кризисы в экономическом развитии стран Запада: причины, влияние на различные сферы жизни, пути преодоления.

3. Характерные черты массовых движений в странах Запада во второй половине XX в.

4. Модернизация в странах «третьего ми­ра» во второй половине XX в.

Вариант 1. Обсуждение вопросов по плану, представленному в левой колонке.

Вариант 2. Зачет (тестовые задания, реше­ние задач, данных в параграфах главы учебника, написание мини-эссе).

Вопросы и задания

к главе 8.

 

Тема 9: Россия в современном мире
49—50. СССР в период «перестройки».

План уроков:

1. Необходимость перемен.

2. Гласность и эволюция государственного строя.

3. «Новое мышление» и окончание «холод­ной войны».

4. Кризис власти.

5. Два президента.

6. Август 1991 года: революционный пово­рот истории.

7. Распад СССР и создание СНГ.

8.Современная история Читинской области.

Понятия  и названия: «перестройка» гласность, «социализм с человеческим лицом», «новое мышление», референдумы Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП), конфедерация, Со­дружество Независимых Государств (СНГ). Имена: М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин, Дж Буш-старший.

Даты: 1989 г. — вывод последних советских войск из Афганистана; 1990—1991 гг. — роспуск Варшавского Договора; 1991 г. — распад СССР, создание СНГ.

Характеристика настроений в советском обществе накануне периода «перестрой­ки».

Составление таблицы «Основные реформы периода «перестройки» (графы по верти­кали — направления, мероприятия ре­форм; по горизонтали — результаты ре­форм; возможно деление на положи­тельные и отрицательные следствия). Подготовка плана ответа на вопросы: мас­совые национальные движения периода «перестройки»; роль политики «гласности» в развитии по­литических процессов в ССР. Дискуссия на тему «Был ли неизбежен распад СССР?»

§ 37—38.
51.

 

Крах социализма в Восточной Европе.

План уроков:

1. Предпосылки преобразований.

2. Революции конца 80-х гг.

3. Национальные конфликты и экономические проблемы.

Понятия и названия: «бархатная револю­ция», приватизация.

Имена: В. Гавел,Л. Валенса, С. Милошевич. Даты: конец 80-х гг. — революции в стра­нах Восточной Европы, отказ от социализ­ма. 90-е гг. — вооруженный конфликт на Балканах.

Анализ предпосылок и процесса краха соци­алистической системы в Восточной Европе. Раскрытие связи «перестройки» в СССР и революций в странах Восточной Европы. Выявление проблем современного развития   восточноевропейских стран. §39.

 

52.

 

Становление новой России.

План уроков:

Реформирование экономики: «шоковая

терапия».

2. Противостояние властей.

3. Политический кризис осени1993 г.

4. Выборы в Федеральное собрание. Понятия и названия: «шоковая терапия», «свобода цен», ваучер. Имена: Г. А. Явлинский, Е. Т. Гайдар, В. С. Чер­номырдин, А. В. Руцкой, Р. И. Хасбулатов Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский. Дата: 1993 г., осень — политический кризис в России.

Сравнительная характеристика взглядов представителей радикально-реформатор­ского и эволюционного подходов к станов­лению новой России. Дискуссия о критериях оценки результа­тивности реформ в России. Раскрытие сути политического кризис осени1993 г., расстановки сил, хода собы­тий. Характеристика российской многопартийности первой половины 1990-х гг. §40.

 

53—54. Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике.

План уроков:

1. Новая Конституция Российской Федерации.

2. Курс на стабилизацию.

3. Федеративные отношения и этнополитические конфликты.

4. Расстановка политических сил в 1995-1996гг.

5. Финансовый кризис августа 1998 г. Понятия и названия: этнополитические конфликты, дефолт.

Имена: А. И. Лебедь, С. В. Кириенко, Е. М. При­маков, С. В. Степашин, В. В. Путин, М. М. Касья­нов, Ю. М. Лужков, Д. Дудаев, А. Масхадов. Даты: 1993 г., 12 декабря — принятие Кон­ституции Российской Федерации;1998 г. — финансовый кризис;2000 г. — избрание Президентом России В. В. Путина.

 

Работа с учебником, рассмотрение основ­ных положений Конституции Российской Федерации1993 г.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос «Экономические проблемы России второй половины 90-х гг. XX в.» Анализ изменений в социальной структуре российского общества последнего десяти­летия.

Сравнительный анализ итогов парламент­ских выборов 1993,1995,1999 гг. и прези­дентских выборов 1996, 2000 гг. Дискуссия «Итоги правления В. В. Путина в 2000—2002 гг.» (привлечение материалов СМИ, мини-социологических опросов, про­веденных учащимися). Работа с картой №27 (образование феде­ральных округов).

§ 41—42.

 

55—56. Мир на пороге XXI века.

План уроков:

1. Современная мировая цивилизация: пу­ти развития.

2. Интеграционные процессы.

3. Национализм, сепаратизм, экстремизм.

4. Международные отношения.

5. Международные организации и движения. Понятия и названия: интеграционные процессы, Маастрихтский договор, глоба­лизация, унификация духовной жизни, исламский экстремизм. Имена: У. бен Ладен, Дж. Буш-младший. Даты: 1992 г. — подписание Маастрихтско­го договора;2001 г., 11 сентября — террори­стические акты в США.

 

Вариант 1. Лекция учителя с элементами

беседы.

Вариант 2. Семинар с использованием ма­териалов СМИ.

Вариант 3. Уроки-конференции (доклады учащихся по теме уроков, их обсуждение). Вариант 4. Дискуссия по актуальным пробле­мам современного развития человечества.

 

§43.
57.

 

Урок обобщения по теме 9.

План урока:

1. Политика «перестройки» и ее роль в жизни СССР и стран Восточной Европы.

2. Основные этапы становления россий­ской государственности в 90-е гг. XX — начале XXI в.

3 Характерные черты нового российского общества.

4.Развитие социальной и этнодемографической структуры забайкальского общества в XX в.

Вариант 1. Рассмотрение вопросов, пред­ставленных в левой колонке. Вариант 2. Семинар по теме «Молодежь в современном российской обществе» (рас­смотрение достижений и противоречии со­временной России через молодежную про­блематику). Вопросы и задания к главе 9.
Тема 10: Духовная жизнь.
58.

 

Развитие научной мысли.

План урока:

1. Теория относительности.

2. Проникновение в микромир.

3. Познание тайн живой природы.

4. Учение о ноосфере. Понятия и названия: теория относитель­ности, квантовая механика, космология, ге­нетика, ноосфера.

Имена: А. Эйнштейн, А. Беккерель, П. Кю­ри, М. Склодовская-Кюри, Н. Бор, М. Планк, 1. Л. Капица, И. П. Павлов, Т. X. Морган,  И. Вавилов, 3. Фрейд, Л. С. Выготский, П. Тейяр де Шарден, В. И. Вернадский.

Вараиант 1. Лекция учителя с элементами беседы.

Вариант 2. Сообщения учащихся по темам урока и их обсуждение. Вариант 3. Самостоятельная работа учащих­ся с учебником (целесообразна по группам) и подготовка ответов на вопросы: можно ли говорить о революции в естествознании происшедшей в начале XX в.? В чем состоит1 глобальный характер научного познания в XX в.? В чем суть учения о ноосфере? Имеет ли оно, кроме научной, чисто практическую пользу?

§44.

 

59.

 

Научно-технический прогресс.

План урока:

1. Развитие транспорта.

2. Ядерное оружие и атомная энергетика.

3. Ракетостроение и космонавтика.

4. Информационные и компьютерные тех­нологии.

Понятия и названия: мегаполис, инфор­мационные и компьютерные технологии, кибернетика.

Имена: братья У. и 0. Райт, Э. Ферми, Н. Бор, Р. Оппенгеймер, С. П. Королев. В. фон Бра­ун, А. С. Попов, Г. Маркони, В. К. Зворыкин, Н. Винер.

Даты: 1957 г., 4 октября — запуск в СССР первого искусственного спутника Земли; 1961 г., 12 апреля — полет первого космо­навта Земли Ю. А. Гагарина.

Вараиант 1. Лекция учителя с элементами беседы.

Вариант 2. Сообщения учащихся по темам урока и их обсуждение. Вариант 3. Самостоятельная работа уча­щихся с учебником (целесообразно по группам) и подготовка ответов на вопросы (при опоре на материалы СМИ — совре­менный научно-технический прогресс): новые направления научно-технического прогресса в XX в.; изменение роли науки в XX в.; роль российской науки в мировом научно-техническом прогрессе XX в.

§45.

 

60—61. Основные тенденции развития мировой художественной культуры.

План уроков: 1. Авангардизм. 2. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве.

3. Плюралистическая художественная куль­тура конца XX в.

4. Архитектура.

5. Массовая культура.

Понятия и названия: авангардная культура, реалистическое искусство, массовая культура, плюралистическая художествен­ная культура.

Имена: П. Пикассо, А. Матисс, М. Шагал, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, С. Дали, Г. Лорка, Ф. Кафка, М. Пруст, А. П. Плато­нов, Э. Ионеско, И. Бергман, А. Хичкок, А. А. Тарковский, В. В. Набоков, Дж. Голсу-орси, Р. Роллан, Э. М. Ремарк, Ч. Чаплин, *. Ли, К. Гейбл, Л. Висконти, Г Гарсиа Мар­ес, М. Скорсезе, С. В. Рахманинов, А. Н. Скря­бин, И. Ф. Стравинский, Дж. Гершвин, В. Ф. Нижинский, группа «Битлз» (Дж. Леннон, П.  Маккартни, Дж. Харрисон, Р. Старр), Ш. Э. Ле Корбюзье.

Вараиант 1. Лекция учителя с элементами

беседы.

Вариант 2. Сообщения учащихся по темам

урока и их Вариант 3. Самостоятельная работа учащихся с учебником (целесообразна по группам) и подготовка ответов на вопросы (при опоре на материалы СМИ — современная художественная культура): Что та кое авангардная культура? Почему ее по явление   связано   с  XX   в.?   Что  такое плюралистическая художественная культура? О чем говорит ее существование и развитие? Массовая культура XX в. — это достижение человечества или свидетельство процесса угасания культуры? Обсуждение.

§46.

 

62.

 

Российская культура «Серебряного века».

План урока:

1. «Серебряный век».

2. Тенденции культурного синтеза.

3. Стиль модерн в архитектуре.

4. Русский модернизм и авангард. Понятия и названия: «Серебряный век», культурный синтез, модерн, декадентство, футуризм, символизм, акмеизм. Имена: А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. П. Че­хов, И. А. Бунин, М. Горький, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Соби­нов, К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, М. Н. Ермолова, С. П. Дягилев, А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, Н. С. Гумилев, А. А. Ахма­това, В. Хлебников, В. В. Маяковский.

Вараиант 1. Лекция учителя с элементами беседы.

Вариант 2. Сообщения учащихся по темам урока и их обсуждение. Вариант 3. Самостоятельная работа уча­щихся с учебником (целесообразна по группам) и подготовка ответов на вопросы: Характеристика основных течений литера­туры и искусства России начала XX в. Поче­му русскую литературу начала XX в. назы­вают «Серебряным веком»? Можно ли говорить о ней как о «втором золотом ве­ке»? Какое влияние художественные стили зародившиеся в России оказали на разви­тие культуры в странах Запада?

§47.

 

63—64.

 

Культура России: от соцреализма к сво­боде творчества.

План уроков:

1. Революция и культура.

2. От художественного плюрализма к соци­алистическому реализму.

3. Великая Отечественная война и художе­ственная интеллигенция.

4. Художественная культура второй поло­вины XX века.

5. Основные тенденции развития постсо­ветской культуры.

6. Музыкальное искусство.

7.Забайкальская культура XXв.

Имена: Д. А. Фурманов, И. Э. Бабель, А. П. Гай­дар, Д. С. Мережковский, С. А. Есенин, 0. Э. Мандельштам, Б. Л. Пастернак, М. А. Бул­гаков, М. А. Шолохов, В. П. Катаев, М. М. Зо­щенко, А. А. Фадеев, М. Б. Греков, В. И. Мухи­на, М. В. Нестеров, С. М. Эйзенштейн, Г. В. Александров, Л. П. Орлова, Н. К. Черка­сов, И. Г. Эренбург, А. Т. Твардовский, В. С. Гроссман, К. М. Симонов, Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Л. 0. Утесов, Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, В. П. Астафьев, Б. А. Можаев, В. Г. Распутин, В. М. Шукшин, Н. С. Михалков, С. С Прокофьев, Д. Д. Шоста­кович, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин, М. Л. Рос-тропович, Г. П. Вишневская, Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий, А. В. Макаревич, А. В. Щусев.

Вараиант 1. Лекция учителя с элементами

беседы.

Вариант 2. Сообщения учащихся по темам

урока и их обсуждение.

Вариант 3. Самостоятельная работа уча­щихся с учебником (целесообразна по группам) и подготовка ответов на вопросы (с использованием материалов СМИ — со­временная культура России): противоре­чия развития художественной культуры страны во второй половине XX в.; влияние научно-технического прогресса на разви­тие и распространение художественной культуры; роль художественной культуры в победе над фашизмом; проблемы развития художественной культуры в современной России.

§ 48—49.
65.

 

Урок обобщения по теме 10.

План урока:

1. Этапы изменения жизни в XX в.

2. Естественнонаучная картина мира конца XX в.

3. Традиции и новаторство современной культуры.

4. Роль культуры России в современном мире.

 

Вариант 1. Обсуждение вопросов, данных в левой колонке.

Вариант 2. Использование времени урока для расширения знаний учащихся о совре­менной культуре России.

Вопросы и задания к главе 10.
66—68.

 

Уроки повторения и обобщения, резерв,    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ (10 кл.)

Отечественная история

Анисимов Е. Россия без Петра. Спб., 1994.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992.

Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960.

Каменский А. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999.

Каппелер А. Россия — многонациональная империя. Возникновение. Исто­рия. Распад. М., 2000.

Ключевский В. О. Сочинения. Т. 1-9, М., 1987-1990.

Любавский М. К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен

и до XX века. М., 1996. Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1998. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Любое издание. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982.

Скрынников Р. Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в

начале XVII века. Л., 1985. Соловьев С. М. Сочинения. Кн.1-22, М., 1988-1998.

Всеобщая история

Алъперович М. Испанская Америка в борьбе за независимость. М., 1971.

Баре Н. А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М., 1982.

Бурин С. Н. На полях сражений Гражданской войны в США. М., 1988.

История Европы. Т. 1-4, М., 1988-1994.

Левандовский А. П. Карл Великий: через империю к Европе. М., 1995.

Манфред А. 3. Наполеон Бонапарт. М., 1980.

Панова В. Г., Бахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.

Рассказы по истории Средних веков. Под. ред. А. А. Сванидзе. М., 1996.

Согрин В. В. Основатели США. М., 1980.

Сэндберг К. Линкольн. М., 1961.

Тарле Е. В. Наполеон. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1974.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ (11 кл.)

Отечественная история

Аксютин Ю. В., Волобуев О. В. XX съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1995. Виноградов С. В. Нэп: опыт создания многоукладной экономики. М., 1996.

Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918— 1932 гг. М., 1998.

Другая война, 1939—1945. Россия, XX век. Кн.3. М., 1996.

Зубкова Е. Ю. Послевоенное  советское  общество:   политика  и  повседневность. 1945—1953. М., 1999.

Мерцалов А. Н., Мерцалова Л. А. Сталинизм и война. М., 1994. Национальная политика России: история и современность. М., 1997. Общество и власть. 1930-е годы. Повествование в документах. М., 1998. Плимак Е. Т., Паншин И. К. Драма российских реформ и революций. М., 2000. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. Т. 1-2. М., 1996.

Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996.

Россия: государственные приоритеты и национальные интересы. М., 2000. Тюпгюкин С. В., Шелохаев В. В. Марксисты и русская революция. М., 1996. Хрущев Н. С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997. Человек в истории. Россия — XX век. М., 2001.

Всеобщая история

Бойцов М. А., Хромова И. С. Послевоенное десятилетие. 1945—1955. М., 1998.

История первой мировой войны 1914—1918. Т. 1-2. М., 1975

Корниенко Г. М. «Холодная война»: свидетельства ее участников. М., 1995.

Кушнерева Ю., Черникова Т. Иллюзии и разочарования. Мир и СССР в 60-е гг. М., 2001.

Лебедева Н. С. Суд над фашизмом и агрессией. М., 1985.

Молчанов Н. Н. Генерал де Голль. М., 1972.

Новые документы по новейшей истории. Под ред. Г. Н. Севостьянова. М., 1996.

Полная хронология XX века. М., 1999.

Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992.

Уткин А. И. Запад и Россия: история цивилизаций. М., 2000.

Уткин А. И. Рузвельт. М., 2000.

Хопкинсон К. Двадцатый век. М., 1997.

Черчилль У. Вторая мировая война. В 3-х кн. М., 1991.

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Тематическое поурочное планирование курса истории в 10 кл.
  2. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории. 9 кл.
  3. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории России. 6 кл.
  4. Урок истории в 11 классе “Первая российская революция”.
  5. Календарно-тематическое планирование по курсу “История Древнего мира” 5 кл.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks