Наука

Современный человек постоянно пользуется достиже­ниями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, и многое другое.  Наукаэто сфера творческой деятельности, направлен­ной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обще­стве, человеке.  Понятие «наука» означает также совокуп­ность систематизированных знаний в какой-либо отрасли, например математической, исторической.

Научное знание, утверждают ученые, обладает «двойной ценностью». Во-первых, оно самоценно, т. е. ценно само полученного знания. К науке обращаются, чтобы понять и объяснить. Во-вторых, ценность научного знания опре­деляется его полезностью для человеческой деятельности.  Вся история человечества — это история знаний. Они
сделали человека тем, что он есть сегодня. На протяжении тысячелетий люди учились генерировать знания,
накапливать, создавать на их основе новые знания, передавать их потомкам.  Постепенное становление науки как социального инсти­тута относится к XVII—XVIII вв. В этот период появляют­ся капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента в области естествознания.

наука

наука

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

наука

наука

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется всё большая специализация учёных, дифференциация науки, её дробление на более узкие области. В то же время идёт противоположный процесс – интеграция научного знания

 

наука

наука

 

наука

наука

 





наука

наука

 

наука

парадигма

 

наука

наука

 

наука

наука

Являясь подсистемой более сложной системы – общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

наука

наука

 

наука

наука

 

В настоящее время наука бурно развивается.  В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века — свыше 5 млн. научных работников. Это говорит о том, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.

Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10—15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в.

Сложилась определённая схема:  фундаментальная наука — прикладная наука — опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Наука превращается в мощную производительную силу общества. Принцип единства истины и пользы по­лучают дальнейшее развитие.

Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.

Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.

Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.

 

Наиболее общезначимые черты современной на­уки:   всеохватность. Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.

Другая черта науки — она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.

Современная наука дифференцирована. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, — писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, — оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний но, в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».

В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.

В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, ус­таревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей — ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное — по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они — пополнять ее бюджет.

Злободневной темой становится – этика науки. Справедливая заповедь «Не навреди!», провозглашенная отцом медицины Гиппократом около 2,5 тыс. лет тому на­зад, была, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством ученого, в котором лаконично охарактеризо­вана его ответственность перед человечеством. Выдающиеся достижения большой науки XX— начала XXI в. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научно-технический прогресс не только обогащает мир открытиями, но и опасен бедами, так как не­редко плоды научных открытий могут нанести людям вред. Так, НТП — одна из главных причин экологического кри­зиса, а развитие некоторых отраслей военного производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тревогу, но и активно включились в про­фессиональные и массовые экологические движения, пер­выми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность, активная позиция в защите че­ловека и планеты — неотъемлемая часть этики науки. Российский ученый-биохимик В. А. Энгельгардт писал: «В случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство от­ветственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникших угроз»

В наступившем XXI веке особенно значима социальная ответственность ученых, призванных предвидеть последст­вия практического использования достижений науки. Ученые могут раньше других и наиболее аргументировано противо­стоять возможным опасностям. Для этого в эпоху глобализ­ма и растущей универсальности науки нужны совместные действия ученых мира, необходима, как писал В. И. Вернад­ский, «совокупность общечеловеческих действий”

 

Литература:

Л.Н. Боголюбов,  А.Ю.Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание. Учебное пособие. Профильный уровень. М, Просвещение,2008 г.

П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко  ЕГЭ. Обществознание. Полный справочник. М., издательство «Астрель», 2008 год.

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Культура и духовная жизнь
  2. Главные (приоритетные) глобальные проблемы современности.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks