Культура Киевской Руси.

 Культура Киевской Руси.

Былины

Героические страницы истории Древнерусского государства, связанные с обороной его от внешних опасностей, отразились в русских былинах. Былины — новый эпический жанр, возникший в X в. Наиболее обширный былинный цикл посвящен князю Владимиру Святославичу, активно оборонявшему Русь от печенегов. В былинах народ называл его Красное Солнышко. Одним из главных героев этого цикла был крестьянский сын богатырь Илья Муромец — защитник всех обиженных и несчастных.

В образе князя Владимира Красное Солнышко ученые видят и другого князя — Владимира Мономаха. Народ создал в былинах собирательный образ князя — защитника Руси. Следует обратить внимание, что события, хотя и героические, но имевшие меньшее значение для народной жизни — такие, как походы Святослава — не отразились в народной эпической поэзии.

Письменность

Договор князя Олега с греками 911г., составленный на греческом и русском языках, является одним из первых памятников русской письменности. Значительно ускорило распространение образования принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению на Русь византийской литературы и искусства. Достижения византийской культуры первоначально попадали на Русь через Болгарию, где к этому времени уже был значительный запас как переводной, так и оригинальной литературы на понятном и на Руси славянском языке. Создателями славянской азбуки считаются болгарские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в IX в.

С принятием христианства связано появление первых учебных заведений. По сообщению летописи, сразу после крещения киевлян Владимир Святой устроил школу, в которой должны были обучаться дети “лучших людей”. Во времена Ярослава Мудрого в школе при Софийском соборе обучалось более 300 детей. Своеобразными школами были и монастыри. В них переписывали церковные книги и изучали греческий язык. Как правило, при монастырях существовали школы и для мирян.

Грамотность была довольно широко распространена среди городского населения. Об этом свидетельствуют надписи на вещах и стенах древних зданий—граффити, а также найденные в Новгороде и некоторых других городах берестяные грамоты.

Литература

Кроме  переводных греческих и византийских произведений, на Руси возникают свои литературные произведения. В Древнерусском государстве возник особый вид исторического сочинения — летопись. На основе погодных записей важнейших событий составлялись летописные своды. Наиболее известной древнерусской летописью является “Повесть временных лет”, рассказывающая историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива.

Одним из авторов “Повести” считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Кроме “Повести временных лет”, Нестор является автором жизнеописаний первых русских святых Бориса и Глеба, игумена Феодосия.

Князь Владимир Мономах был не только выдающимся государственным деятелем, но и писателем. Он был автором “Поучения детям“, первого в истории русской литературы сочинения мемуарного характера. В “Поучении” Владимир Мономах рисует образ идеального князя: доброго христианина, мудрого государственного деятеля и храброго воина.

Первый митрополит из русских Иларион написал “Слово о законе и благодати” — историко-философское произведение, показывающее глубокое освоение и осмысление христианского взгляда на историю русским книжником. Автор утверждает равноправное положение русского народа среди других христианских народов. “Слово” Илариона также содержит похвалу князю Владимиру, просветившему Русь крещением.

Русские люди совершали длительные путешествия в различные страны. Некоторые из них оставляли путевые заметки и описания своих походов. Эти описания составили особый жанр — хожений. Самое древнее хожение составлено в начале XI в. черниговским игуменом Даниилом. Это описание паломничества в Иерусалим и другие святые места. Сведения Даниила настолько подробны и точны, что его “Хожение” долгое время оставалось самым популярным на Руси описанием Святой земли и путеводителем для русских паломников.

Архитектура и изобразительное искусство

При князе Владимире в Киеве была сооружена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром – знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие постройки. Первые каменные храмы на Руси строили византийские мастера. Лучшие византийские художники украшали новые киевские храмы мозаиками и фресками. Благодаря заботам русских князей Киев называли соперником Константинополя. У приезжих византийских зодчих и художников учились русские мастера. Их произведения соединяли высочайшие достижения византийской культуры с национальными эстетическими представлениями.





Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На тематику творчества большое влияние оказали формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государст­венных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; начинавшиеся феодальные усобицы.

Важным достижением культуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие   каменные сооружения того времени — Софийский собор в Новгороде, Золо­тые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появив­шиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы украшались моза­икой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значитель­ных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелир­ные украшения (зернь, скань, эмаль, чернь).

Широкое распространение получили письменность и грамот­ность. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые шко­лы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со­брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со­временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.

Появились первые летописи — погодные записи круп­нейших событий, с включением документов и их коммента­риев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарождения и начальный этап сущест­вования Древнерусского государства. Древнерусская литера­тура представлена такими произведениями, как «Житие Бори­са и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами.

Большое влияние на культурное развитие Древней Руси ока­зало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.


Софийский собор в Киеве. Реконструкция

интерьер собора Святой Софии в Киеве

ювелирное искусство

 

 

Литература:

А.С. Орлов, А.Ю. Полунов,  Т.Л. Шестова, Ю.А. Щетинов. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. М, МГУ, 2 издание. 2009 год.

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Внешняя политика Киевской Руси.
  2. Социальное развитие Киевской Руси
  3. Экономическое развитие Киевской Руси
  4. Междоусобица на Руси. Святополк Окаянный (1015-1019 гг.)
  5. Крещение Руси. Церковь.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks