Музей под открытым небом. Кондуйский дворец.

13 -14 века в Забайкалье  характеризуются расцветом монгольской державы, когда возникали дворцы, города-резиденции правителей. Степная знать стала  предпочитать оседлый образ жизни кочевому.  В результате многочисленных войн, богатства в их казну полились потоком.

Возникали пышные дворцовые усадьбы  крупных аристократов. Вокруг селились зависимые люди, приглашенные и плененные ремесленники, торговцы из различных стран. Дворцовая усадьба становилась центром обширного поселения, превращающегося затем в город. Развалины такого города находятся на реке Кондуй Борзинского района. Он известен как «Кондуйский городок».

Первым исследовал Кондуйский дворец основатель  Читинского областного краеведческого музея А.К. Кузнецов в 19 веке. Его работа «Развалины Кондуйского городка и его окрестностей», была издана в 1925 году во Владивостоке.

Монгольская  археологическая  экспедиция под руководством С.В. Кисилева в 1957-1958 гг. провела более детальное исследование. За время раскопок, вскрытая площадь составила 2500 кв.м. Монография С.В. Кисилева «Древнемонгольские города» вышла в 1965 году.

Основу архитектурного комплекса составлял дворец в китайском стиле  с павильонами и бассейном. Он был выстроен на высокой двухметровой искусственной платформе, и окружен со всех сторон террасами на двух уровнях. Верхнюю террасу ограждала деревянная балюстрада, покрытая красным лаком. Такая же балюстрада шла и по нижней террасе, возвышавшаяся над уровнем двора на 1-1,3 м. На нижней террасе, выступая личинами наружу, были расставлены гранитные изваяния, изображавшие головы драконов, кабановидных и с рогами лани.

Кондуйский дворец открывался аванзалом, вытянутым с юга на север на 16,5 м. Всю тяжесть здания несли скрытые в толще стен столбы, поставленные на гранитные основания (базы). Аванзал переходил в центральный дворцовый зал с площадью около 131 кв. м, Стены были покрыты штукатуркой красного цвета, и расписаны причудливым орнаментом (росписью и лепниной), который сменялся рельефными изображениями сказочных чудовищ: драконов, грифонов, полуптиц-полузверей.

Кровлю дворца покрывала черепица с красной, зеленой и желтой поливой. Это указывает на принадлежность дворца членам императорской фамилии, так как до XYII века лишь они могли отделывать кровли своих жилищ желтой и красной черепицей. Обнаружено огромное количество обломков черепицы, покрытой зеленой глазурью, большое количество обломков отливов и концевых дисков, украшенных драконами, а также фрагменты рельефов от скульптурных украшений коньков кровли и стен здания. Кроме того, кровлю Кондуйского дворца украшала скульптура. Коньки крыш по обеим концам завершались головами драконов с крыльями, края были украшены узорчатыми сливами ( по ним отводилась дождевая вода) и дисками, сверкающими изображением золотистых драконов на зеленом фоне. Морды драконов с крыльями были обращены друг к другу; они как бы держали в пасти брус конька с покрывающей его узорчатой черепицей. Таких голов было двенадцать. Кровли дворца – едва ли не одно из лучших произведений черепичного искусства той эпохи. На фоне окрестных гор в окружении цветущей степи кондуйские кровли создавали яркое впечатление.

Рядом с дворцом находились канал и сад (или роща) из декоративных деревьев. Павильоны, беседки, был и выложенный камнем бассейн. К дворцовому комплексу с южной стороны вели парадные ворота, состоящие из двух больших боковых помещений и средней проходной части.

украшения Кондуйского дворца

 

каменные изваяния драконов





 

 

гранитное изваяние дракона

на месте дворца. гранитные базы для колонн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

остатки каменных сооружений

 

базы для колонн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гранитная база для колонны

база для опоры

 

 

 

 

 

 

 

На основании письменных источников Кондуйский городок располагался на территории родовых владений Джочи Касара и Исунке (племянник Чингис-хана), улус которых также включал районы Джалайнора, Хайлара и Аргуни.

Сохранились упоминания китайского путешественника, отметившего, что дворец предстал их взору неожиданно, как мираж, среди степных просторов, находясь на небольшой возвышенности, переливающийся многочисленными цветами и оттенками в лучах солнца во всем своем великолепии.

…Весь этот сверкающий красками ансамбль, по-видимому, погиб от пожара, следы которого встречались на раскопках постоянно – то в виде обугленных конструкций, то в виде ошлаковавшихся от сильного пожара обломков кирпича и черепицы.

Нужно думать, что гибель Кондуйского дворца произошла в сложные для монгольского государства годы конца XIY в. Тогда пылали не только города и усадьбы на окраинах Монголии, но был разрушен Кара-Корум с его знаменитым дворцом Угэдэя.

Есть литературные сведения о том, что задолго до начала постройки в селе Кондуй церкви, казачий урядник Семен Эпов (1745–1785) первый решился раскопать толстый слой наноса над курганом Кондуйского городка, который находился в 6 верстах от поселка. Под пластом наноса Эпов нашел кирпичные стены, камни, украшения, которые затем, получивши раз­решение из Нерчинска, начали возить в селение Кондуй для постройки церкви. Предметы развалин Кондуйского городка-храма использовались также для постройки и украшения казаками своих домов.

Симеон Васильевич Эпов, умирая (1785 год), завещал своей жене Марии Семеновне Эповой  и детям построить церковь, на что выделялось много золота, серебра и различного скота.

Жена и дети решили построить 2-престольный храм.

Оттуда уже вывозились материалы – кирпич и камень, на постройку Цугольского монастыря-дацана, в том числе колонны, покрытые красным лаком (их до сих пор можно видеть в стенах дацана).

В то время был известен мастер по строительству храмов в Забайкалье протоирей Нерчинского собора Кирилл Суханов. По просьбе Эповых, Суханов прибыл в Кондуй. Осмотрев предложенный ему для строительства материал, Суханов обратился к епархиальному начальству о разрешении на строительство храма. Получив благословение в 1806 году, Кирилл Суханов приступил к строительству храма.

Каменные изваяния, драконы, квадратные плиты с кругами использовались для украшения наружных стен церкви. В её стены вмуровано около 70 каменных изваяний, принесённых находчивыми забайкальцами с забытого Богом памятника. На три четверти церковь состоит из «чудского» кирпича. Колокола для церкви заказывались в Москву. Всего было привезено 4 колокола, самый большой из них весил более500 кг. Из Москвы также были привезены золотых дел мастера для золочения внутренних предметов церкви, в частности, иконостаса. Кроме колоколов из Москвы были провезена серебряная люстра на 250 свечей. Церковь строилась в старославянском стиле, кресты над куполом были позолочены, здание было обнесено солидной кирпичной оградой с железными перилами. Вместе с вделанными в стены изваяниями и драконами, решетчатыми ажурными окнами, церковь выглядела красивым храмом, блестела своей белизной, а звон ее колоколов был слышен далее, чем за50 км.

Строились одновременно два предела, первый – главный в честь Рождества Богородицы, второй – во имя святых мучеников Кирики и Улиты. Окончательно церковь построена в 1815 году.

Есть сведения о том, что при первом освещении церкви, духовным властям не понравилось, что в стенах церкви были видны вмурованные языческие изваяния. И только после того, как изваяния были замазаны глиной, освещение церкви состоялось.

Первым священником Кондуевской церкви в 1806 году стал отец Стефан Пляскин – учитель Нерчинского духовного училища.

Экспедиция юных исследователей средней общеобразовательной школы №15 города Борзи Забайкальского края к историческому памятнику состоялась в мае 2008 года под руководством директора школы Пинигиной Елены Михайловны и местного краеведа Михаила Трофимовича Малахова.

То, что мы увидели, трудно назвать историческим памятником общегосударственного значения. Удручающие развалины. Два с половиной часа пробирался наш автобус по просёлочной дороге, в некоторых местах с едва видимой колеёй.

И вот перед нами невысокий холм, усыпанный обломками камней и кусочками черепицы. На некоторых ещё видна глазурь – символ былой роскоши. Основания могучих колонн выглядывают из травы, точно проплешины, а  на покосившемся монументе мы читаем слова  –  «Археологический памятник. Кондуйский городок. XIV век. Охраняется государством». Унылые, мы застыли у этого  монумента: «Боже, что же здесь уже охранять? Наверное, скоро от дворца останется лишь этот каменный монумент с высеченными словами».

Десятилетиями Кондуйский дворец манил торговцев, монгольских ханов, ремесленников и авантюристов со всех окрестных земель. Сегодня же его руины привлекают лишь археологов, редких путников и чабанов, вырывших у основания дворца землянку и соорудивших небольшой загон для скота.

Уничтожение заброшенного дворца началось в XIX веке, когда нерчинское начальство дало разрешение кондуйскому уряднику Эпову использовать для хозяйственных нужд кирпич и камень городка. Ломая некогда роскошные залы, местные жители сооружали печи и фундаменты домов в окрестных селениях. Пошёл ханский материал и на строительство Цугольского дацана. А в 1806 году в Кондуе была возведена белокаменная церковь Пресвятой Богородицы и святых мучеников Кирика и Улиты.

Сегодня эта церковь представляет зрелище не менее печальное, чем сам городок. Она точно укоряет селян, говоря: нельзя создавать храм, точно Франкенштейна, из останков погибших дворцов. На её куполе давно нет креста. Каменный пол устлан коровьим помётом. Крыша заросла травой. Стены опутаны трещинами. Тем не менее, разрушенная в 1929 году церковь всё ещё возвышается над селом, напоминая не только о столетиях истории забайкальского православия, но и о былом величии монгольских ханов.

Сделав фотографии, собрав коллекцию из обломков черепицы, юные исследователи  пытались поднять настроение тем, что составили план внесения своей лепты в сохранение памяти об этом чудном дворце 14 века. Порядка тридцати обломков черепицы не будут разрушаться под воздействием атмосферных осадков, а будут храниться в историко-краеведческом музее МОУ: СОШ№15 города Борзи; Более того, некоторые прониклись решимостью воссоздать макет дворца и предложить местным органам власти  свой проект восстановления  дворца, сделав его Музеем под открытым небом, с выставочными павильонами, с экскурсионной программой, поскольку – Кондуйский дворец – символ монгольской государственности, способный привлечь внимание туристов со всего мира. (Мечты! Мечты!). «Можно попробовать проанализировать химический состав черепицы», – проговорил один из юных участников экспедиции.

гранитная база для колонны кондуйского дворца

обломки черепицы

обломки черепицы

 

Церковь, построенная из строительного материала кондуйского дворца

стены церкви с украшениями из дворца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внутренний вид церкви

каменный монумент

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы у стен церкви, построенной из строительного материала дворца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы едем в Кондуй

 

Мы приехали

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав школьной исследовательской экспедиции в окрестностях Кондуя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Похожих статей нет.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Музей под открытым небом. Кондуйский дворец.”

  1. Галина пишет:

    Интересная и занимательная статья, особенно для тех, кого интересует история. Наверное интересно заниматься раскопками, погрузиться в “древний”мир.

  2. Елена пишет:

    Галина, это, действительно, интересно… Каждый раз хочется узнать о чем-либо больше..

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks