Конспект вводного урока по обществознанию, 8 класс

Конспект вводного урока по обществознанию, 8 класс

Урок №1

Введение в обществознание.

Все люди от природы стремятся к знанию

Аристотель

Наука есть систематизированное знание.

Л. Берг

 

Цель:  - познакомить учащихся с курсом обществознания, сформировать представление о человеке и о человеческом отношении ко всему окружающему;

- развивать  навыки  определения и объяснения понятий;

- развивать умение работать в составе небольшой группы;





- формирование осознания личного участия и ответственности за успех совместной работы;

- решать  проблемные задания, умение  высказать и аргументировать свою точку зрения.

Новые термины: гуманный, гуманизм, гуманное общество, философия, социология, политология, экономика, правоведение, культурология, история, социальная психология, этика, эстетика, этнография, экология.

Оборудование: учебник п/р Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой,   раздаточный материал на каждого ученика: таблица «Общественные науки», текст  рассказа В.В. Вересаева «Легенда»; листы ИЛО №1 на каждого ученика  (домашнее задание).

 

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

Работа в группах.  Задание 1. запишите слова-ассоциации к слову «обществознание». Сгруппируйте их и составьте кластер.

Обществознание

Общество, люди,  природа, знание, познание

Задание 2. Какие разделы включает обществознание?

Группы  готовят сообщение о том, что, по их мнению, будет изучаться в этих разделах.

1-я группа – Личность и общество

2-я группа – Духовная культура

3-я группа – Экономика

4-я группа – Человек в обществе (Социальная сфера)

5-я группа – Личность и государство (политика, право)

Задание 3.  Науки об обществе. Работа с таблицей «Общественные науки».

Знакомятся с перечнем наук, изучающих общество и с их определениями.

Задание: Составьте свой вариант определения каждой науки, тот, который, по вашему мнению, вам лучше запомнится (отрабатывается навык определения понятия по алгоритму: «понятие = ключевое слово + признаки», например: этиканаука о морали и нравственности).

Задание 4.  Беседа по вопросам:

- Что значит «гуманный»?;

- Что такое гуманизм?

- Что означает понятие «гуманное общество»?

- сформулируйте принципы гуманного общества.

Задание 5 . Прочитайте рассказ  В. В. Вересаева  «Легенда»,  проанализируйте и сделайте вывод о том, почему моряки больше не улыбались.  (раздается только первая часть рассказа до слов «Мне представляется….»).

- Придумайте и запишите своё продолжение истории, поведанной Вересаевым.

После ответов учащихся, зачитывается и обсуждается вывод автора по этой проблеме (окончание рассказа).

II. Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Какое задание вызвало наибольшее затруднение? Почему? Как думаешь это исправить?   Как ты оцениваешь свою работу в составе группы?  Выставление оценок.

         Домашнее задание:

с.4-5;  §1, заполнить ИЛО №1

Материалы к уроку.

 

Гуманизм (от  лат.  humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея  человека,  как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения).

Гуманизм утверждает ценность  человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие,  проявление своих способностей.

Гуманный – проникнутый добротой, любовью к человеку, уважением к человеческой личности, направленный на благо других.

Гуманное общество – это такое общество, которое взяло за основу своего развития принципы гуманизма. Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится личность человека как высшая ценность, поэтому в гуманном обществе права каждого человека на свободу, счастье и реализацию абсолютно равны.

В.В. Вересаев «Легенда».

Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже не улыбались.

………..
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

Кла́стер (англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

 

Таблица «Общественные науки».

Отрасль обществознания

Характеристика  отрасли

Философия

  1. Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу.
  2. Наука,  устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества.

Социология

Наука, изучающая  отношения между основными социальными группами современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология

Наука, изучающая политическую систему общества, выявляет связи партий и общественных организаций с государственными институтами управления.

Экономика

Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества.

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права.

Культурология

Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа.

История

Наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

Социальная психология

Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности.

Этика

Теория морали, её сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика

Учение о развитии искусства и художественного творчества, способе воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других областях культуры.

Этнография

Наука о происхождении, составе, расселении. Этнических и национальных отношениях народов.

Экология

Наука, анализирующая отношение человечества и природы, влияние жизнедеятельности людей на окружающую среду, возможность сохранения естественного равновесия и обмена веществ в природе.

Футурология

Наука о будущем человечества, освоении людьми земли и космоса, формирования нового мышления и отношений между народами.

Дополнительная литература:

  1. И.П. Смирнов. Введение в современное обществознание. М, Академия,2006 г.

Домашнее задание.

Индивидуальный лист обучения №1.

Тема : Быть личностью.

            (учебник : § 1)

ЧАСТЬ А.

  1. Запишите определение понятий:
  1. индивид –

 

 

  1. индивидуальность –

 

 

  1. личность –

 

 

  1. смысл жизни

 

 

  1. счастье –

 

 

  1. мировоззрение

 

 

  1. адаптация –
  2. индивидуализация  –

 

 

  1. интеграция –

 

 

  1. социализация –

 

 

  1. агенты социализации –

 

 

 

 

ЧАСТЬ В.

 

  1. Нарисуйте схему «Агенты социализации».

 

 

ЧАСТЬ С. (Выполнить одно из заданий – на выбор)

1. Составьте презентацию по теме «Смысл жизни», используя дополнительную научно-популярную литературу; Интернет-ресурсы;

2.Ответь на вопрос:  Может ли человек проявиться как личность вне общества? Аргументируй свой ответ.

3. Про каких людей города Борзи и Борзинского района можно сказать: «Это яркая личность»? Почему?

4.  Подготовься к выступлению на уроке по проблеме: могут ли быть счастливыми все люди? Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?

5. Попробуйте    сформулировать  проблемные вопрос по данной теме,  который  вы бы хотели обсудить на уроке, высказать свою точку зрения и услышать мнение других.

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Разработка урока “Мировоззрение, убеждение, вера”, 10 класс
  2. Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
  3. Типовые тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
  4. Разработка урока истории “Восточные славяне в древности”, 10 класс
  5. Презентация к уроку “Общество и общественные отношения”. 10 класс.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks