Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств. Эпикур и стоики.

С конца V века до н.э. мир греческих полисов  вступает в полосу затяжного кризиса. Война между двумя крупнейшими полисами – Афинами и Спартой (Пелопонесская война) способствовала резкому падению престижа не только афинской демократии, но и всей Греции в международном масштабе. Это привело к тому, что македонский царь Филипп сумел подчинить своей власти греческие города-государства. Его сын Александр Македонский прославился как самый великий завоеватель древности. Сокрушив во главе своей небольшой армии Персидское царство, он основал державу, простиравшуюся от средиземноморья до Индии. После смерти Александра, созданная им держава распалась на несколько государств, во главе которых  стали соратники македонского царя. Эти государства называются эллинистическими. Период эллинизма длился с конца IV в. до н.э. по I в. до н.э. Эллинизм соединил в себе черты восточных  и греческих цивилизаций.

Одним из наиболее выдающихся мыслителей эллинистического периода был Эпикур (342-271 гг. до н.э.). В своих сочинениях Эпикур, как почти все представители философии эллинистического и позднейшего римского периода, ставил во главу угла этически проблемы. Он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций: человек, с точки зрения мыслителя, является чувствующим существом, и его чувства выступают в качестве основного критерия морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение, состоящее в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души, а тем самым и счастья.

Принцип наслаждения нашел отражение и в политических воззрениях Эпикура. Общество, считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Соблюдение этого договора он называл справедливостью. При этом мыслитель настойчиво подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств: «Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается». В рамках данного учения Эпикур в определенной мере предвосхищает будущую теорию общественного договора, отрицая при этом всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору.

Исходя из своей этики, Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной (политической) деятельности.  Замкнутость в частной жизни, характерная для Эпикура, является типичным проявлением индивидуализма, к которому прибегали философы эллинистического периода, отстраняясь подчас от жгучих проблем современной им жизни.

Против философии Эпикура выступили стоики: Зенон из Китиона, Клеанф из Асса, Аристон из Хиоса. Стоики, бывшие последователями Аристотеля, утверждали, что человек – не только отдельное, изолированное существо, но также и существо общественное и вместе с тем – часть мира, вследствие чего естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается  до заботы о благе государства. Мудрец ставит благо государства выше личного блага.

В государстве, по мнению стоиков, силу закона имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Это естественное право выступает в качестве источника всякого положительного права в отдельных государствах. В свою очередь, «положительное» право является истинным правом лишь в той степени, в какой оно согласовывается с естественным правом. В этом контексте все различия в законах разных государств трактовались стоиками исключительно как результат нарушений «естественного права». Согласно требованиям последнего, в государстве, обнимающем все человечество, отличия, имеющиеся между людьми, вытекают исключительно из нравственных преимуществ.  В таком государстве – боги и мудрецы – его аристократия, его полноправные граждане, в то же время каждому в нем предоставлена возможность достигнуть собственными усилиями наивысшего правового положения.

Стоицизм резко отличается от эпикуреизма своим взглядом на отношение отдельных лиц к государству. Эпикуреизм вменяет в доблесть незаметный «скрывающийся» образ жизни, избегание государства и общественной деятельности. Напротив, стоицизм требует от своих последователей участия в государственной деятельности, активной и деятельной общественной жизни.

В учении стоиков нашли отражение идеи космополитизма, возникшие в связи с расширение горизонтов античного мира. Основоположник стоицизма был свидетелем основания мировой державы Александра Македонского. Та же идея вдохновляла создателей римской мировой державы. Воззрения древнегреческих стоиков получили свое дальнейшее развитие в римском стоицизме.

Источник: История политических и правовых учений. Ростов-на-Дону. 2007

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Политические и правовые взгляды Аристотеля.
  2. Политические партии современной России
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks