Политическая и правовая идеология Древней Индии

Отправной точкой формирования политико-правовой идеологии древнеиндийского общества послужили священные тексты ариев, оформленные на рубеже II-I тысячелетия до на нашей эры в виде вед. Веды (от корня «ведать») – это самхиты (сборники) священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношениях. Прямым наследником ведической религии стал брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики. Брахманизм был явлением уже новой эпохи, продуктом социального расслоения древней Индии. Появились сословия – варны брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников, торговцев) и шудра (неполноправных и рабов). Ведущие позиции заняло сословие жрецов: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, служили советниками у царей, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. С целью упрочить свое положение жрецы разрабатывали основы брахманизма: их усилиями в поздневедический период были составлены и так называемые брахманы – прозаические тексты, содержавшие ритуальные и мифологический пояснения и комментарии ко всем четырем ведам.
Согласно Упанишадам (сокровенное знание, часть ведической литературы 9-6 вв. до н.э.) все варны должны следовать драхме (божественно предустановленные закон, долг, обычай, правило). Брахманам в частности, предписывалось изучение вед, руководство богослужениями и обучение народа религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом и т.д. Особое место в политико-правовой мысли брахманизма занимают «Законы Ману» (II в. до н.э.). В них утверждается, что брахман уже от рождения брахман, обосновывается их руководящее положение, исключительное право толкование драхмы, обязанность царя чтить брахманов и следовать их советам. Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. «Весь мир, согласно «Законам Ману», подчиняется посредством наказания».
Одним из краеугольных камней идеологии брахманизма являлся догмат о перевоплощении душ. Согласно разработанной в Упанишадах концепции кармы, сумма злых и добрых дел каждого человека определяет форму последующего рождения. Хорошая карма, связанная с выполнением предписаний – обязанностей, установленных для каждой варны, гарантировала удачное рождение (в качестве брахмана или князя); средняя карма давала возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; скверная карма означала перерождение человека в изгоя, раба или неприкасаемого.
Концепция кармы, став регулятором индивидуального и социального поведения десятков поколений индийцев, способствовала ослаблению в обществе социальной напряженности. В отличие от Китая, где время от времени общество сотрясали грандиозные крестьянские восстания, Индия почти не знала таких движений. Вопросы, связанные с индивидуальным спасением, освобождением, изменением судьбы в сугубо личном плане, всегда стояли в индийской религиозно-культурной традиции в центре внимания.
Не случайно, что возникавшие в индийском обществе новые религиозные доктрины не призывали к активной борьбе с несправедливостью. Таким учением, оппозиционным брахманизму, стал буддизм. Почему возник буддизм? Дело в том, что сосредоточение всей внутренней, сокровенной мудрости в руках брахманов ставило остальные слои населения в положение второстепенных, неполноправных последователей той или иной доктрины, оставляло их за пределами поисков истины, приобщение к которой было вершиной системы социально-нравственных ценностей в древней Индии. Отсюда – стремление выработать новую, альтернативную доктрину; которая могла бы быть противопоставленной эзотерической мудрости брахманов.
В качестве центрального положения буддизма была выдвинута идея освобождения человека от страданий посредством отказа от желаний, отрешения от земной суетности. В конце этого пути постижения истины, состоявшего из восьми стадий, человек мог достичь полного освобождения, так называемой нирваны.
Данные источников свидетельствуют о том, что буддизм был поддержан кшатриями и вайшья, прежде всего городским населением, правителями, воинами, которые видели в буддийской проповеди возможность избавиться от засилья и верховенства брахманов. Буддийские идеи равенства людей (особенно монахов – вне зависимости от варн и каст), добродетельного правления монарха, терпимость, культ этики – все это способствовало успеху нового учения и поддержке его правителями, особенно могущественным древнеиндийским императором Ашокой (IIIв. до н.э.). С его помощью буддизм не только широко распространился по стране, но стал практически государственной идеологией Древней Индии.
Сам буддизм претерпел значительную трансформацию: если первоначально условием спасения буддисты объявляли выход человека из мира и вступление его в монашескую общину, то впоследствии появляются идеи спасения мирян, усиливаются мотивы покорности и смягчаются требования крайнего аскетизма. Практическая деятельность, ставившая своей целью достижения нирваны, сосредотачивается в монашеской среде, среди людей, ушедших от мира. Поэтому буддийскими общинами, в строгом смысле этого слова, были общины монахов, бхикшу.
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма – религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и некоторых других верований. Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии, став одной из мировых религий.

источник: “История политических и правовых учений”, п/р Самыгина П.С., Ростов-на-Дону, 2007

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
  2. Признаки и характеристика мировых религий.
  3. Презентация к уроку обществознания “Роль религии в жизни общества. Мировые религии”
  4. Основные функции религии.
  5. Правовая реформа Ивана Грозного. Судебник 1550 года.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks