Формы и разновидности культуры: народная культура, массовая культура, элитарная культура; молодёжная субкультура.

Формы и разновидности культуры: народная культура, массовая культура, элитарная культура; молодёжная субкультура.

 Когда речь идёт  о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

Типология культуры.

типология культуры

типология культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: народная культура, массовая культура и две её разновидности -: субкультура (от лат. – под)  и контркультура (от лат. contra – против), элитарная культура; молодёжная субкультура 

формы культуры

формы культуры

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества.

массовая культура

массовая культура

массовая культура

массовая культура

 

Массовая культура.Особенности.





Общедоступность.  Массовая культура – доступна и узнаваема, и в этом причина её успеха. Гово­рят даже о ее примитивности. Но облегченность этих про­изведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Труд­ность приспособления к непривычной городской среде, мо­нотонная, изнуряющая работа на промышленном предприя­тии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных при­лавках, в кинозалах, в средствах массовой информации, прежде всего, легкие для восприятия, развлекательные пред­ставления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя од­нозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массо­вая культура» неравнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.

Занимательность.  Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неиз­менный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произве­дений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление дейст­вительно массой людей. Книги выходят подчас миллион­ными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность про­является и в известной повторяемости сюжетных ходов, по­хожести героев. Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллет­ристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читате­ля, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональ­ных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Чи­тая даже облегченное литературное произведение, мы неиз­бежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Эк­ранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рам­ках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демокра­тичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. По­этому производители подобной продукции стали ориентиро­ваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут про­фессиональные композиторы, сценарии фильмов — профес­сиональные литераторы, рекламу создают профессиональ­ные дизайнеры. Массовая культура имеет свой рынок — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца. Именно на запросы широкого круга потребителя ориентируются про­фессиональные создатели продукции массовой культуры. Показателями спроса выступают объемы продаж, а также различного рода рейтинги — замеры отношения аудитории к той или иной передаче, программе. Но и продавцы на этом рынке (как на любом другом) также активны, стара­ются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

Литература:

Л.Н. Боголюбов,  А.Ю.Лазебникова, К.Г. Холодковский. Обществознание. Учебное пособие. Профильный уровень. М, Просвещение,2008 г.

П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко  ЕГЭ. Обществознание. Полный справочник. М., издательство «Астрель», 2008 год.

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Культура и духовная жизнь
  2. Презентация к уроку обществознания “Культура и духовная жизнь”, 10 класс
  3. Культура Киевской Руси.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks