Архитектура Киевской Руси (IX-XIвв.)

Русская архитектура, начиная с Х века и вплоть до конца XVII века, неразрывно связана с Церковью и православной верой. Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев.  Христианские храмы появились на Руси еще в X в. Сначала они были деревянными. В древней летописи отмечается  деятельность вышгородских зодчих XI в., мастеров деревянной архитектуры — Миронега и Ждан-Николы. В конце X в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена». В1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в XI и последующих столетиях.  Не сохранились и древнейшие каменные храмы.

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ.

Десятинная церковь. Реконструкция

Десятинная церковь. Реконструкция

Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве в честь пресвятой Богородицы в эпоху княжения Владимира Великого, который выделил на возведение и поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В источниках Десятинную церковь, однако, нередко называют церковью Богородицы. Она представляла собой крестово-купольный шестиярусный каменный храм. За образец была принята церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли ее храмом, красотой превосходящим Соломонов храм. Возведена Десятинная  церковь была из плоского кирпича плинфы светло-желтого цвета и очень тонкого – 2,5-3 см. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам и богатством отделки. При раскопках были найдены мраморные резные детали, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью. Все это позволяет утверждать, что по богатству отделки Десятинная церковь не уступала византийским храмам

В начале XI века была повреждена пожаром, но вскоре её восстановили и с трёх сторон добавили галереи. Десятинная церковь была богато украшена мозаиками, фресками, резными мраморными и шиферными плитами. Иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса Таврического). В 1007г. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

Десятинная церковь

Десятинная церковь

В 1169г. церковь разграбили войска Андрея Боголюбского, в 1203г. — войска Рюрика Ростиславича. В конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.

Раскопки руин храма начались в 30-х годах XVII века по инициативе митрополита Петра Могилы, который основал рядом небольшую церковь в память о потерянной святыне и выставил в ней одну из древнейших икон с образом св. Николая, привезённую Владимиром из Корсуня. Позже в руинах был обнаружен саркофаг князя и его супруги Анны. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. В своём завещании Пётр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.

В начале XIX в. фундаменты церкви раскопали, а в 1828 – 1842 гг. на это месте построили новую церковь. Лишь после того как в1935 г. здание новой церкви разобрали, появилась возможность провести археологическое исследование древнего памятника. В 1938 – 1939 гг. вся площадь Десятинной церкви была раскопана полностью. Раскопки показали, что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки; на остальных участках местами уцелели фундаменты, а большей частью даже фундаменты оказались выбранными на камень, и контуры здания удалось проследить только по фундаментным рвам.

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

Спасский собор в Чернигове

Спасский собор в Чернигове





 

Самый древний из дошедших до нас в своем былом облике храм Киевской Руси – это Спасо- Преображенский собор в Чернигове. Заложен он был в середине XI века по приказу князя Мстислава Владимировича, сына равноапостольного Владимира Святославовича. Построен из плинфы с вкраплением необработанного камня. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены, благодаря «утопленным рядам», покрытым розоватым раствором. Стены тогда не штукатурили, и такой прием придавал храму, помимо нарядности, неповторимую легкость.

Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти целиком.

 

 

 

 

 

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В КИЕВЕ

Собор Святой Софии в Киеве

Собор Святой Софии в Киеве

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан с устроительством Ярослава Мудрого. В 1037 году, согласно летописным данным, в Киеве начинает строиться собор Святой Софии – Премудрости Божией. Этим сооружением великий князь Ярослав как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Огромный пятинефный собор с большими хорами – «палатами», светлыми и широкими, – имел купол с необычным взлетом в самом центре перед алтарем, где сияют древние мозаики на мерцающем золотом фоне. В XI веке Софийский собор был тринадцатикупольным, но позже подвергся перестройке, и число куполов уменьшилось. 13 куполов символизировали Иисуса Христа и 12 апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминали о четырех евангелистах: Марке, Матвее, Луке и Иоанне. Пространство под главным куполом, представляет собой описанный арками огромный крест.Изображение Христа Вседержителя расположено на куполе горнего Неба, а в алтаре, на стене центральной апсиды, во весь рост изображена сосредоточенная и строгая фигура Богоматери Оранты с поднятыми в молении руками. Изображения созданы в технике мозаики и цветного непрозрачного

макет

макет

стекла – смальты. И если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики так же ярки, как и много веков назад.

Освещение собора устроено так, что с восхода до заката солнечные лучи освещают фигуру Богородицы, и она сияет. Мозаикой украшены главные части храма: купол как символ Церкви Небесной и алтарь – символ Церкви земной. Здесь в алтаре, совершается великое таинство Евхаристии, двумя рядами идут к Христу апостолы. Их руки застыли в жесте прошения, глаза обращены к Христу. Они ждут Причастия.

Напротив центральной апсиды, на уровне хоров, на фреске изображены Христос и семья Ярослава Мудрого. До наших дней сохранилась только часть этой композиции. Там, на хорах, во время богослужения находился князь со своими приближенными, он как бы возносился над простыми смертными. На хорах князь принимал послов и обсуждал государственные дела, в особых помещениях переписывались и хранились книги, в соборе совершалось «посажение на стол» князя (коронация).

Оранта

Храм претерпел много изменений. Его разрушали и грабили монголо-татарские полчища, переделывали руководители греко-католической церкви, восстанавливал и реконструировал в XVIII веке митрополит Петр Могила. И все же внутренний вид Софии времени Ярослава – огромное пространство с мерцающим золотом мозаик, с цветным ковром фресок, расчлененных шиферными карнизами, блеск полированных каменных плит облицовки, глубокие тона красного пола с узором из смальты и белая мраморная алтарная преграда, которую позднее сменил иконостас, – можно представить и сейчас.

Хуже сохранился внешний облик храма. Надстройка второго этажа над наружной галереей и закладка арочных проемов исказили первоначальную его композицию; штукатурка и орнаментальный декор XVII века нарушили цветовое и пластическое решение; сложной формы купола изменили силуэт храма.

В настоящее время храм Киевской Софии принадлежит государству и в нем размещается музей. На рубеже XI-XII веков недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архистратигу Михаилу, который вошел в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь – Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих веков, взорвут в тридцатые годы двадцатого столетья, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда построен. Остатки мозаик и фресок перенесут на хоры Святой Софии.

Пятницкая церковь в Чернигове

Пятницкая церковь в Чернигове

Пятницкая церковь в Чернигове

На рубеже XI-XIII веков в Чернигове была построена Пятницкая церковь. Она стала воплощением новых веяний в архитектуре. Храм похож на свечу. Он отличается центральной высоко поднятой частью и высоким барабаном, который динамично «взлетает» вверх. Прямоугольные основания плавно переходят к круглому барабану, который в свою очередь опирается на возвышающиеся друг над другом арки. Создается впечатление, что храм вырастает на глазах. Совершенный облик храма дает основание полагать, что его возводил известный по летописям выдающийся русский зодчий Петр Милонег. Разрушенный в годы Великой Отечественной войны храм Параскевы Пятницы в Чернигове был отреставрирован в облике, близком к первоначальному.

Нигде больше в русской Церкви на русской земле не сохранятся храмы, украшенные мозаикой из смальты и природного камня. Это останется только на Киевской земле, как отблеск Византийской Империи, подарившей Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Все же молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей, стройным и умудренным был язык первых храмов и мозаик. Русскому искусству эпохи Средневековья суждено было стать новым воплощением Христианского искусства, по своему значению, равного Византийскому, насчитывавшего в XI веке уже шестое столетие своей истории.

 

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ В НОВГОРОДЕ

Храм Святой Софии в Новгороде

Храм Святой Софии в Новгород

Из Киева Византийский стиль архитектуры,  распространяется всюду по княжествам Новгорода и Владимиро-Суздаля.

Новгород был центром уникального и весьма оригинального искусства, которое жило и развивалось в течение всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В Новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии. Он был построен в 1045–52 гг., заменив деревянную, церковь с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна – маленькие и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный,

Храм Святой Софии в ПСКОВЕ

Храм Святой Софии в ПСКОВЕ

горизонтальных элементов.

Церкви 12-ого столетия напоминают собор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к простоте и вертикальным элементам; они были маленькими, кубическими в форме, со скромным в художественным оформлением. Суровый климат и тяжелые снегопады севера требовали различных модификаций Византийских архитектурных форм.

 

 

 

 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Золотые Ворота

Золотые Ворота

Золотые ворота были сооружены сразу же после киевской Софии, т. е. еще в первой половине 40-х гг. XI в. Над проездом стояла небольшая церковь Благовещения. Конечно, ворота имели военную функцию и были приспособлены к обороне, Но, все же, основное их назначение не военное, а репрезентативное, идеологическое. Если они и служили для обороны города, то, прежде всего, с помощью надвратной церкви осуществляя его “небесную” защиту. Это был парадный въезд на территорию города. Даже сами названия зданий, полностью совпадающие с наименованиями соответствующих памятников Константинополя, должны были свидетельствовать о роли Киева как столицы мощного государства: главный храм города – Софийский, дворцовая церковь – Богородицы, главные ворота – Золотые. От Золотых ворот сохранились лишь небольшие участки двух параллельных стенок проезда, но, археологические исследования, а также рисунки ворот, исполненные в середине XVII в., позволили в общих чертах представить их первоначальную конструк­цию.

Памятники второй половины XI в. изучены очень неполно, так как в подавляющем большинстве они не дошли до наших дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассказать друзьям и получить подарок

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ
ОБЩАЙТЕСЬ СО МНОЙ

Также на эту тему можно прочитать:

  1. Культура Киевской Руси.
  2. Внешняя политика Киевской Руси.
  3. Социальное развитие Киевской Руси
  4. Экономическое развитие Киевской Руси
  5. Крещение Руси. Церковь.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Архитектура Киевской Руси (IX-XIвв.)”

  1. Оксана пишет:

    После вашей экскурсии очень захотелось побывать в Киеве.Спасибо, очень интересно.

Оставить комментарий

Wordpress fireworks powered by nkfireworks