Политические и правовые взгляды Аристотеля.

Аристотель. Политические и правовые взгляды.

Дальнейшее развитие и углубление античной философии и политико-правовой мысли после Платона связано с именем его  ученика и критика Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.), которого по праву считают одним из величайших мыслителей древнего мира. В его трудах сформулирована едва ли не вся сумма знаний древних греков, из которых значительную долю составило общественно-политическое учение.

Аристотель

Аристотель

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя  также учение о праве законе. Социально-политическая и государственно-правовая проблематика рассматривается им с позиций идеального понимания полиса (города-государства) как политического общения свободных и равных людей.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы. Для того чтобы правильно устроить общественную жизнь, люди нуждаются в политике. С одной стороны, политика является наукой – знанием о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве, с другой,  политика  –  умение, искусство государственного управления.

Под политикой Аристотель понимал также специальную этику – разновидность философии, имеющей дело с обязанностями правителей располагать их граждан к добродетельной жизни.

Сущность политики раскрывается через её цель – «придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». Истинный государственный человек, указывает Аристотель, более всего заботится о добродетели, ибо он хочет сделать граждан хорошими людьми, повинующимися Закону. Цель политики – справедливое, т.е. общее благо. Достичь такой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают  не только добродетелями, но и пороками, поэтому задачей политика является не воспитание добродетелей нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей граждан. Добродетель граждан состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам.

     Важнейшее высшее благо, какое может иметь в виду человек, будет целью высшего союза, заключившего в себя остальные. Это и есть союз политический, или государство. Согласно концепции Аристотеля, государство- творение природы, продукт естественного развития. Человека он называл животным политическим, т.е. общественным, естественно стремящимся к объединению. При этом, по мнению Аристотеля, государство происходит и составляется из других союзов. Прежде всего, из соединения мужа и жены, господина и раба образуется дом, затем отдельные дома соединяются в села, наконец, из известного количества сел, имеющих вкупе все нужное для самобытного существования, возникает государство, которое есть совершенный союз людей для совершенной жизни; государство – высшая форма объединения.

     Аристотель выделяет признаки государства, отделяющие его от иных форм социального объединения:

  1. единство власти и территории, целостность государства;
  2. нахождение государства под властью одного правителя, имеющее одну конституцию;
  3. распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. Рабовладение. По мнению Аристотеля, было естественным и неизбежным, но он считал недоступным  порабощение греков греками в результате захвата в плен или за долги, что было тогда нормальным явлением.

    Таким образом, государство, в трактовке Аристотеля, создается людьми с целью не просто жить, а жить хорошо; государство   должно обеспечивать людям высшее благо- блаженную самодостаточную жизнь, без него такая жизнь невозможна. При этом государство не есть простой союз людей, живущих на одной территории. Он указывает на то, что делает людей общинниками одного государства, – гражданство.

 Государство состоит из граждан, т.е.  тех, кто участвует в суде и  совете, следовательно, существенным признаком гражданства служит политическое право. Таким образом, гражданином Аристотель считает тех людей, кто принимает участие в политической жизни  государства, – свободных и равных людей.





   Значительное внимание Аристотель уделяет рассмотрению функций государства. Указывая на насилие и устрашение как одну из сторон деятельности государства, он вместе с тем подчеркивает значение воспитательной функции среди других задач государства. Оно должно охватывать всесторонне жизнь индивида:

-  регулировать его участие в политической жизни;

-  вмешиваться в семейную и вообще частную жизнь;

- заниматься воспитанием, убеждениями и верованиями граждан.

   Форму государства Аристотель, характеризовал так же, как и политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. Он делит формы государственного устройства по двум основаниям: количество правящих, конкретизируемое соответственно имущественному признаку, и цель – моральная значимость правления. С точки зрения последнего основания, формы государственного устройства делятся на правильные, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и неправильные, где доминирует личная польза.

      В результате получаются три правильные формы правления (монархия, аристократия и полития). Среди правильных форм наилучшей Аристотель считает политию, поскольку здесь правит большинство и в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободная от недостатков и крайностей.  Полития – средняя форма государства, и средний элемент в ней доминирует  во всем: в нравах- умеренность, в имуществе- средний достаток, во властвовании- средний слой.

      Большой интерес представляет учение Аристотеля и трех элементах государственной власти: первый – законодательный орган, второй – правительственный и третий – судебный. Таким образом, здесь берет начало теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждый из этих органов может иметь свое устройство, которое должно соответствовать характеру самого правления.

      Право Аристотеля самым тесным образом связывает с государством. Право олицетворяет политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми, это порядок, установленный в политической организации, т.е. в государстве.  Задача права состоит, по мнению мыслителя, в том,  чтобы служить общей пользе, обеспечивать автаркию граждан в государстве, вместе с тем он добавляет, что право может служить одной только пользе лучших и сильнейших.

Политическое право Аристотель делит на естественное и условное (установленное), или, иначе говоря, на право, установленное природой, и право, установленное государством.

Право Аристотель сближает также со справедливостью. Под справедливостью имеется в виду вся добродетель, т.е. политическая справедливость. Сопоставление справедливости с законом и равенством привод к знаменитому делению её на:

 уравнивающую;

- распределительную;

Всё, что может быть распределено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение отдельных лиц соответствующими благами.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена. Этот вид справедливости применяется  в области гражданско-правовых сделок, возмещении вреда, преступления и наказания.

Очевидно, что выделение этих двух видов справедливости как нельзя лучше отвечало условиям жизни общества, в котором комбинируются сословное устройство и врождённые преимущества одних лиц над другими, с одной стороны, и уравнивающие товарно-денежные отношения – с другой. Учение о справедливости образует прямой переход к государству.

Таким образом, как отмечает Аристотель, право применимо только к людям, свободным в смысле равенства (соизмеримости). При несоизмеримости субъектов право невозможно. Поэтому права нет во взаимоотношениях раба и господина, а также отца и детей. Права нет также там, где господствует деспот с неограниченной властью.

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Политические партии современной России
  2. Софисты о государстве и праве
  3. Учение Платона о государстве, политике и законе.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

4 комментариев к записи “Политические и правовые взгляды Аристотеля.”

  1. Елена пишет:

    Замечательный сайт!Елена вы наверное историю преподаете?

  2. Андрей Пинигин пишет:

    Вспоминаю,что нас учили-”Государство есть машина,для управления одних людей над другими.”Для этого создаются инструменты государственного управления-государственные органы(полиция,армия,суд,налоговые органы и т.д.)Поэтому здесь Аристотель конечно заблуждается,говоря,что оно дано природой обществу.Но многие вещи очень даже правильные.Четко выделены признаки государства.Хотя конечно тоже не бесспорные.

    • Елена пишет:

      Вообще, социальное познание тем и отличается от естественнонаучного, что оно сугубо субъективно)

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks