Киевские князья. Игорь (912-945 гг.) и Ольга (945-969 гг.)

Игорь (912-945 гг.)  и Ольга (945-969 гг.)

Х век. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события, былинные персонажи…  Очень мало известно об этом периоде нашей истории, немногое сохранилось в памяти людей к тому времени, когда писались первые русские летописи, в которых быль переплеталась с преданиями, легендами и народной молвой.

Только самые яркие личности остаются в памяти народной, только о них повествуют летописи. Но и среди летописных рассказов, которые часто читаются как приключенческий роман, выделяется история жизни и деяний княгини Ольги и её сына Святослава.

«Предание   нарекло   Ольгу Хитрою, Церковь — Святою, История — Мудрою», — пишет Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского». Кто же она, эта княгиня, выдающийся государственный деятель, первая русская святая, единственная женщина, которой так много места уделено в древнерусских летописях?

О происхождении Ольги известно немного. Возможно, что родом она из Пскова. В древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — под 903 г. записано: «…И привели ему (Игорю. — Прим. ред.) жену из Пскова именем Ольгу». Некоторые авторы утверждают, что происходила она из полулегендарного новгородского рода Гостомысла, другие видят в ней дочь князя Олега, третьи считают её простой крестьянкой, прельстившей князя Игоря своей красотой. Скорее всего, она была не славянкой, а родилась в семье варяга, об этом говорит и её варяжское имя — Ольга (Хельга). Но как бы, то, ни было, она стала достойной женой князя киевского. Занимая высокое положение в политической иерархии, Ольга была достаточно самостоятельна в делах. Она владела землями и городами, ей принадлежали Вышгород под Киевом, сёла Будутино, Ольжичи и другие владения. Не исключено, что она имела собственные вооружённые отряды. В договоре князя Игоря с византийцами (944 г.) упомянут особый посол княгини Ольги, который занимает третье место в списке лиц, участвовавших в переговорах, — сразу же после послов князей Игоря и Святослава, оказавшись рангом выше даже посла племянника Игоря. Это не случайно. По-видимому, именно Ольга, располагая определённой политической властью, ведала государственными делами и вершила суд в отсутствие мужа. Однако на первый план она выдвигается после гибели князя Игоря. Игорь был убит  в 945 г. древлянами во время сбора «полюдья» (дани, которую этот сильный союз племён обязан был платить Киеву). Для Ольги это было трудное время. Древлянская земля «отложилась» от Киева, наследник, князь Святослав, по свидетельству летописи, был ещё слишком мал. На плечи княгини легла вся тяжесть управления. Яркий летописный рассказ повествует о неудачном сватовстве к Ольге древлянского князя Мала, о мести княгини древлянам за убийство Игоря. Расправившись с посольством древлян и истребив их «нарочитых (т. е. старших, знатных) мужей», Ольга с дружиной отправилась в древлянскую землю, осадила город Искоростень и сожгла его, покорила жителей и заставила платить тяжкую дань. Скорее всего, в основе рассказа лежат реальные события, которые, обрастая со временем новыми красочными подробностями, превратились в памяти народной в страшную сказку о княгине, хитростью и силой отомстившей убийцам мужа.

После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти и в других землях. Как пишет летописец, «отправилась Ольга к Новгороду и установила на Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани. Ловища (охотничьи угодья) её сохранились по всей земле и свидетельства о ней, и места её, и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село её Ольжичи до сих пор. И так, установив всё, возвратилась к сыну своему в Киев и там пребывала с ним в любви». И хотя летопись упоминает об установлении Ольгой «уроков» и «даней» (иными словами, точных размеров платежей в пользу великих князей киевских) лишь в древлянской и новгородской землях, можно предположить, что княгиня не ограничилась этим, а объехала все свои владения, назначая «погосты», становившиеся небольшими центрами княжеской власти, куда стекалась дань, собранная с населения. Не один год заняла у неё эта работа, и не случайно молчит летопись о делах Ольги с 948 по 954 г. Эта будничная, утомительная деятельность не принесла ей славы. Не происходило никаких ярких, запоминающихся событий, молва о которых переходила бы из уст в уста, но значение этих лет трудно переоценить: благодаря административно-хозяйственным реформам Ольги традиционная власть старейшин на местах постепенно сменялась управлением княжеских «тиунов» (управителей), слабела племенная власть, укреплялась княжеская. Это был важный шаг на пути становления государства. Годы правления Ольги не отмечены крупными внешними завоеваниями. Не было победных походов княжеской дружины, не присоединялись новые земли — тишина и замиренье были на Руси. Но значило ли это, что княгиню не интересовали внешнеполитические дела, что ей было безразлично то, как воспринимали молодое государство могущественные соседи, в первую очередь Византия и Германское королевство?

Крещение Ольги

Вполне естественно, что, уладив внутригосударственные дела, Ольга смогла уделять больше внимания внешней политике. Такая последовательность развития событий даёт возможность провести аналогию между первыми годами правления Ольги и князя Олега. Историк С. М. Соловьёв подчёркивал сходство их характеров, если судить по тому, как они отражены в летописи. Оба отличались мудростью, хитростью, оба заботились о внутреннем устройстве государства и, лишь укрепив позиции великокняжеской власти, приступали к решению внешнеполитических задач. Олег организовал поход на Византию, чтобы подтвердить прежние привилегии Руси, полученные ею от империи ещё в IX в., а Ольга...

Княгиня Ольга пыталась повысить престиж Руси не военными походами, не завоеваниями, а умелой, мудрой дипломатией. И в связи с этим особое значение приобрело крещение Ольги. По свидетельству летописца, она «с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа». Но дело не только в том, что княгиня, расположенная к христианству, обрела истинную веру, несмотря на своё языческое окружение. Её крещение стало не только частным делом пожилой благочестивой женщины, но приобрело важное политическое значение и способствовало укреплению международного положения Руси. Историки до сих пор спорят, когда и где именно — в Киеве или Константинополе — крестилась Ольга. Согласно летописи, в середине 50-х гг. X столетия она отправилась в Константинополь и там «возлюбила свет и оставила тьму», приняв новую веру. Народная молва вновь расцветила реальные события красочными подробностями. Византийский цесарь, прельстившись красотой и разумом Ольги (на самом же деле ей было в ту пору около 60 лет), якобы предложил ей стать его женой. Но княгиня, проявив мудрость и хитрость, «переклюкала» (обманула) его: по её просьбе император стал крёстным отцом Ольги, что по христианским канонам исключало возможность брака между ними.

Скорее всего, Ольга была знакома с христианством ещё в Киеве, в её дружине были христиане, в Константинополь её сопровождал киевский священник Григорий. Однако крещение княгини именно в Византии приобретало ярко выраженную политическую окраску: получив титул «дщери» (дочери) византийского императора, что выделяло её среди прочих государей, приняв крещение из его рук, Ольга тем самым необычайно повышала престиж светской власти Киева в международном плане. На византийском императоре всё ещё лежал багряный отблеск славы великого Рима, и часть этого отблеска озаряла теперь и киевский стол.

Однако крещение Ольги не повлекло за собой введения христианства на Руси. Даже ее сын Святослав “не думал и не прислушивался к этому… продолжая жить по языческим обычаям”. Святослав в данном случае выражал настроения своей дружины: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».

Вскоре Ольга отошла от государственных дел. Она занималась пропагандой христианства, построила несколько церквей. Скончалась Ольга в969 г., и, как пишет летописец, «плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди». Хоронили её по христианскому обряду.





Блестящую оценку правлению Ольги дал историк Н.М. Карамзин. Он писал, что она «мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Киевские князья. Княжение Олега (879-912 гг.)
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks