Тематическое поурочное планирование курса истории в 10 кл.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА РОССИЯ И МИР

(68 часов,2 часав неделю)

Учебник: 0. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Поно­марев, В. А. Рогожкин. Россия и мир. Учебник для 10-11 кл. В 2-х частях. Ч. 1. 10 кл. М.: Издатель­ский дом «Новый учебник», 2009; «Дрофа», 2009.

№ урока

 

Название тем уроков, планы уроков

 

Рекомендации по проведению уроков

 

Материал учебника

 

1.

 

Вводный урок.

План урока:

1. Содержание и особенности изучения истории в старших классах.





2. Структура курса.

3. Характеристика учебника, правила ра­боты с ним.

4. Основные этапы мировой и россий­ской истории.

Понятия: всемирная история, история Отечества, тенденции мирового общест­венного развития.

 

Рассказ учителя о содержании истории в старших классах, требованиях к подготов­ленности учащихся.

Работа с учебником по ознакомлению с его структурой и правилами работы с ним. Беседа с учащимися о хронологических рамках и основном содержании периодов мировой и отечественной истории с ис­пользованием оглавления учебника и хро­нологической таблицы

С. 34, 394395, 397399.

 

Тема 1: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
2.

 

Древний Восток и античный мир

План урока:

1. Неолитическая революция.

2. Ранние цивилизации.

3. Государство на Востоке.

4. Античная цивилизация.

5. Эллинизм: государство и общество.

6. Римский мир Средиземноморья. Понятия и названия: присваивающее хо­зяйство, производящее хозяйство, неоли­тическая революция, цивилизация, иррига­ционное земледелие, монархия, деспотия, частная собственность, права, привилегии, античная цивилизация, эллинизм. Имя: Александр Македонский. Даты: VIII—VII тыс. до н. э. — неолитичес­кая революция; V—II тыс. до н. э. — зарож­дение ранних цивилизаций; V в. до н. э. — складывание демократического строя в Афи­нах;753 г. до н. э. — возникновение Рима.

 

Самостоятельная работа учащихся с текс­том учебника и картой №1. Сравнительная характеристика присваива­ющего и производящего хозяйства с пози­ций развития человека и общества (опора на знания учащихся по теме «Человек» из курса обществознания). Выявление факторов, определивших места возникновения ранних цивилизаций. Определение причин возникновения пер­вых цивилизаций.

Беседа по выявлению существенных при­знаков основных понятий урока. Сравнительный анализ взаимоотношения человека и государства в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.

 

§1.

 

3. Рождение европейской средневековой цивилизации.

План урока:

Поздняя Римская империя.

2. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.

3. Влияние античности на Средневековье.

4. Наследие варварских народов.

5. Христианство.

Понятия и названия: европейская средне­вековая цивилизация, Великое переселе­ние народов, романизация, христианство. Дата: V в. — гибель Римского государства.

.

 

Анализ социально-экономических и внут­риполитических причин кризиса Римской Работа с картами №1 и №2. Выявление причин Великого переселения

народов.

Самостоятельное заполнение таблицы «Влияние античности на Средневековье» на основе материалов учебника. Горизон­тальные строки таблицы — сферы влияния античности: 1) политическая жизнь и право; 2) культура: а) градостроительство и архи­тектура; б) латинский язык. Вертикальные строки: 1) сущность проявления влияния; 2) конкретные примеры. (В качестве домашне­го задания можно предложить дополнить примеры учебника.) Беседа с учащимися о причинах превраще­ния христианской церкви в значимую по­литическую и экономическую силу.

империи

§2.

 

4. Страны Западной Европы в раннее Сред­невековье.

План урока:

1. Природа и хозяйство Западной Европы.

2. Варварские королевства.

3. Империя Карла Великого и ее распад.

4. Феодальная собственность и вассальные отношения.

5. Эпоха феодальной раздробленности.

6. Сословия феодального общества.

7. Католическая церковь. Понятия и названия: варварские коро­левства, династия, феодальная собствен­ность, вассальные отношения, феодальные поместья, «феодальная лестница», фео­дальная раздробленность, феодальное об­щество, сословия, католическая церковь. Имена: Хлодвиг, Карл Великий, Каролинги. Дата: VIII—IX вв. — империя Карла Вели­кого.

Самостоятельная работа учащихся с тестом учебника по выявлению влияния природы Западной Европы на хозяйственную жизнь людей.

Работа с картой №3.

Сравнительный анализ различных сфер жизни (хозяйство и отношения собствен­ности, государственное управление) в Рим­ской империи ив странах Европы в Средне­вековье.

Определение основных черт феодализма с развернутой характеристикой каждой из них. Выявление причин феодальной раздроб­ленности.

Сравнительная характеристика сословий феодального общества по критериям, предлагаемым самими учащимися. Обсуждение проблемы роли влияния хрис­тианской церкви и папства в средневеко­вой Европе.

 

§3,
5. Византийская империя и восточнохристианский мир.  

 План урока:

1. Природа и население Византийской им­перии.

2. Античная и христианская традиции в жизни византийцев.

3. Государственная власть и церковь в Ви­зантийской империи.

4. Византия между Западом и Востоком.

5. Византия и славяне. Понятия и названия: восточный и запад­ный христианские миры. Имена: Святой Августин, Юстиниан I. Даты: 330 г. — основание Константинопо­ля; 1054 г. — завершение разделения хри­стианской церкви на католическую и право­славную.

Самостоятельная работа учащихся с тестом учебника по выявлению влияния природы на хозяйственную жизнь населения Византии. Сравнительный анализ особенностей этого влияния на Западную Европу и Византию. Работа с картами №4 и №5. Самостоятельное составление таблицы «Ан­тичные и древневосточные черты государ­ственной власти Византийской империи». Характеристика роли императорской влас­ти и православной церкви в жизни визан­тийцев.

Сравнительная характеристика восточного и западного христианских миров. Анализ при­чин существования общих черт и отличий. Беседа с учащимися после самостоятель­ного изучения вопроса об отношениях Ви­зантии и славянского мира.

 

§4.

 

6. Исламский мир.

План урока:

1. Возникновение ислама.

2. Начало арабских завоеваний.

3. Арабский халифат во второй половине VII—X веке.

4. Мусульманская культура. Понятия и названия: ислам. Коран, джи­хад, сунниты, шииты, мусульманская циви­лизация.

Имена: Мухаммед, Осман, Али.

Даты; VII в. — возникновение ислама;622 г. — начало мусульманского летосчис­ления; VIII — пик могущества Арабского халифата.

 

Лекция учителя с элементами беседы. Работы с картой №5.

Обсуждение вопроса об основных положе­ниях мусульманского вероучения.  Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Мир ислама: рождение, развитие, характерные черты».

Прослушивание заранее подготовленного сообщения одного из учащихся о личности Мухаммеда.

Характеристика влияния исламской куль­туры на другие страны.

 

§5.
7. Урок обобщения по теме 1.

План семинарского занятия:

1. Цивилизация как ступень развития чело­веческого общества.

2. Влияние природно-климатических усло­вий на развитие хозяйственной жизни и социально-экономическое развитие наро­дов Средиземноморья и Азии.

3. Характерные черты цивилизационных общностей Древнего мира и раннего Сред­невековья.

 

Вариант 1. Семинар (с использованием до­кументов, данных в учебнике) по плану, указанному в левой колонке. Вариант 2. Урок-зачет: тестовые закрытые и полуоткрытые задания, историческое мини-эссе, например, по таким темам: «Цивилиза­ции Древнего мира и раннего Средневеко­вья — отзвуки в современном мире»;

«Христианство — основа западной средне­вековой цивилизации». Вариант 3. Составление синхронистичес­кой таблицы: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V—VI вв.», с ком­ментариями и обсуждением сущности и значения указанных событий.

 

Вопросы и задания к главе 1.

 

Тема 2: Древняя Русь
8. Народы Восточной Европы.

План урока:

1. Природно-географические условия и хо­зяйственно-культурные типа Восточной Ев­ропы.

2. Характеристика этнической карты Вос­точной Европы 1тыс.

Природно-климатические условия и этни­ческая карты Восточной Европы: парал­лельный анализ.

Понятия и названия: хозяйственно-куль­турный тип, этническая карта.

 

Вариант 1. Лекция учителя с элементами беседы.

Вариант 2. Работа учащихся с текстом учебника и картой №6, подготовка ответов на вопросы с. 50, обсуждение ответов. Вариант 3. Сочетание прослушивания и об­суждения сообщений учащихся по темам: «Влияние природно-географических усло­вий на формирование хозяйственно-куль­турных типов Восточной Европы»; «Хазар­ский каганат»; «Волжская Булгария» и работа по этнической карте Восточной Евро­пы изучаемого периода. Сравнение природ­ных условий Восточной и Западной Европы

§6.
9.

 

Восточные славяне в древности.

План урока:

1. Расселение и занятия восточных славян.

2. Общественный строй.

3. Мировоззрение древних славян.

Понятия и названия: родовая община, со­седская община.

Сравнительная  характеристика  занятий древних славян и западноевропейцев в раннее Средневековье.

Выявление  взаимосвязи хозяйственной деятельности славян и их религиозных представлений.

Прослушивание  и  обсуждение  заранее подготовленного сообщения одного  из учащихся  по теме «Наследие  культуры древних славян в современной жизни».

 

§7.

 

10. Возникновение Древнерусского госу­дарства. Крещение Руси.

План урока:

1. Возникновение Древнерусского государ­ства.

2. Укрепление Древнерусского государства.

3. Русь и Византия.

4. Крещение Руси.

Понятия и названия: Древнерусское го­сударство, христианство.

Имена: Рюрик, Олег, Ольга, Игорь, Святослав. Даты: 862 г. — начало правления на Руси династии Рюриковичей; 882 г. — объеди­нение севера и юга восточнославянских земель, образование Древнерусского госу­дарства; 988 г. — крещение Руси.

Самостоятельная работа учащихся с текс­том учебника и картой №6. Выявление предпосылок возникновения Древнерусского государства. Начало заполнения таблицы «Основные события истории Древней Руси в IX — на­чале XIII века» (см. с. 62). Рассмотрение особенностей (в сравнении с германцами и кельтами) развития госу­дарственности восточных славян. Анализ причин крещения Руси и его влия­ния на развитие государственности вос­точных славян. §8.
11. Государство и общество.

План урока:

1. Организация управления государством.

2. Первые княжеские усобицы.

3. Община и вотчина в Древней Руси.

4. Социальная структура общества. «Рус­ская правда».

Понятия и названия: полюдье, «лествичной» порядок престолонаследия, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, челядь. Имена: Борис, Глеб, Святополк Окаянный, Ярослав   Мудрый,   Владимир   Мономах, Мстислав Великий. Дата: 1097 г. — съезд князей в Любече.

Сравнительный анализ государственного устройства Франкской империи и Древней Руси.

Составление развернутого плана ответа на вопрос «Община и вотчина в Древней Руси». Анализ значения решений Любечского съезда князей.

Самостоятельная работа учащихся с текс­том учебника и составление схемы «Соци­альная структура общества Древней Руси». Продолжение заполнения таблицы «Основ­ные события истории Древней Руси в IX — начале XIII века».

§9.
12. Церковь и культура.

План урока:

1. Русская Православная церковь.

2. Архитектура и живопись.

3. Образование и литература.

4. Бытовая культура.

Понятия и названия: Русская Православ­ная церковь, церковная десятина, лето­пись, ересь.

Имена: митрополит Иларион, Феодосии Печерский.

Дата: середина XI в. — возникновение Киево-Печерского монастыря.

Вариант 1. Анализ воздействия на разви­тие древнерусской культуры, оказанного крещением Руси.  Выявление связей между социальной структурой Древней Руси и особенностями бытовой культуры отдельных слоев насе­ления.

Вариант 2. Прослушивание сообщений учащихся о памятниках архитектуры Древ­ней Руси, литературных памятниках этого времени, выдающихся деятелях культуры Руси с последующим их обсуждением.

§10.

 

13. Раздробленность Руси.

План урока:

1. Причины политической раздробленнос­ти Руси.

2. Экономическое развитие Руси в период раздробленности.

3. Политическое развитие Руси в период раздробленности.

4. Развитие отдельных земель Руси:

а) Владимиро-Суздальское княжество;

б) Новгородская земля. 5. Культура Руси в XII — начале XIII века. Понятия и названия: политическая раз­дробленность, боярская республика, вече. Имена: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо. Дата: начало XII в. — наступление пери­ода политической раздробленности Древ­ней Руси.

Работа с картой №7.

Сравнительный анализ раздробленности на Руси и в средневековой Европе по кри­териям, самостоятельно предложенным учащимися.

Беседа о влиянии раздробленности на вну­треннее положение земель Древней Руси и на ее внешнюю политику. Составление развернутого плана ответа на вопрос «Особенности развития отдельных земель Руси в период политической раз­дробленности».

Выделение особенностей развития культу­ры Древней Руси в период политической раздробленности.

Продолжение заполнения таблицы «Основ­ные события истории Древней Руси в IX — начале XIII века».

 

§11.
14—15. Русь между Востоком и Западом.

План уроков:

1. Древние культуры, этносы и цивилизации на территории Забайкалья. Особенности кочевых государств и их влияние на судьбы народов и государств Азии и Европы. Монгольская держава и ее завоевания.

2. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу.

3. Судьба Монгольской державы.

4. Русь под властью Золотой Орды.

5. Русь между монголами и Западом. Понятия и названия: ярлык, дань, баскак, экспансия.

Имена: Темучин (Чингисхан), Батый, Алек­сандр Невский.

Даты: 1223 г. — битва на реке Калке; 1237—1241 гг. — завоевание Руси монгола­ми; 1240 г. — битва на Неве русских и швед­ских войск; 1242 г. — Ледовое побоище.

Самостоятельная работа учащихся с учеб­ником (в т.ч. картой №7) и подготовка от­ветов на вопросы (возможно по группам):

1. Причины успеха монгольских завоеваний.

2. Сравнительная характеристика Древней Руси и Монгольской державы периода втор­жения монголов.

3. Роль борьбы Руси с монгольским наше­ствием для средневековой европейской цивилизации.

4. Русь в борьбе с немецкими и шведскими захватчиками.  Прослушивание заранее подготовленного сообщения учащегося о личности Алексан­дра Невского.

Дискуссия по вопросу «Русь между Восто­ком и Западом: избранный путь и его след­ствия для судьбы страны».

§ 12—13.
16. Урок обобщения по теме 2. План семинарского занятия:

1. Влияние географического и климатическо­го факторов на становление Древней Руси.

2. Хозяйственная деятельность и религиоз­ные представления славян земледельцев и кочевников-скотоводов.

3. Особенности становления государства у восточных славян.

4. Периоды политического развития Древ­ней Руси.

Вариант 1. Семинар (с использованием до­кументов, данных в учебнике) по плану, указанному в левой колонке. Вариант 2. Урок-зачет. Вариант 3. Написание мини-эссе по таким, например, темам, с последующим их об­суждением:

«Александр Невский — полководец и дип­ломат»;

«Взаимоотношения Руси и Орды: характе­ристика и следствия»; «Мир земледельца и кочевника-скотовода: влияние на судьбы народов».

Вопросы и задания к главе 2.
Тема З: Западная Европа в XIXV веках
17. Экономическое и политическое развитие.

План урока:

1. Отделение ремесла от сельского хозяй­ства.

2. Средневековый город.

3. Торговля и банковское дело.

4. Создание централизованных государств.

5. Изменение роли церкви в жизни обще­ства.

Понятия и названия: трехполье, «вольный» город, цехи, гильдии, внутренняя колониза­ция, сословно-представительные учрежде­ния, «Великая хартия вольностей», центра­лизованное государство, индульгенция. Имена: Филипп II Август, Людовик IX Свя­той, Иоанн Безземельный, Ян Гус. Даты: 1215 г. — подписание «Великой хартии вольностей»; 1337—1453 гг. — Сто­летняя война между Францией и Англией; 1455—1485 гг. — война Алой и Белой розы в Англии.

Сравнительный    анализ   хозяйственной жизни европейцев в XI—XV вв. и предыдущего исторического периода. Выявление причин укрепления городов в изучаемый период. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Создание централизованных го­сударств в средневековой Европе». Самостоятельная работа учащихся с учеб­ником и подготовка тезисов ответа на во­прос «Общее и особенное в политике мо­нархов Англии  и  Франции  в борьбе за создание централизованных государств». Обсуждение проблемы «Ереси в средневе­ковой Европе: причины и влияние на поли­тическое развитие ведущих стран». §14.
18. Взаимодействие средневековых циви­лизаций.

План урока:

1. Католический, православный и мусуль­манский миры в раннее Средневековье.

2. Крестовые походы.

3. Судьба Византии и южнославянских го­сударств.

4. Реконкиста.

5. Германская экспансия в Восточной Европе. Понятия и названия: крестовые походы, янычары, реконкиста, экспансия. Даты: 1096—1099 гг. — первый крестовый поход; 1204 г. — захват крестоносцами Кон­стантинополя; 1410 г. — Грюнвальдская бит­ва; 1453 г. — падение Византийской империи.

Работа с текстом учебника и картами №№ 3, 4,5.

Анализ динамики взаимоотношений като­лического, православного и мусульманско­го миров в Средние века, причин, вызывав­ших их изменения.

Обсуждение предпосылок гибели Визан­тийской империи.

Выявление причин крестовых походов, их итогов, влияния на развитие стран Европы и Ближнего Востока.

Подготовка тезисного плана ответа на во­прос «Итоги военного столкновения като­лического, православного и мусульманско­го миров».

§15.
19. Культура средневекового Запада.

План урока:

1. «Мир идей» Средневековья.  2. Христианство и культура.

3. «Рыцарская» культура.

4. «Крестьянская» культура.

5. «Городская» культура. Понятия и названия: аскетизм, «город­ская»  культура, «рыцарская»  культура, «крестьянская» культура, идеология гума­низма.

Сравнительный анализ представлений об окружающем мире современного человека и человека Средних веков.  Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Влияние рыцарской и городской культуры Средневековья на современную культуру Запада».

Выявление особенностей крестьянской культуры.

Заполнение таблицы (с. 118—119). Прослушивание заранее подготовленных сообщений учащихся (на основе дополни­тельных материалов): «Языческие эле­менты в христианской культуре средневе­ковой Европы»; «Рождение идеологии гуманизма».

§16.
20. Урок обобщения по теме 3.

План семинарского занятия:

1. Византия — наследница античного мира и часть христианской цивилизации.

2. Города — главные центры развития сред­невекового Запада.

3. Военные столкновения государств раз­ных средневековых цивилизаций.

 

 

Вариант 1. Семинар (с использованием до­кументов, данных в учебнике) по плану, указанному в левой колонке. Вариант 2. Доклады учащихся по темам, раскрывающим проблемы: «Развитие куль­туры в период Средневековья»; «Влияние культуры Средневековья на развитие со­временного общества». Вопросы и задания к главе 3.

 

Тема 4: Российское государство в XIV- XVII
21—22.

 

Москва во главе объединения русских земель.

План уроков: 1. Русь: от раздробленности к объединению. 2. Русские земли в составе Великого кня­жества Литовского и Русского. 3. Борьба за независимость Руси. Дмитрий Донской. 4. Русь при наследниках Дмитрия Донского. 5. Русь и государства — наследники Золо­той Орды. Имена: Даниил Александрович, Иван Калита, Гедимин, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Гедимин, Ягайло. Дата: 1380 г. — Куликовская битва.

 

Сравнительный анализ процесса государст­венного объединения русских земель и аналогичного процесса в Западной Европе. Обсуждение вопроса «Русь и Орда». Работа с документом на с. 130. Подготовка плана развернутого ответа на вопрос «Роль Куликовской битвы в станов­лении единого Русского государства». Сравнительная характеристика личности и деятельности Ивана Калиты  и Дмитрия Донского. Выявление предпосылок распада Золотой Орды и влияния этого процесса на разви­тие Руси.

 

§ 17—18.

 

23.

 

Россия: третье православное царство.

План урока:

1. От Руси — к России.

2. Централизация государственной власти.

3. «Москва — третий Рим».

4. Экономический подъем Руси.

5. Формирование сословий. Понятия и названия: централизованная система управления, сословно-представительная монархия, «Москва — третий Рим», секуляризация,

Имена: Иван III, хан Ахмат, Василий III, Иван IV.

Даты: 1497, 1550 гг. — принятие Судеб­ников;1547 г. — венчание на царство Ивана IV;1551 г. — Стоглавый собор.

Работа с текстом учебника и картой №8. Анализ предпосылок и факторов объеди­нения русских земель.

Составление схемы «Органы власти цент­рализованного Российского государства», комментирование схемы. Работа над понятиями сословно-представительная монархия, Москва третий Рим. Характеристика взаимоотношений церкви и государства в процессе образования Рос­сийского централизованного государства. Сравнительный анализ социальной струк­туры русского и западноевропейского об­щества в период Средневековья.

§19.

 

24—25.

 

Кризис государства и общества. Смутное время.

План уроков:

1. Опричнина.

2. Итоги и последствия правления Ивана Грозного.

3. Причины Смуты.

4. Поход Лжедмитрия I и гражданская война.

5. Интервенция и народные ополчения.

Понятия и названия: опричнина, земщина, Смута, гражданская война, интервенция, народное ополчение, «семибоярщина». Имена: Федор Иванович, Борис Годунов, царевич Дмитрий, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников, Прокопий Ля­пунов, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин. Даты: 1547—1584 гг. — правление Ивана IV; 1565—1572 гг. — опричнина;1598 г. — пре­сечение династии Рюриковичей.

Характеристика итогов и значения Ливон­ской войны для России. Характеристика личности и взглядов Ивана IV. Сравнение направленности и методов дей­ствий, результатов политики Ивана III и Ивана IV.

Выявление причин Смуты. Анализ социального состава участников событий Смутного времени.  Составление развернутого плана ответа на вопрос «Преодоление Смуты как фактор становления национального самосознания русского народа».

§20.

 

26. Становление самодержавия Романовых.

План урока:

1. Ликвидация последствий Смуты.

2. Законодательное оформление самодер­жавия.

3. Церковный раскол.

4. Изменения в экономике и социальном строе.

5. Новые явления в духовной жизни.

6. Забайкалье в поле российской политической идеологии.

7.Общество, власть и право в истории Забайкалья.   

Понятия и названия: самодержавие, ме­стничество, церковный  раскол, старооб­рядцы, мануфактурное производство. Имена: Михаил Романов, митрополит Фи­ларет, Алексей Михайлович, патриарх Ни­кон, протопоп Аввакум. Даты: 1613 г. — начало царствования Ми­хаила Романова; 1649 г. — принятие Со­борного уложения.

Вычленение направлений ликвидации по­следствие Смуты.

Анализ взаимоотношений Никона и царя Алексея Михайловича в решении вопро­са о соотношении светской и духовной власти.

Составление развернутого плана ответа на вопрос «Законодательное оформление са­модержавия». Выделение причин возникновения новых явлений в духовной жизни общества, анализ взглядов сторонников и противни­ков их развития. Обсуждение вопроса о смене институтов сословно-представительной монархии са­модержавием.

§21.
27. Начало формирования многонациональ­ного государства.

План урока:

1. Политическая карта Восточной Европы в XVI веке.

2. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья.

3. Освоение Дикого поля. Казачество.

4. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Забайкалья к российскому государству в XVII веке. Многонациональный состав населения края.

5.Экономическое развитие Забайкалья в XVII в.

5. Присоединение Левобережной Украины. Понятия и названия: Дикое поле, казачест­во, рада, многонациональное государство. Имена: Стефан  Пермский, Ермак, Семен Дежнев, Богдан Хмельницкий. Дата: 1654 г. — Переяславская Рада.

Работа с картой №11.

Характеристика этнических и социальных корней казачества.

Анализ путей формирования многонацио­нального Российского государства, усло­вий вхождения народов в его состав.

§22.
28. Русская культура XIVXVII вв.

План урока:

1. Подъем русской культуры.

2. Книжное дело и литература.

3. Архитектура.

4. Живопись.

5.Быт и культура народов Забайкалья.

Понятия и названия: нарышкинское ба­рокко, светское искусство, обмирщение культуры.

Имена: Иван Федоров, Аристотель Фиораванти, Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков.

Дата: 1564 г. — издание печатной книги «Апостол».

Вариант 1. Доклады учащихся, раскрывающие: предпосылки подъема русской культуры изучаемого периода;

основные направления развития русской культуры;

развитие светских мотивов в культуре XVII в.; характеристику деятельности отдельных представителей русской культуры; краеведческий материал  по  изучаемой проблематике.

Вариант 2. Самостоятельная работа уча­щихся с учебником и ответ на вопросы к параграфу.

Вариант 3. Лекция учителя и беседа с уча­щимися.

§23.
29. Урок обобщения по теме 4.

План урока:

1. Эволюция политического строя России вXV—XVII вв.

2. Влияние расширения территории Россий­ского государства на экономическое, поли­тическое и социальное развитие страны.

3. Концепция «Москва — третий Рим»: идей­ные и практические аспекты.

4. Церковь и государство в XIV—XVII вв.

5.Забайкалье в геополитике средневековых государств и российского государства.

Вариант 1. Семинар (с использованием до­кументов, данных в учебнике) по плану, указанному в левой колонке. Вариант 2. Урок-зачет. Вопросы и задания к главе 4.
Тема 5: Запад в Новое время
30—31. Европа в начале Нового времени.

План уроков:

1. Экономика Европы в начале Нового вре­мени.

2. Начало эпохи Великих географических от­крытий и первые колониальные завоевания.

3. Географические открытия XVI—XVII ве­ков и их последствия.

4. Социальная структура западноевропей­ского общества.

5. Реформация и Контрреформация в Ев­ропе.

6. Зарождение новой европейской цивили­зации.

Понятия и названия: гражданское обще­ство, эпоха Великих географических откры­тий, колония, буржуазия, люмпены, Рефор­мация, Контрреформация, протестантизм, европейская цивилизация. Имена: Б. Диаш, X. Колумб, В. да Гама, А. Тасман, М. Лютер, Ж. Кальвин. Даты: конец XV — начало XVI в. — нача­ло Нового времени;1492 г. — открытие Америки Колумбом;1579 г. — победа ре­волюции в Нидерландах.

Работа с текстом учебника и картой №9. Анализ изменений в экономике Европы в начале Нового времени и причин, их вы­звавших.

Сравнительная характеристика социальной структуры общества Западной Европы на­чала Нового времени и предшествующего исторического периода. Работа над понятиями: протестантизм, Ре­формация, Контрреформация. Сравнение учений М. Лютера и Ж. Кальви­на. Анализ влияния этих учений на форми­рование современной цивилизации Запада.

§24.

 

32.

 

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.

План урока:

1. Социально-экономическое развитие Ев­ропы в XVII веке.

2. Абсолютизм в Европе.

3. Французский абсолютизм.

4. Английский абсолютизм.

5. Английская революция XVII века.

Понятия и названия: абсолютизм, пурита­нине, протекционизм, индепенденты.

Имена: Генрих IV, Людовик XIII, кардинал Ришелье, Людовик XIV, Генрих VIII, Елиза­вета I, Яков I Стюарт, Карл I, Кромвель. Даты: 1640—1660 гг. — революция в Ан­глии;   1689 г. — принятие «Билля о пра­вах».

Работа над понятием абсолютизм. Сравни­тельный анализ абсолютизма во Франции и Англии.

Выделение предпосылок экономического подъема Нидерландов и Англии. Сравнение итогов революций в Нидерлан­дах и Англии.

Составление развернутого плана ответа на вопрос «Изменения в социально-экономиче­ском жизни Западной Европы в XVII веке».

§25.
33. Эпоха Просвещения.

План урока:

1. Революция в естествознании.

2. Общественные идеи века Просвещения.

3. Просвещенный абсолютизм. Понятия и названия: революция в естест­вознании, эпоха Просвещения, просвещен­ный абсолютизм.

Имена: Н. Коперник, Г. Галилей, П. Лаплас, И. Кант, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции А. Смит.

Вариант 1. Анализ изменений в представ­лениях человечества об окружающем мире, вызванными революцией в естествознании. Сообщения учащихся о крупнейших мысли­телях эпохи Просвещения. Вариант 2. Самостоятельная работа уча­щихся с текстом учебника и ответ на во­просы к параграфу.

 

§26.
3435.

 

Революции XVIII столетия.

План уроков:

1. Западная Европа накануне революцион­ной эпохи.

2. Англия и ее североамериканские коло­нии в XVIII веке.

3. Американская революция.

4. Франция накануне революции.

5. Начало Великой французской революции.

6. Свержение королевской власти во Франции.

7. Установление якобинской диктатуры. Понятия и названия: конституция, три ветви власти, федерализм, жирондисты, якобинцы.

Имена: Б. Франклин, Дж. Вашингтон, Людо­вик XVI, М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж.-П. Марат. Даты: 1756—1763 гг. — Семилетняя вой­на;1776 г. — принятие Декларации неза­висимости Соединенных Штатов Америки; 1775—1783 гг. — война за независимость североамериканских колоний Англии, об­разование США;1789 г. — принятие Декла­рации  прав человека  и  гражданина во Франции; 1789—1794 гг. — Великая фран­цузская революция.

 

Анализ причин революций XVIII столетия. Определение влияния этих революций на историю человечества. Сравнительная характеристика революций XVIII века.

Выявление влияния Просвещения на рево­люционные события в Северной Америке и во Франции.

Составление схемы «Государственное уст­ройство сша»;

Сравнение положений Декларации незави­симости США и Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции.

§ 2728.

 

36.

 

Тенденции развития европейской куль­туры XVI— XVIII веков.

План урока: 1. Эпоха Возрождения. 2. Искусство барокко. 3. Придворное искусство эпохи абсолютиз­ма. Понятия и названия: эпоха Возрождения, гуманисты, барокко, классицизм, рококо, «галантный век». Имена: Данте Алигьери, Франческо Петрар­ка, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Питер Пауэл Рубенс.

 

Вариант 1. Работа учащихся с учебником и дополнительной литературой, заполнение таблицы (с. 215) и заключительная беседа по вопросам к параграфу. Вариант 2. Прослушивание и обсуждение сообщений школьников о крупнейших до­стижениях европейской  культуры XVI— XVIII вв.

 

§29.

 

37.

 

Урок обобщения по теме 5.

План урока:

1. Черты развития западноевропейской ци­вилизации в XV— XVIII вв.

2. Революции XVII—XVIII вв.: общее и раз­личия, влияние на историю человечества.

3. Роль религиозного фактора в новой ис­тории Европы.

 

 

 

Вариант 1. Обсуждение вопросов (см. ле­вую колонку). Вариант 2. Урок-зачет (вариативно: тесто­вые задания, сочинения-эссе, решение проблемных задач — см. с. 189, с. 196, с. 207, с. 215 № 2). Вопросы и задания к главе 5.

 

Тема 6: Российская империя в XVIII веке
38.

 

Власть и общество.

План урока:

1. Необходимость преобразований на ру­беже XVII—XVIII веков.

2. Внешняя политика и военная реформа.

3. «Регулярное» государство ПетраI

4. Борьба за наследие Петра I.

5. «Просвещенный абсолютизм»: россий­ский вариант.

Понятия и названия: «Великое посольст­во», «регулярное» государство, территори­ально-административная система, губер­ния.

Имена: Петр I, Екатерина II, Е. И. Пугачев. Даты: 1682—1725 гг. — правление Петра I; 1700—1721 гг. — Северная война.

Работа с текстом учебника и картой № 12. Выявление комплекса причин, приводив­ших к проведению преобразований в Рос­сии в изучаемое время. Сравнительная характеристика правления Петра I и Екатерины II. Выявление особенностей российского «про­свещенного абсолютизма». §30.

 

39.

 

Социально-экономическое развитие страны.

План урока:

1. Деревня и город на рубеже XVII—XVIII веков.

2. Развитие мануфактурной промышленно­сти.

3. Сельское хозяйство.

4. Торговля и финансы.

5. Сословный строй России.

6.Человек в сословном обществе: забайкальская специфика. Забайкалье – край каторги и ссылки.

7.Забайкальское казачество: правовое положение и место в обществе.

Понятия и названия: меркантилизм, ка­зенные мануфактуры, посессионные кресть­яне, «золотой век» российского дворянства.

 

Работа с тестом учебника и заполнение таблицы «Новые явления в экономической жизни России в XVIII веке» (с. 232). Сравнительный анализ состава населения России XVII и XVIII вв. Работа с картами № 12 и № 13, анализ из­менений в размещении промышленности и развитии торговли в XVIII в. Составление тезисного плана «Изменение в положении дворянства в XVIII в.». §31.

 

40.

 

Расширение территории государства.

План урока:

1. Северная война и территориальные при­обретения России.

2. Расширение западных границ в послед­ней трети XVIII века.

Работа с картами № 12 и № 13 (анализ ито­гов Северной войны, расширения границ России в XVIIIв.).

3. Продвижение на юг.

4. Восточные пограничья Российской империи.

5.Включение Забайкалья в орбиту российской государственности. Русско-китайское противостояние. Буринский договор 1727г.

Имена: П. А. Румянцев, А. В. Суворов.

 

Изучение статистических данных (таблица на с. 236—237) по этническому составу населения России.

Анализ комплекса факторов, способствовавших расширению границ России.

§32.

 

41.

 

Образование, наука и культура.

План урока:

1. Новая эпоха в отечественной культуре.

2. Образование и наука.

3. Литература.

4. Архитектура.

5. Изобразительное искусство. Имена: Л. Ф. Магницкий, М. В. Ломоносов, Е. Р. Дашкова, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Б. Растрелли, М. Ф. Казаков, И. Н. Никитин, И. П. Аргунов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боро­виковский, Э.-М. Фальконе, Ф. И. Шубин.

Вариант 1. Обсуждение вопросов: черты нового и традиции в отечественной культуре XVIII в.;

роль государства в развитии русской куль­туры XVIII в.;

вклад России ХVIII в. в мировую культуру. Вариант 2. Прослушивание и обсуждение докладов учащихся о развитии образова­ния, науки и культуры в XVIII в.

 

§33.

 

42.

 

Урок обобщения по теме б.

План урока:

1. Тенденции развития России в XVIII в.

2. «Регулярное» государство в России.

3. Особенности социальной структуры Рос­сии XVIII в.

4. «Золотой век» российского дворянства.

Вариант 1. Семинар (с привлечением доку­ментов, данных в параграфах главы) по во­просам плана урока (см. левую колонку).

Вариант 2. Урок-дискуссия.

Темы для обсуждения:

Цели и итоги преобразований в России XVIII в.: совпадение или противоречие?

Условия для формирования политически активной буржуазии и реалии XVIII в. В России.

«Золотой век» российского дворянства —

благо для страны или тяжелое бремя?

 

Вопросы и задания к главе б.

 

Тема 7: Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
43. Эпоха наполеоновских войн.

План урока:

1. Франция: от республики к империи На­полеона.

2. От войн республики к войнам империи.

3. Отечественная война1812 г.

4. Крах наполеоновской империи. Понятия и названия: континентальная блокада,  наполеоновские  войны, анти­французская коалиция. Имена: Наполеон Бонапарт, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Барклай-де-Толли, Александр I, М. И. Ку­тузов.

Даты: 1799 г. — переход русских войск под командованием А. В. Суворова через Альпы; 1805 г. — сражение при Аустерли-це, сражение у мыса Трафальгар; 1807 г. — Тильзитский мир; 1812 г. — Отечественная война России против наполеоновской Франции; 26 августа 1812 г. — Бородин­ское сражение; 1813-1814 гг. — загранич­ный поход русской армии; 1813 г. — «бит­ва народов» под Лейпцигом; 1815 г. — Битва у Ватерлоо.

Работа с текстом учебника и картой №14. Анализ причин прихода Наполеона Бона­парта к власти во Франции. Выявление предпосылок побед Франции в ходе наполеоновских войн. Определение причин победы России в во­енном противоборстве с Наполеоном. Составление   хронологической   таблицы «Главные даты наполеоновских войн». Подготовка развернутого плана ответа на во­прос «Причины краха империи Наполеона». §34.

 

44.

 

Промышленный переворот и становле­ние индустриального Запада.

План урока:

1. Изменения в сельском хозяйстве Анг­лии.

2. Начало промышленного переворота.

3. Новый этап промышленного переворота.

4. Социальные последствия промышленно­го переворота.

Понятия и названия: лендлорды, накоп­ление капитала, «рабочая аристократия», «средний класс», урбанизация, индустри­альное общество.

Имена: Дж. Харгривс, Дж. Уатт, Р. Фултон, М. Фарадей, К. Максвелл, Г. Герц, Т. Эдисон, П. Мартен, Г. Бессемер, С. Мосин, А. Нобель.

 

Работа над понятием «промышленный пе­реворот». Выделение комплекса причин, объясняющих, почему промышленный пе­реворот начался именно в Англии. Анализ социальных последствий промыш­ленного переворота, изменений, произошедших под его воздействием в социаль­ной структуре общества. Заполнение таблицы (с. 267). Выделение основных черт индустриально­го общества. §35.

 

4546.

 

Революции и реформы.

План уроков:

1. Венский конгресс и Священный союз.

2. Июльская революция во Франции.

3. Революции середины XIX века во Фран­ции.

4. Революционное движение в Европе.

5. Реформы в Великобритании.

6. Борьба против рабства в США. Понятия и названия: Священный союз, Уч­редительное собрание, пролетариат, чартист­ское движение, профсоюзы, Гомстед-акт.

Имена: Луи Филипп, Наполеон III, К. Меттерних, Франц Иосиф, Л. Кошут, А. Лин­кольн.

Даты: 1814—1815 гг. — Венский конгресс; 1830 г. — Июльская революция во Фран­ции; 1848—1849 гг. — революции в Евро­пе; 1861—1865 гг. — Гражданская война между Севером и Югом в США.

Подготовка развернутого плана ответа на вопросы: Венский конгресс: история и роль в жизни Европы; влияние победы Севера в Гражданской войне в США на политические и экономическое развитие страны. Сравнение европейских революций первой половины XIX в. Оформление результатов сравнения в таблицу, самостоятельно под­готовленную и заполненную школьниками. Анализ политических изменений в Европе во второй половине XIX в.

 

§ 36—37.

 

47.

 

Идейные течения и политические партии.

План урока:

1. «Век либерализма».

2. Консерватизм.

3. Социализм.

4. Идея национализма на Западе. Понятия и названия: либерализм, плюра­лизм, гражданские свободы, революцион­ное насилие, консерватизм, социализм, анархизм, диктатура пролетариата, миро­вая пролетарская революция, национа­лизм, расизм.

Имена: Ф. Шатобриан, Д. Рикардо, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, П.-Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Энгельс.

Вариант 1. Лекция учителя с элементами беседы с учащимися.

Вариант 2. Работа по группам с тестом учебника и подготовка ответов на вопросы: Возникновение новых общественно-поли­тических течений: экономические, соци­альные и политические предпосылки. Либерализм и социализм: сравнительная характеристика.

Национализм на Западе: предпосылки воз­никновения и развития; противоречивая роль в общественной жизни.

Вариант 3. Самостоятельная работа уча­щихся с текстом параграфа, заполнение таблицы (с. 286), беседа по итогам этой ра­боты и совместное обсуждение задания №2 (с. 286—287).

§38.

 

48.

 

Колониальные империи.

План урока:

1. Ослабление «старых» колониальных им­перий — Испании и Португалии.

2. Колониальные империи Голландия, Фран­ции и Англия.

3. Последствия европейской колонизации для стран Востока.

4. Возникновение независимых государств в Латинской Америке. Понятия и названия: борьба за передел мира, колониальная империя, «владычица морей», деколонизация.

Самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа и заполнение таблицы (с. 293). Ответ на вопросы: общее в колониальной политике различных европейских держав; влияние европейской колонизации на раз­витие стран и народов Азии, Африки, Аме­рики. §39.

 

49.

 

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

План урока:

1. Возникновение национальных государств

в Европе.

2. Новые лидеры мировой экономики.

3. Новые явления в экономике стран Запада.

4. Колониальные захваты.

5. Общественные отношения и политичес­кие партии во второй половине XIX в. Понятия и названия: национальное госу­дарство,   контрибуция,   монополизация, «новые либералы».

Даты: 1870-1871 гг. — франко-прусская война; 1877—1878 гг. — русско-турецкая война.

 

Обсуждение проблемы взаимосвязи форми­рования национальных государств в Европе и экономического развития этих стран. Сравнительный анализ характерных черт индустриальной  цивилизации  Запада  в конце XIX в. и в предшествовавший исто­рический период.

Выявление значимости социальных ре­форм в условиях нового этапа развития индустриальной цивилизации Запада.

 

§40.

 

50.

 

Урок обобщения по главе 7.

План урока:

1. Революции середины XIX в.: особеннос­ти, противоречия, значение для развития человечества.

2. Формирование индустриальной цивили­зации Запада.

План урока-семинара:

1. Факторы формирование индустриальной цивилизации Запада.

2. Черты индустриальной цивилизации За­пада.

3. Идеологические и политические тече­ния Запада конца XIX в.

Вариант 1. Работа с учебником. Подготов­ка таблицы: «Сравнительная характеристи­ка революций XVIII и XIX вв.» (совместная работа учителя и учащихся по разработке структуры таблицы, самостоятельное за­полнение таблицы учащимися, обсуждение результатов работы).

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос «Формирование индустриальной цивилизации Запада». Вариант 2. Семинар (с использованием до­кументов учебника) по плану, данному в левой колонке.

Вопросы и задания к главе 7.

 

Тема 8: Россия на пути модернизации
51.

 

Российское государство в первой поло­вине XIX века.

План урока:

1. Российское государство на рубеже сто­летий: Павел I.

2. «Либерал» на троне.

3. Царствование Николая I.

4. Государство и крестьянский вопрос в России первой половине XIX в. Понятие: модернизация. Имена: Павел I, Александр I, М. М. Сперан­ский, Николай I.

Работа с текстом учебника. Начало состав­ления таблицы «Основные направления вну­тренней политики России в конце XVIII—-XIX веке» (с. 309).

Сравнительная характеристика взглядов монархов изучаемого времени на решение наиболее острых вопросов российской жиз­ни и их политики.

§41.

 

52.

 

Общественная жизнь в первой половине XIX века.

План урока:

1. Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы.

2. «Теория официальной народности».

3. Западники и славянофилы.

4. Зарождение идей русского социализма. Понятия и названия: декабристы, запад­ники, славянофилы, охранительная поли­тика, «теория официальной народности». Имена: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, С. И. Му­равьев-Апостол, С. С. Уваров, А. И. Герцен, С. М. Соловьев, А. С. Хомяков, М. В. Буташевич-Петрашевский. Дата: 1825 г. — восстание декабристов.

Выявление причин роста общественного недовольства в изучаемый период. Сравнительный анализ взглядов предста­вителей основных направлений общест­венной мысли первой половины XIX в., «те­ории официальной народности». Завершение составления таблицы «Основ­ные направления внутренней политики России в конце XVIII—XIX веке» (с. 309). §42.

 

5355.

 

Реформы 18601870-х гг.

План уроков:

1. Новый рубеж в истории России.

2. Крестьянская реформа.

3. Реформы 1860—1870-х гг.

4. Судьба и значение реформ.

5. Экономическая политика государства в эпоху реформ.

6. Развитие сельского хозяйства и промы­шленности в пореформенный период.

7. Полицейский режим Александра III. Понятия и названия: выкупная операция, временнообязанные отношения, «дарствен­ные» наделы, земства, дума, состязатель­ность сторон в ходе судебного процесса, гласность судопроизводства, присяжные за­седатели, автономия университетов, всеоб­щая воинская повинность, цензура, акцизы. Имена: Александр II, Александр III. Даты: 1861 г. — отмена крепостного пра­ва; 60—70-е гг. XIX в. — реформы Алек­сандра П.

Вариант 1. Распределение материала на уроках: 1-й урок — 1-3 пункты; 2-й — 4 пункт (с подробным закреплением 2 и 3 пункты; 3-й — 5—7 пункты.

Анализ сущности реформ 1860—1870-х гг., взаимосвязи отдельных реформ. Характеристика значения реформ для раз­вития России.

Оценка пореформенного развития России, степени реализации замысла реформаторов. Оценка личности и характера деятельности Александра П.

Сравнительная характеристика императо­ров Александра II и Александра III. Вариант 2.1-й урок – лекция учителя с эле­ментами беседы (пп. 1—б).

2-й урок — урок-закрепление изученного материала, ответы на вопросы учебника (с. 330—331), решение задач (с. 331).

3-й урок — изучение п. 7, сравнительная характеристика политики Александра II и Александра III.

 

§ 4344.

 

56.

 

Общественное движение в России  во второй половине XIX века.

План урока:

1. Русский либерализм.

2. Народничество.

3. Возникновение рабочего движения и за­рождение социал-демократии.

4. Консерваторы.

Понятия и названия: народничество, раз­ночинцы, интеллигенция. Имена: К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Н. Г. Чернышевский, П. Л. Лавров, М. А. Ба­кунин, П. Н. Ткачев, Г. В. Плеханов, В. И. Ле­нин, К. П. Победоносцев.

Сравнительная характеристика русского и зарубежного либерализма. Анализ социалистической доктрины  на­родничества в сравнении с другими социа­листическими учениями. Выявление предпосылок распространения марксизма в России, характеристика путей его прихода в страну. Выявление характеристик позиций рус­ских консерваторов. Сравнение взглядов консерваторов конца XIX с теорией офици­альной народности. §45.

 

5758.

 

Россия многонациональная империя.

Планы уроков:

1. Расширение территории в первой трети XIX в.

2. Кавказская война.

3. Присоединение Казахстана и Средней Азии.

4. Заселение Сибири и Дальнего Востока.

5. Пути создания империи. Понятия и названия: имам, имамат, ссыль­нопоселенцы.

Имена: Шамиль, Н. Н. Муравьев, Г. Н. Не­вельский. Даты: 1817—1864 гг. — Кавказская война.

Работа с текстом учебника и картой №14. Анализ влияния быстрого территориально­го роста России в XIX в. на социально-эко­номическое развитие страны. Характеристика путей создания Россий­ской империи.

Сравнительная характеристика Российской империи и зарубежных империй XIX в. Работа со статистическими данными с. 352— 353, сравнение этнического состава населения конца XIX в. с предшествующим перио­дом (с. 236—237).

§ 46—47.

 

59. Урок обобщения по теме 8.

План урока:

1. Предпосылки модернизации России в XIX в.

2. Реформы XIX в.: цели, направленность, результаты.

3. Взгляды на развитие России в XIX в. представителей различных направлений общественной мысли.

4. Россия — многонациональная империя.

Вариант 1. Семинар (с привлечением доку­ментов и заданий учебника) по плану, дан­ному в левой колонке. Вариант 2. Зачет (тестовые задания). Вариант 3. Защита сочинений-эссе, пред­варительно написанных учащимися.

 

Вопросы и задания к главе 8.
Тема 9: Культура XIX века
60. Научно-технический прогресс и общество.

План урока:

1. Научные представления о строении при­роды.

2. Эволюционная картина мира.

3. Развитие образования.

4. Средства массовой информации.

5. Научно-технический прогресс и общество. Понятия и названия: физическая картина мира, эволюционная картина мира, теоло­гия, метафизика, средства массовой ин­формации, научно-технический прогресс, феминистское движение. Имена: Д. И. Менделеев, Дж. Максвелл, Н. Н. Лебедев, И. М. Сеченов, Ч. Дарвин, Э. Геккель, 0. Конт, П. Н. Яблочков, Т. Эдисон.

Сравнительная характеристика взглядов на строение неживой и живой природы в XIX в. и в предшествующий исторический период. Составление таблицы «Основные научно-технические достижения XIX в. и их влия­ние на жизнь общества» (колонки: 1) научно-технические достижения: 2) имена со­здателей, страна; 3) суть открытия; 4) влия­ние на различные сферы жизни общества). Подготовка развернутого плана ответа на вопрос «Изменения в обществе XIX в. и развитие образования». §48.

 

61. Мировая художественная культура.

План урока:

1. Литература и жизнь.

2. Национальные литературы и мировой литературный процесс.

3. Основные направления художественной культуры.

4. Театральное искусство.

5. Изобразительное искусство.

6. Музыкальное искусство. Понятия и названия: мировой литератур­ный процесс, поздний классицизм — ам­пир, академизм, реализм, натурализм, им­прессионизм, символизм. Имена: 0. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Э. Золя, В. Скоп, Ж. Берн, М. Твен, В. Гюго, А. Дюма-отец, Г. Ибсен, С. Бернар, Э. Кин, Ф. Гойя, К. Коро, Э. Мане, Э. Дега, 0. Рену­ар, В. Ван Гог, 0. Роден, И. Брамс, Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Штраус, Дж. Россини, Ш. Гуно.

Характеристика культурного  переворота, произошедшего в европейской истории на рубеже XVIII—XIX вв. Раскрытие его зна­чения и связи с политическим и социаль­ным перевором этого времени. Выделение признаков основных направле­ний художественной культуры. Прослушивание и обсуждение сообщений школьников об отдельных направлениях художественной культуры, наиболее ярких их представителей.

 

§49.

 

62.

 

Культура России в XIX веке.

План урока:

1. Просвещение.

2. Литература в жизни общества.

3. Изобразительное искусство.

4. Музыка, опера, балет. Имена: А.  С.  Пушкин, А.  С.  Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салты­ков-Щедрин, Н. Г. Чернышевский, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. 0. Ключевский, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. И. Суриков, И. И. Левитан, М. И. Глинка, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский.

 

Анализ причин огромного влияния литерату­ры России на общественную жизнь страны. Сравнительная характеристика  культуры России и зарубежных стран. Рассмотрение вклада России в мировую культуру XIX века.

Прослушивание и обсуждение сообщений школьников о ярких деятелей культуры России XIX века.

§50.

 

63—68.

 

Уроки повторения и обобщения, резерв.

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории. 9 кл.
  2. Рабочая программа и тематическое поурочное планирование по истории России. 6 кл.
  3. Урок истории в 11 классе “Первая российская революция”.
  4. Календарно-тематическое планирование по курсу “История Древнего мира” 5 кл.
  5. Рабочая программа по истории Древнего мира. 5 кл.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks