Разработка урока “Мировоззрение, убеждение, вера”, 10 класс

Мировоззрение, убеждение, вера.

Задачи:

  1.  - Помочь учащимся в понимании того, что мировоззрение является важнейшим элементом духовного мира наших современников;

-   дать краткую характеристику типов мировоззрения;

- помочь учащимся уяснить действенную значимую роль    мировоззрения и убеждений в деятельности человека.

2. На примерах жизни исторических личностей воспитывать неравнодушное отношение к социальной действительности, необходимости формирования активной гражданской позиции. При изучении вопроса об особенностях российского  менталитета, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

3.  – Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы на основе работы с учебником, опережающих заданий.

- Развивать навыки исследовательской работы ( изучение общественного мнения, творческий отчёт о научно – исследовательской экспедиции по памятным историческим местам.)

- Уметь обобщать свой социальный опыт при изучении многих вопросов темы, находить межпредметные связи, развивать умения по составлению опорных конспектов.

Ход урока:

 

1.Постановка познавательных задач: (под руководством учителя учащиеся сами планируют свою деятельность)





- Что такое мировоззрение?

- Типы мировоззрения, их качественная характеристика.

- Какая связь существует между знанием, убеждением, верой?

- Какую роль играют мировоззрение, убеждение, вера в деятельности человека?

- Каков он, менталитет российского человека?

 План изучения нового материала:

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Типы мировоззрения, их качественная характеристика.
  3. Убеждение и вера.
  4. Мировоззрение в деятельности человека.
  5. Менталитет человека.

  1.      Вступительное слово учителя.

Что такое мировоззрение?

(Выступление учащегося с опережающим заданием.)

В самом простом, наиболее распространённом понимании мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой – то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, его воззрение, взгляд на мир.

Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во- первых, представляет взгляды человека не на какую – то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живёт в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворён ли человек окружающим миром или стремится изменить его?

Таким образом, мировоззрение – сложное явление духовного мира человека.

Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Миропонимание.

Миросозерцание.

На мир в целом!

Отношение человека к миру!

 

.(Проверяется опережающее задание: составление опорного конспекта)

  Обыденное

(житейское)

Религиозное Научное
Общая характеристика Возникает в процессе практической деятельности человека. Формируется стихийно, не обосновывается религиозными доводами или данными науки. Основой является религиозные учения, где содержится определённая картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на формирование его определённого образа жизни, на спасение души. Опирается на достижения науки, включает научную картину мира, обобщённые итоги достижений человеческого познания, принципы взаимодействия человека с естественной и искусственной средой обитания.
Положительные стороны Опирается на непосредственный жизненный опыт. Тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей Прочная обоснованность достижениями науки, реальность содержащихся в нём целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью людей.
Отрицательные стороны Мало используется опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры. Непримиримость к достижениям науки, а подчас их игнорирование. Человек не занимает в нём преобладающего места. Человек, человечество, человечность – глобальные проблемы современности.

(информационная справка: церкви и секты в Борзинском районе.)

Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, тогда их главной чертой станет гуманистическая направленность.

 

3.Убеждение и вера.

(как связаны между собой знание, убеждение и вера?)

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Убеждение

 

Убеждение – Знание Убеждение – Вера
Опираются на достоверную информацию, логическую обоснованность. Мы верим там, где не знаем точно.

Нет потребности в аргументации, рациональной доказательности.

Быть убеждённым в чём – либо можно как на основе веры, так и на основе знания.

(можно спросить у учащихся: верят ли они в загадочные явления: НЛО и т.д.)

Источники убеждения:

1.Жизненный опыт.

2.Результат размышлений.

3.Непроизвольное усвоение какого-либо мнения, готового вывода.

4.Искусство.

5.Наука, теория.

4.Мировоззрение в деятельности человека.

- даёт ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности.

- Вооружает методами познания и деятельности.

(Как достичь намеченных целей?)

Хромой с фонарём быстрее достигает цели, чем всадник, блуждающий в темноте. (Р. Декарт.)

- Человек получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры.

(Далее учащиеся – члены историко – краеведческой секции Научного общества «Поиск»,  приводят примеры  из своих исследовательских работ: о Лунине, Чернышевском Н.Г. и т.д.)

Беседа о коммунистическом мировоззрении.

Идеология – система идей и взглядов, отражающих отношение различных групп людей к окружающей действительности и друг к другу.

Гражданская культура – система исторически сложившихся, воплощающих опыт и государства на основе преемственности.

Можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, права человека и гражданина, функции различных государственных органов?

Может ли  гражданин сознательно выступать в роли избирателя, не разбираясь в предвыборных программах и лозунгах, в облике политических партий и движений, личных качеств политических деятелей? многих поколений, относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, образцов поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов гражданского и политического процесса, обеспечивающих воспроизводство жизни общества

Можно ли быть собственником квартиры, дома, земельного участка и т.п., производителем и потребителем товаров и услуг, не вступая в многообразные отношения с другими людьми и юридическими лицами, не зная принципов экономической деятельности, норм, регулирующих имущественные и трудовые отношения?

Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами человеком, не имеющим представления о структуре общества, социальном статусе личности?

Возможно ли нормальные отношения с другими лицами без приверженности к определённым моральным принципам, без осознания значимости нравственных норм, этики семейной жизни, межнациональных отношений, трудовой и предпринимательской этики?

Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, без развитого правосознания, ориентации на образцы правомерного поведения?

(Проводится закрепление основных понятий при помощи тестирования.)

Приложение.)

5.Менталитет человека.

Фр. «склад ума», «умонастроение», «душевность».

Менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Итоговый сплав, который определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Различают менталитет

- человека

- учёного

- военного

- бизнесмена

- юриста

- народа.

- русского народа (« русская душа» – открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности.)

(Учащиеся представляют итоги социологического опроса: каков он, менталитет российского человека? )

Особенности российского менталитета.

Доброта.

Гуманное мировоззрение.

Подвижничество.

 

Духовность

 

Личность

Общинность.

Соборность.

Коллективизм.

Традиционность.

Открытость.

 

 

Народность

 

 

Общество

Патриотизм.

Признание сильной державной власти.

 

Державность

 

Государство

 

У каждого народа, культурной целостности есть свой особый строй мышления, образ жизни, который и предопределяет картину мира, сообразуясь с которой и развивается история народа, сообщества. Каждый человек ведёт себя соответствующим его национальному менталитету образом.

В чём же основные особенности российского менталитета?

Во – первых, необычайно большая доброта. Естественно, добрые люди есть среди каждого народа. Но есть народы, у которых масса недостатков, но именно доброта стоит на первом месте. Это и есть россияне. У этого качества есть и обратная сторона – удивительная терпимость к угнетению.

Во – вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане – судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи, собственная судьба. Это качество имеет и обратную сторону  – пренебрежение к своим бытовым условиям жизни. Россиянин может жить в полуразвалившемся доме, довольствоваться самым малым, не имея даже желания что -  то улучшить, но размышлять при этом о глобальных проблемах.

В – третьих, высокоразвитое чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъёмное или вытерпеть нестерпимое, когда надо «растворить» свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.

Все эти три качества – доброту, гуманное мировоззрение и подвижничество – можно объединить как первую отличительную черту российского менталитета общим понятием – духовность. Духовность – это и есть особое нравственно – эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, когда он ведёт бесконечный внутренний диалог о своём предназначении и смысле жизни.

Следующая группа российского менталитета. Во-первых, это – Общинность. Её также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего в протестантских странах, исторически воспитала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является индивидуализм как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии.

Так, в США основным религиозным течением было пуританство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жёсткий индивидуализм: «Каждый за себя – один Бог за всех», трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американец сам страдает от своего одиночества – ведь все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай Бог попробовать «поплакаться в жилетку» кому – то – сразу станешь изгоем: «Это твои проблемы, ты их и решай!»

Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием православной церкви и русской деревенской общины, иной, общинный, соборный – «один за всех и все за одного». Всем хорошо известны выражения: «всем миром», «с миру по нитке – голому рубашка» и т.п.

Мир в этом смысле – деревенская община, которая всегда основывалась на взаимопомощи и взаимовыручке. У нас принято «пожаловаться» соседу, друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы, что в западных странах немыслимо. И вообще в России человеку не дадут пропасть. С одной стороны, нищенство, широко распространённое в  дореволюционной России и возродившееся теперь, и меценатство наподобие братьев Третьяковых, С. Морозова и других состоятельных людей; с другой стороны – как полярные явления также являются проявлением этого качества – общинного менталитета россиянина. Именно «россиянина», поскольку Общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, татарам, бурятам, калмыкам, и в этом отношении в их менталитетах много общего. Таким образом, Общинность свойственна, очевидно, почти всем или всем народам и народностям, населяющим Россию. Точно так же, как и духовность. Ведь недаром, к примеру, Восток всегда называли созерцательным.

Но Общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, принцип «не высовывайся». В общине люди должны жить примерно одинаково: «я как все», «у нас не хуже, чем у других». Человека, в чём – то преуспевшем значительно больше, чем другие, не желающего жить по общим канонам, община не приемлет и «выживает».

Во- вторых, это традиционность, которая проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народный язык, народные обряды, народныё ремёсла, промыслы и т.д.  В этом отношении интересно провести аналогию с США. Бывая там, удивляешься – как будто народной культуры, народных традиций не существует вовсе.

В- третьих, это открытость, то есть любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство.

Все эти три особенности могут быть объединены во второе общее понятие – народность российского менталитета, свойственного российской цивилизации.

Наконец, третья группа качеств.

Во-первых – это патриотизм как любовь к  Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у всех народов.  Но у россиянина в высочайшей степени до боли развито чувство тоски по Родине.

Кроме того, российский народ может исключительно долго терпеть угнетения. Но угнетения от своих, внутренних угнетателей. И совершенно не терпит не только внешних, зарубежных угнетателей, но и любого внешнего вмешательства в свою жизнь. Как писал А.С. Пушкин, он терпеть не мог российских чиновников, но возмущался, когда их начинали ругать англичане.

Во-вторых, это признание сильной державной власти. Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти – Ивана 3 Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном 4 Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины 2 Великой, а также – Сталина. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.

Необходима она России и для того, чтобы противостоять в нынешних условиях тем внешним и внутренним  силам, которые всячески стремятся ослабить нашу страну, вытеснить её из числа ведущих мировых держав, а то и развалить вовсе.

Таким образом, патриотизм и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены третьим обобщающим понятием – державность.

Эти три обобщающих понятия – духовность, общинность и державность – если обратиться к трём категориям – личность, общество, государство – выстроены в определённой логической схеме: духовность – как направленность личности каждого отдельного человека; народность – как отношения каждого человека с обществом, с народом и как система общественных отношений; наконец, Державность – как система отношений человека и государства, общества и государства.

Перечисленные три обобщающих понятия: духовность, народность, Державность и могут составить суть национальной идее России, чтобы консолидировать общество, чтобы народ почувствовал «собственные мускулы», увидел перспективу и поверил в возможность её достижения.

Закрепление: Решение познавательных задач, поставленных в начале урока.

Приложение 1.

Вариант № 1

1.Научное мировоззрение основывается, прежде всего, на:

1) эстетической культуре;

2) личном жизненном опыте;

3) моральных убеждениях;

4) логическом мышлении;

5) теоретических положениях;

2.Паранаучное познание характеризуется:

а) опорой на здравый смысл;

б) вниманием к необъяснимым явлениям;

в) стремлением к объективности;

г) отсутствием эксперимента.

3.Тип мировоззрения, отличительной особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:

а) обыденный;

б) научный;

в) религиозный;

г) гуманистический.

4.Верно ли суждение?

Основой религиозного мировоззрения является:

А. жизненный опыт.

Б. нравственные заповеди.

Варианты ответов:

1)верно только А;

2)верно только Б;

3)верно и А и Б ;

4)оба неверны.

5.Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

1) верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения неверны.

 

Вариант № 2.

1.Научное мировоззрение не предполагает

1) стремления к объективности

2) обоснованности убеждений

3) освоения опыта человечества

4) свободной безответственности.

2.Верны ли суждения о возможности построения целостного систематического мировоззрения?

А. Целостное систематическое мировоззрение возможно на основе философии.

Б. Целостное систематическое мировоззрение невозможно на основе суеверий.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

 

3.Любую религию характеризуют черты (укажите правильное сочетание):

А. Символы и действия, которые связывают человека с потусторонним миром.

Б.Создана на основе рационального изучения природы.

В. Вера в сверхъестественную возможность предметов, явлений природы

Г. Упование на загробную жизнь.

1) АБВ

2) БВГ

3) АВГ

4) всё перечисленное

4.В качестве мотивов деятельности выступают

А. установки

Б убеждения.

В потребности

Г интересы.

Варианты ответов:

1)     БВГ

2)     АБВ

3)     АВГ

4)     АБВГ

5.Устойчивые взгляды человека на мир и стремление воплотить их в жизнь называются

1) установками

2) убеждениями

3) интересами 4) знаниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Презентация к уроку “Общество и общественные отношения”. 10 класс.
  2. Презентация к уроку обществознания “Культура и духовная жизнь”, 10 класс
  3. Презентация к уроку обществознания “Искусство, его формы, основные направления”, 10 класс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks