Исторический портрет П.А. Столыпина

Петр Аркадьевич Столыпин  – русский государственный деятель, председатель Совета министров в 1906-1911 гг. Он был сыном героя севастопольской обороны А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой, представительницы знаменитой в то время фамилии.

П.А. Столыпин закончил Петербургский университет и в качестве юриста начал свою деятельность в министерстве внутренних дел.  Проявив незаурядное служебное старание, он в1899 г. был назначен ковенским предводителем местного дворянства, а в 1903 году был переведен на должность саратовского генерал-губернатора.

П.А. Столыпин в годы первой русской революции отличался решительностью  и бескомпромиссностью по отношению к любым лица, основой деятельности которых была революционность. Это привлекло внимание к его личности со стороны властей, и после отставки С.Ю. Витте и его правительства Столыпин получил пост министра внутренних дел. Главную задачу момента он видел в наведении в стране порядка при проявлении со стороны государства воли и умения ее реализовать. Это был жесткий, умелый и умный противник революционеров.

Действуя силой государственного принуждения,  Столыпин не исключал и компромисса с оппозиционными силами и готов был пойти на формирование коалиционного правительства из числа представителей либеральных партий. К сожалению, большинство оппозиционеров свои партийные интересы поставили выше интересов Отечества, что свело на нет попытки П.А. Столыпина.

После назначения  Столыпина на пост премьер-министра (председателя Совета министров) на него посыпались не только нападки коллег, но и покушения со стороны террористов. Самой страшной и чудовищной из них была попытка взорвать виллу премьера на аптекарском острове в Петербурге. Взрыв произошел во время приема посетителей – погибли 27 человек и 32 ранены, в том числе и члены семьи Столыпина: был ранен единственный сил и искалечена 14-летняя дочь. Скорее всего, эта трагедия и подтолкнула премьера на подписание указа от 19 августа 1906 года о чрезвычайном порядке. Это был указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над «бунтовщиками» завершалось в течение 48 часов, а приговор исполнялся в 24 часа по распоряжению командующего округом. Это был жестокий, но и в какой-то мере справедливый указ, который дал новое понятие – «столыпинский галстук», т.е. петля, так как решения военно-полевых судов в основном мерой пресечения считали смертную казнь. Эти судьи немало вынесли суровых приговоров террористам и участникам крестьянских волнений.

Однако,  П.А. Столыпин вошел в историю нашего Отечества не только как реакционная фигура. Он прекрасным оратором и не боялся полемики.   Столыпин смело выходил на трибуну Думы и своими речами мог не только подавлять оппонентов, но и убеждать депутатов в правильности выбранного курса политических, социальных и экономических преобразований. При всей приверженности идее самодержавия  Столыпин все же был реформатором.

 Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями. Не затрагивая причин социальной нестабильности.  9  ноября 1906 года был издан указ, позволявший крестьянам закреплять за собой свой надел и разрешавший им выход из общины, а закон  14 июня 1910 года сделал выход обязательным. Началась столыпинская аграрная реформа. Основной целью ее было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности.

Это дало бы  возможность, во-первых,  успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти, и, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:

1) разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при  сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т.е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков.  В годы реформы из общин выделилось около 2 млн. хозяйств, в основном, зажиточных. Это был несомненный успех политики Столыпина.





2) реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян. Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересов крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших императорской семье) земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 года отказалось от взимания остатков выкупных платежей.

3) поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной   России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды,  продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа  Столыпина имела серьезные недостатки:

-  экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

- реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20 лет,  на которые уповал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян – собственников земли;

- постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Разорявшиеся крестьяне уже не могли рассчитывать на помощь общины; во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противостояние зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

- «середняк» начал борьбу против разрушения общины, увидев в нем угрозу своему положению. Крестьяне стали препятствовать деятельности землеустроительных комитетов, не тушили при пожаре дома хуторян или отрубников, даже не разрешали хоронить их на мирском кладбище. Общинная психология оказалась у крестьян сильнее, чем полагали власти;

- переселенческая политика также не во всем достигла своих целей: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым, непривычным способам хозяйствования, далеко не всегда организованный прием переселенцев на местах. Это вынудило примерно 16 % крестьян вернуться обратно и приводило к тому, что переселенцы-неудачники с трудом находили себе место в покинутых ранее родных местах, тем самым увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах.  Переселенческая программа привела, таким образом, лишь к частичному разрешению проблемы малоземелья.

Столыпин руководил правительством до своей смерти (в 1911 г. премьер-министр был смертельно ранен террористом, возможно, сотрудничавшим одновременно с революционерами и полицией). Все это время аграрная реформа Столыпина  подвергалась критике, исходившей из разных политических кругов.  Многие либералы упрекали Столыпина в нежелании принять предложения кадетов, которые считали необходимым принудительный выкуп части помещичьих земель на казенный счет (с последующей передачей этих земель крестьянам). Нежелание трогать помещичьи имения было, по мнению многих оппонентов премьер-министра, серьезной ошибкой. Столыпин, вполне возможно, опасался, что решение проблем одной социальной группы за счет другой приведет не к стабилизации общественных отношений, а к результатам прямо противоположным. Кроме того, председателю Совета министров приходилось думать и о позиции правых партий, и о настроениях высшей бюрократии, и о взглядах царя, без особого энтузиазма относившегося к идее реформ.  Подобные факторы придавали столыпинским преобразованиям оттенок консерватизма – быть может, чрезмерного.

У Столыпина не было достаточно надежной политической опоры  в обществе. Октябристы, одно время поддерживающие реформатора, вскоре перешли в оппозицию правительству; правые партии (которые вместе с октябристами составляли большинство в III Думе) также во многом не соглашались с премьер-министром. Столыпин стремился опереться на исполнительную власть, на бюрократические структуры, но далеко не всегда встречал понимание высшего чиновничества.

Многие из планов Столыпинаостались неосуществленными. Из 43 обещанных реформ были осуществлены лишь 10.  Еще в марте 1907 г. премьер-министр предложил ряд законопроектов, реализация которых,

Еще в марте 1907 г. премьер-министр предложил ряд законопроектов, реализация которых, по его мнению, приблизить Россию к идеалу правового  государства. Столыпин предлагал преобразовать крестьянские волостные суды, которые часто руководствовались не писаными законами, а обычаями; обеспечить национальное и вероисповедное равноправие (для этого необходимо было в первую очередь отменить сохранявшиеся еще ограничения, ущемлявшие права  иудеев, и  разрешить свободный переход из православия в другие конфессии);  усовершенствовать уголовное законодательство.

Большое значение Столыпин придавал местному управлению. Он хотел ввести волостные земства, расширить представительство в земствах зажиточных крестьян, ограничить права предводителей дворянства. Настойчивость Столыпина в утверждении законопроекта о западных земствах (о введении самоуправления в шести польских губерниях) привела к конфликту с Государственным советом и правительственному кризису 1911 года). Тогда премьер-министру удалось привлечь на свою сторону Николая II и провести закон без одобрения представительных органов, но многие проекты отвергались или до неузнаваемости изменялись в ходе сложного процесса одобрения Думой, государственным советом и утверждения императором.

Иные из замыслов Столыпина были реализованы только после его смерти; так, лишь в 1912 году были приняты законы о начальных училищах (вводивший обязательное начальное обучение) и о страховании рабочих.

Сложная политическая ситуация в стране и непоследовательность самого Столыпина определили компромиссный, половинчатый характер реформ. Тем не менее, преобразования – особенно в аграрной сфере – способствовали постепенному решению многих актуальных проблем общественной жизни. Столыпин полагал, что для полного успеха преобразований в России потребуется не менее трех десятилетий спокойного развития. Такого запаса времени в начале XX века уже не было.

Стремление Столыпина приспособить феодальную форму правления к развивающимся буржуазным отношениям подвергалось все большим нападкам слева и справа. Первым был нужен Столыпин – «успокоитель», в Столыпине-реформаторе они не нуждались.

После убийства Столыпина в сентябре 1911 года реформы постепенно были свернуты. Однако их проведение во многом обусловило экономический подъем 1911-1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих  рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба)

После смерти Столыпина в стране не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования. Пришедший на смену Столыпину бывший министр финансов В.Н. Коковцев стал проводить политику, которая фактически свернула реформы его предшественника. Брошенная Столыпиным фраза: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» – получила обратное значение: все, что делалось после него, вело к социальному взрыву и непредсказуемости развития страны.

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Исторический портрет С.Ю. Витте
  2. Исторический портрет. Петр I
  3. Исторический портрет Николая II
  4. Исторический портрет Ивана IV Грозного (1530-1584)
  5. Исторический портрет Екатерины I (1725-1727)
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

Wordpress fireworks powered by nkfireworks